И он стоит с глубокомысленным видом, пытаясь
«почувствовать», но ничего не делая. Так происходит, например, когда старший ученик
работает с младшим на своем уровне чувств, а значит и на своем уровне
воздействий, которые просто незаметны младшему.
Или когда два новичка никак не воздействуют друг на друга в
пределах их чувствительности, но каждый пытается «почувствовать» то, что делает
другой. J
Сначала ученик может чувствовать только сильные воздействия,
его чувства грубы. Он чувствует (утрирую) только наличие воздействия или
отсутствие. Да или нет. Да и то, только в определенных случаях, когда это
воздействие достаточно сильно. А в других случаях не чувствует! И не знает, что
делать, ведь ему сказали «чувствовать», а у него «не получается».
Более того! Он даже плохо чувствует то, что делает сам!
Тренируясь с новичками, я очень часто замечаю один забавный
момент.
Новичок, взяв меня за руку, должен давить прямо по средней
линии, и он старательно и честно делает это. Но я чувствую, что на самом деле
он давит в сторону от меня. Говорю: «дави прямо». Получаю ответ: «Я давлю
прямо».
Каково же бывает его удивление, когда я поддаюсь его
давлению, и его рука уходит в сторону, вместо того, чтобы упереться в меня. J
Что нужно, чтобы почувствовать действие партнера?
По-моему, самое простое упражнение на чувства это техника
«ай ханмикататедорииккеосаэ»
в двух вариантах: омотэ
и ура. Какой вариант делать, ученик
должен определить сам. Если партнер давит сильно, то вариант ура (поворотом пропустить партнера мимо
себя), если слабо, то вариант омотэ (опрокинуть партнера вперед).
Для совсем зеленых новичков необходимо очень сильное давление
вперед, чтобы до них «дошло», что нужно повернуться и пропустить давящего. И
нужно совсем остановить атаку и изобразить замешательство, чтобы новичок понял,
что он должен пойти вперед и повалить атакующего. J
Я никогда не встречал человека (и не верю, что такой
найдется), который не смог бы справиться с этим упражнением. Чувствовать может
каждый, даже самый закостенелый и твердолобый человек! Надо только организовать
подходящую ситуацию, в которой он сможет это делать.
Подходящей
ситуацией для него является давление такой силы, которую он способен
почувствовать. Почувствовать можно, только если и сам что-то делаешь. В самом
простом случае, давление можно почувствовать, если давишь в ответ, движение -
если движешься.
Ученик понимает, что нельзя просто стоять и пытаться
почувствовать. Ведь все вокруг тренируются. Да и сам ученик уже привык ДЕЛАТЬ
технику. Поэтому он вынужден пытаться чувствовать во время действия, а не
остановившись. А постоянные действия – это именно то, что надо для тренировки
чувствительности! Ведь среди многочисленных взаимодействий в процессе
тренировки неизбежно попадаются те, которые и нужны (подходят по силе) ученику
для того, чтобы тренировать свою чувствительность. Возможность для этого есть
всегда, когда есть действие. Чем больше действий, тем больше возможностей.
Ученик, пытающийся чувствовать, замечает эти возможности и
использует их. И обучается чувствовать! Его чувства становятся более тонкими, а
действия еще более точными.
В
занятиях с новичком, пока он не приучился постоянно действовать, бывают
моменты, когда очень трудно его чувствовать. Это происходит потому, что
чувствовать нечего. Он ведь ничего не делает. J
В
этом случае (да и не только в этом) в айкидо широко используется провокация.
Если давления нет, его нужно организовать, надавив самому. По мере обучения это
«надавливание» преобразуется в умение устанавливать связь с партнером.
Почувствовать
ситуацию и возможные пути ее развития можно, только если активно принимаешь
участие в ее создании и соединяешься с ней.
В айкидо
это называется АВАСЭ, что в самом простом варианте можно понять как
"соединение и следование". Во всяком случае, я понимаю это именно
так. J
В
результате чувство партнера и ситуации превращается в особый вид действий. Если
в начале обучения чувствительности ученик, сам не зная как, пытается
чувствовать, и только случайно выполненное подходящее действие дает всплеск
чувства, который он сознательно повторить не может, то сейчас он сам своими
действиями организует связь с партнером, через которую и получает возможность
чувствовать.
Этот
уровень вынуждает его пересмотреть с позиции чувства все свое обучение, всю форму которую он уже выучил.
И
наступает момент, когда он замечает, что заученная форма техники не
соответствует технике, получающейся из чувств. Сенсей
говорит: "Сейчас делаем эту технику". Но партнер ведет себя так, что
получится все что угодно (другая техника), но не ЗАДАННАЯ! Да и получающаяся из
чувств форма техники не совпадает ни с одной "канонической" формой.
Ученик
опять приходит к тому, что все изученное им до сих пор - это не то, что ему
нужно. А работа на чувствах – то самое. J
Он
ясно видит противоречие между формой и чувствами. Это противоречие сенсеи из Японии описывали как различие между КИХОН и
КЕЙКО.
КИХОН
- базовая техника. Строгая определенность формы исполнения. Известен список
техник и их вариантов.
КЕЙКО
- тренировка на чувствах. Все формы рождаются непосредственно в момент
исполнения техники, и ни одна форма не повторяется дважды. Кейко
похоже на медитацию в движении.
Это
все в моем понимании, разумеется. J
На
самом деле противоречия между ними нет. В результате постоянных тренировок
ученик понимает это. Он понимает, что форма всегда рождается из сочетания
ЧУВСТВА и ДЕЙСТВИЯ. И та форма, которая составляет КИХОН, тоже появилась именно
так.
В чем же состоит взаимосвязь ДЕЙСТВИЯ и ЧУВСТВА?
Весь мой опыт в айкидо говорит мне, что они взаимосвязаны,
потому что действующая часть человека и чувствующая часть это ОДНА И ТА ЖЕ
часть! Чем человек действует, тем он и чувствует!Собой!
Нечувствительный человек – как заржавевший механизм, который
долго не использовался. Сначала он начинает работать со скрипом, потом все
лучше и лучше, его части становятся все более подвижными
и чувствительными к внешним воздействиям. А если он остановится, то все
заржавеет опять и чувствительность потеряется.
Теперь про обучение.
Для
того чтобы обучение имело место, необходимо формировать каждый его этап при
помощи своих чувств (см. позапрошлый выпуск).
Нужно
почувствовать, чего я хочу, как этого добиться, что получилось и в чем ошибка.
И
почувствовать это сможет каждый, пусть даже на самом грубом уровне. Если он
начнет действовать на основании этих чувств и постоянно пытаться чувствовать,
то они будут развиваться. Человек будет все яснее видеть свою цель и пути ее
достижения, а также выбирать наилучший из них.
Но все эти описанные мной этапы обучения (помните 1,2,3,4,5,6
в прошлых выпусках?) - и есть ФОРМА, которая создана мной из моих ЧУВСТВ и
моего ДЕЙСТВИЯ.
И точно также как в технике айкидо на основе чувств не
важно, какая будет форма, так и в обучении можно не морочить себе голову этими
шестью пунктами, а просто ЧУВСТВОВАТЬ окружающий мир и ДЕЙСТВОВАТЬ в
направлении своей цели. А уж форма сама получится, но она уже будет не
интересна. J
Попробуйте применить это в жизни!
В следующих выпусках мы поговорим о том, что мешает
обучению. Что мешает обучению в айкидо и что мешает в жизни.
Кстати, письма на эту тему можно писать уже сейчас. Тогда
это будет больше похоже на дискуссию, а не на монолог. J