РБ школа "МАГИСТР"

  Все выпуски  

Личная безопасность. Технология защиты для всех.


Зачем нужна модель.

Сообщение Е.И. » Пт июн 26, 2009 13:56

Зачем она нужна, эта модель?
Зайдём на эту «цель» со стороны. Со стороны спящего («отдыхающего») мозга. Каждый человек обладает хоть каким-то опытом «просветления сознания» во время сна. Когда не решаемая, казалось бы, проблема решается просто на раз-два…
Но при пробуждении суть этого решения от человека, как правило, ускользает. Образ достигнутого решения теряет остроту, яркость, исчезает ощущение важности и правильности именно такого (увиденного) решения решаемой проблемы.
Во сне мозг работает «сам в себе» и существует в смоделированном самим собой мире. Этот мир не обладает большим коэффициентом неожиданности. Все детали мозгу понятны и от главной задачи не отвлекают. Работа в «родном доме». «Удельный вес» слова, используемого понятия или причинно-следственной зависимости – колоссальный.
При пробуждении этот «кокон» разрушается и подменяется существующими реалиями. Реалии изобилуют неожиданностями, а значит, несут с собой массу информации. Если она не поддаётся мгновенной систематизации и ощущается как враждебная (с неясным исходом), то реакция на неё, обсчёт и выработка оптимальной линии поведения занимает гигантский ресурс.
Решать стратегические задачи в таких условиях очень трудно (просто нечем).
Выстраивание внутренней модели окружающего мира, максимально близкой к реалиям, позволяет мозгу концентрироваться на решаемых задачах без отвлечения на «неожиданные» раздражители. Человек, обладающий такими моделями, спокоен, не суетлив, всегда способен решительно действовать в экстремальной ситуации (верующие люди, люди обладающие властью, люди, захваченные какой-либо идеей, люди прошедшие «огонь и воду», люди поставившие на себе «крест» и т.д.).
Отсюда задачи и методы обучения РБ.
Научиться новому, не выпадая из существующего мироощущения. Выстраивание модели безопасного поведения (правила поведения на улице, ПДД, правила общения с окружающими, обычаи, традиции, законы, мораль, нравственность). Или ты веришь этой модели и живёшь (действуешь и принимаешь решения) легко и свободно, или пугаешься отсутствия стен (психологических точек опоры) и «забиваешься под лавку», ожидая благоприятных для себя перемен.
Вся проблема в реальности выстраиваемых моделей. Если модель настолько искусственна, что предполагает принятие многих её составляющих «на веру», или уводит напрочь из реального мира (господствующей культуры), требует создания среды единомышленников (секты), требует создания и постоянного ношения «маски», требует поклонения идолам и «учителям», подменяет привычный язык общения на символьный, настаивает на беспрекословном следовании чьим-либо путём – то это прямая дорога в рабство. У вас всегда будет хозяин, все ваши действия будут зависеть от его одобрения. Личность потеряет свой внутренний стержень, потеряет право выбора. Поведение таких людей (при потере хозяина, привычной среды) часто похоже на поведение злобной собаки всю жизнь просидевшей на цепи и внезапно с неё сорвавшейся. Как правило, это полная прострация. Вся осмысленность действий кончается с длиной цепи.
Другой путь предполагает изучение среды обитания, действующих там законов и закономерностей, в выработке оптимальных схем поведения исходя из заложенных в вас при рождении и благоприобретённых возможностей. И если не в ваших силах что-либо кардинально изменить в среде обитания, то возможность «благоприобретения» не осознаваемых вами ранее возможностей безгранична.
Такая «модель» не должна закабалять, она не должна содержать искусственных критериев успеха или неуспеха, она должна помогать продвигаться в выбранном направлении не подменяя и не оттесняя ученика от возникающих сложностей, а давая ему шанс «продраться» сквозь терновник сомнений и неудач, присвоить право самому получать результат и называть его своим именем.
Учиться по такой схеме трудно, но для становления и развития личности это единственно верный путь.

Е.И.

В избранное