теория (монография)

ТАВЛЕИ >> От дебюта к эндшпилю >> Г.Ветрогон. Монография <Русские шашки. ФДР>
http://plus.gambler.ru/tavlei/theory/theory_8.htm
Предисловие
Педлагаем вашему вниманию предисловие к новой книге (которая, наконец, готовится
к печати) Григория Ветрогона <Русские шашки. Формирование
дебютного репертуара> (Монография в двух томах: т.1 - <Белые дебюты>, т.2 -
<Черные дебюты>) . Предисловие дает хорошее представление о
характере будущего издания (прежде всего как учебника по теории дебютов) и философии
написания и методики изложения материала автором.
Для удобства читателей примечания даны рядом с соответствующими ссылками на них.
Григорий ВЕТРОГОН,
гроссмейстер СЛШИ
Русские шашки. Формирование дебютного репертуара
(из опыта тренерской работы и игры по переписке)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Суть работы - закон, суть игры - благодать.
Гилберт Кийт ЧЕСТЕРТОН
Наряду с шахматами, музыкой и другими искусствами
шашки играют громадную роль в деле
организации разумного отдыха трудящихся.
Петр СЛЕЗКИН
Правила игры в русских шашках просты, но это та предельная простота, которая
сохраняет бесконечную глубину игры. Очевидно, что без знания
теории дебютов невозможно какое-либо совершенствование в шашечной игре. Однако
не существует единого мнения о том, на каком уровне
индивидуальной подготовки необходимо изучать дебютную теорию.
Одно из основополагающих положений применяемого автором подхода к шашечной педагогике
состоит в том, что основы дебютной подготовки
необходимо постигать еще в раннем возрасте, то есть уже шашист второго разряда
должен владеть определенной суммой дебютных знаний и обязан
знать ряд конкретных вариантов. Раннему изучению дебютной теории способствуют
несколько обстоятельств:
в дебюте наиболее ярко проявляются основные принципы игры;
хоть однажды поймав соперника на <вариант>, шашист стремится расширять и совершенствовать
свой дебютный репертуар, возникает положительная
обратная связь между теорией и практикой, столь необходимая в самосовершенствовании
и педагогике;
изучение дебютной теории способствует развитию и закреплению навыков работы с
литературой, а это качество является одним из главных при
подготовке квалифицированного шашиста.
Так как изучить всю теорию дебютов в принципе невозможно, то необходимо ограничить
поле дебютных поисков и систематизировать полученные
знания. Поэтому из океана дебютных систем и вариантов мы выделили лишь небольшую
часть, но их обязательное изучение позволит создать
определенный дебютный репертуар, а также поможет выработать подход к дальнейшему
изучению теории шашечных дебютов.
Предлагаемые дебютные схемы достаточно четко различаются по <цвету>, то есть
всегда оговаривается, каким цветом - белыми или черными
рекомендуется играть данный вариант. В то же время необходимо предостеречь от
одностороннего изучения и применения дебютов (только за один
<цвет>), так как изучение дебютов за оба <цвета> помогает лучше познать его
специфику и глубже (вплоть до интуитивного уровня) постигнуть
сам дух и идеи разыгрывания конкретных дебютных систем.
Формирование индивидуального дебютного репертуара - процесс сугубо личный, но
будем надеяться, что в этом деле определенную помощь окажет и
настоящая книга.
Основные принципы
Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре:
они гибнут, но обеспечивают победу.
Иоганн Вольфганг ГЕТЕ
Начнем с уточнения некоторых основополагающих понятий.
Дебют - как известно, это начало партии. За ним идет миттельшпиль (середина
игры), и затем -
эндшпиль .
В русских шашках понятие дебюта не формализовано и часто дебютный вариант заканчивается
в глубоком миттельшпиле, а иногда охватывает и
весь эндшпиль. Отсутствие формального подхода - разумеется, скорее плюс, нежели
минус, так как сама игра настолько живая, что ее невозможно
втиснуть в какое-либо <прокрустово ложе> жестких схем.
Но в данной книге представление о дебюте несколько иное. Наряду с дебютом, введено
новое понятие -
начало игры. Это совокупность дебютов, объединенных какой-либо общей идеей
. Таким образом, начало партии - не синоним термина дебют ,
а более общее понятие.
В настоящей книге началом является часть , а конкретным дебютом - отдельная
глава . Иногда эта установка не соблюдается - например, в
последней, четвертой, части второго тома собраны все начала с 1.ed4, 1.ef4,
1.ab4 и 1.gh4, и каждая глава, являющаяся дебютом, фактически
представляет соответствующее начало. Это связано с определенной выборкой - скажем,
в начале с 1.ab4 мы рассматриваем не все дебюты, а
только лишь дебют <Игра Бодянского> , да и то отнюдь не все варианты, а лишь
наилучшие со стороны черных, и совсем не рассматриваем
различные отказанные системы <Игры Бодянского> , каждая из которых является
самостоятельным дебютом. А в начале с 1.ef4, кроме
классической <Игры Шмульяна> , мы рассматриваем и некоторые отказанные системы,
так как планируем иногда применять ход 1.ef4 и со стороны
белых.
С другой стороны, цельный дебют <Городская партия> представлен не одним, а
несколькими главами, причем как в первом, так и во втором томе.
Методология
Кто преподает, тот в большинстве случаев уже
не способен сделать что-либо для своего собственного блага;
он думает всегда только о благе своих учеников,
и всякое познание радует его :
поскольку он может преподавать его другим.
Фридрих НИЦШЕ
Что шашки являются хорошей моделью человеческого мышления, да и мира в целом,
писали неоднократно. Но шашки являются и прекрасной моделью
учения, так как здесь в наиболее сконцентрированном виде проявляются все особенности
учения и обучения как такового. В этом смысле шашки
являются уникальным видом спорта, позволяющим моделировать все виды (типы, методики)
обучения.
Наиболее близко к авторской методике шашечной педагогики стоит методика развивающего
обучения
Л.В.Занкова . Вот основные принципы этой педагогики [1] :
1. Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения.
2. Осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необходимость работы над
развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
3. Обучение на высоком уровне трудности.
4. В изучении программного материала идти вперед быстрыми темпами.
[1] Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение,
1991.
И хоть в первоначальном виде методика Занкова ориентируется на обучение младших
школьников, с определенными поправками и уточнениями она
применима и для детей старшего возраста, а также и для взрослых.
Шашки активно применял в своей практике известный педагог-новатор В.Ф.Шаталов
[2] :
<В соревнованиях по шашкам, требующих предельно напряженного внимания, глубокого
анализа и сложных расчетов, на первых местах оказались
слабые ученики: Игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервы
мышления>.
<Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутых Л.В.Занковым - это фундамент,
на котором базируется быстрое и надежное развитие
каждого ученика. Упор на практику делается чуть позже, после изучения больших
теоретических разделов>.
<Изложение материала большими структурно-целостными блоками позволяет увидеть
единую картину там, где раньше вместо целого были только
разрозненные фрагменты, не дававшие представления ни о роли раздела в общей
системе знаний, ни о его внутренних взаимосвязях>.
[2] В.Ф.Шаталов. Эксперимент продолжается. - Дн.: Сталкер, 1998.
Для этой цели В.Шаталов разработал опорные конспекты. Аналогично шаталовским
конспектам, у меня созданы блок-схемы по каждому дебюту и
дебютному варианту, но ограниченные полиграфические и иные технические возможности,
а также отсутствие еще десяти лет в запасе, не
позволяют их привести в данной монографии. Необходимо отметить, что когда я
начал работать с детьми (вторая половина 80-х годов), то и
понятия не имел о шаталовской методике. Но, как и у Шаталова, у меня разработана
собственная
мнемоника , которая берет свое начало с преподавания астрономии в школе [3]
.
[3] О дин Б ритый А нгличанин Ф иники Ж евал К ак М орковь (спектральные
классы звезд - O B A F G K M ).
Аналогичный пример из физики:
К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идят Ф азаны (спектральный состав
<белого> цвета, то есть цвета радуги ).
Разработаны и свои опорные сигналы - <серая ничья>, <ничейный вариант>, <комплекс
и для романтически - секретных целей. Ведь на соревнованиях - мы как разведчики
в тылу противника, живем среди <врагов>, и поэтому нам надо
так общаться - готовиться, чтоб нас никто не понял. Вот из таких практических
нужд и родился своеобразный шифр.
Говорят:
Кто умеет играть - играет. Кто не умеет - учит играть. Кто не умеет учить - учит,
как надо учить играть.
Судя по наличию этой монографии, автор находится на третьей (и окончательной!)
стадии <деградации>. Но что же делать, если подходящего
учебника по теории русских шашек нет до сих пор? Что же делать, если педагогика
шашечного обучения находится в зачаточном состоянии, и в
обозримом будущем какие-либо принципиальные подвижки вряд ли предвидятся? Каждый
пишет лишь ту книгу, которую хочет прочесть...
Необходимо сразу сказать, что данная монография возникла из практической тренерской
работы с детьми и вначале задумывалась в виде небольшого
методического пособия, а уже потом, в течение непрерывной десятилетней работы,
разрослась до многотомной монографии. Отсюда и разработанная
мнемоника, и некоторая специфика изложения.
Впрочем, полагаю, что и взрослому читателю эти особенности стиля не повредят,
а наоборот, помогут лучше запомнить материал и быстрее научат
ориентироваться в многообразии представленного материала.
И, главное, не будем забывать слова Сенеки:
Non scholae, sed vitae discimus [4] .
[4] Не для школы, а для жизни учимся.
Теория и практика
Теория - это жернова, а опытные данные -
зерно, которое засыпается в эти жернова.
Совершенно ясно, что одни жернова, сколько бы
они ни крутились, ничего полезного дать не смогут
(теория работает сама на себя).
Но качество муки определяется качеством зерна,
и гнилое зерно не может дать питательной муки.
Поэтому доброкачественность эксперимента является
необходимым условием как для построения передовой
теории, так и для получения практических результатов.
Петр КАПИЦА
Кто не умеет фехтовать, собьет с толку опытного фехтовальщика.
Никколо МАККИАВЕЛЛИ
В соответствии со словами Петра Леонидовича Капицы , для создания хорошей теории
нужны качественные экспериментальные данные. В нашем
случае экспериментом как раз и являются практические партии по шашкам, сыгранные
мастерами и гроссмейстерами на самом высоком уровне,
вплоть до финалов чемпионатов России, СССР и мира. Я старался собрать и прокомментировать
как можно больше партий ведущих шашистов,
сыгранных в различных соревнованиях, как за доской, так и в игре по переписке.
Об объеме проделанной работы свидетельствуют и именной
указатель, и список используемых турниров.
Однако не надо упускать из виду, что данная монография - не объективизированная
энциклопедия дебютов, а именно учебник , своего рода
путеводитель в бескрайнем море современной дебютной теории . Кроме того, данная
монография представляет собой систематизированный свод
нового подхода к дебютной теории вообще. Обе эти причины побуждают нас значительно
увеличить круг вовлекаемых шашистов и сыгранных ими
партий. И не зря в эпиграф вынесены слова Макиавелли .
Но какое отношение <плохой фехтовальщик> (см. второй эпиграф) может иметь к
русским шашкам? Объясняю.
1. Пусть некая партия, сыгранная сильнейшими шашистами на самом высоком уровне,
действительно лишена каких-либо ошибок и является эталоном
в каком либо дебютном варианте. Но ведь шашки - игра
многовариантная , и любой другой ход, пусть и несколько более слабый, приводит
уже к другому течению игры. Да и сами критерии <плохих> и
<хороших> ходов весьма условны и зависят от множества факторов, в том числе
и сугубо субъективных.
Поэтому мне представляется крайне целесообразным приводить и другие, более слабые
партии, даже в канонических вариантах, чтобы лучше уяснить
специфику игры в каждом конкретном случае.
2. Абсолютно безошибочных партий в природе не существует, и поэтому грань между
сильными и слабыми ходами порой весьма условна .
Используя школьную терминологию, можно сказать следующее.
Играть в шашки на <отлично> может только Господь Бог, профессионалы являются
крепкими <хорошистами>, большинство же шашистов является
стандартными <середняками>. Но разве это значит, что мы вправе игнорировать
все <средние> партии?!
3. В книге приводится столько различных вариантов, разработано столько новых
ходов, проанализировано столько новых ответов, которые и в
голову не придут маститому гроссмейстеру, но которые тем не менее встречаются
в жизни.
Перефразируя Маккиавелли, скажу:
<Неискушенный шашист может сбить с толку опытного теоретика>.
Вот здесь как раз на помощь и приходят партии менее именитых партнеров, в которых
встречаются менее изученные, а порой и явно слабые хода.
Одной из отличительных особенностей книги является введение в научный оборот
целого пласта <средних>, ранее не публиковавшихся партий,
которые составляют существенную часть моей монографии.
Разумеется, в этом случае существует опасность засорения книги второстепенными,
а то и лишними деталями.
Но неискушенный читатель и не должен читать подряд всю книгу - достаточно доходить
до ключевых позиций , а дальше просто размышлять, или
начинать читать другой вариант, не заходя в <дремучие дебри> дальнейшей теории.
Как говаривали в старину:
Innocens credit omni verbo [5] .
[5] Простодушный верит всякому слову.
Или, как сказал мудрый Соломон: <Глупый верит всякому слову, благоразумный
же внимателен к путям своим>.
Опытный же шашист привык на веру ничего не принимать - он проверяет чуть ли не
каждое положение или утверждение. Кроме того, каждый опытный
шашист может для себя определить степень <истинности> каждой партии - даже чисто
лингвистически, на основании анализа фамилий игроков и
турнира, в котором партия имела место быть.
И, наконец, проведена большая работа отделения <зерен от плевел> (список моих
добровольных помощников приведен в разделе <Благодарности> ).
А в целом совет здесь простой.
К данной монографии, как и к любой другой серьезной публикации по шашкам, необходимо
подходить творчески. Не принимайте все на веру,
проверяйте, самостоятельно анализируйте. Ведь только в неустанной творческой
работе - залог успеха!
В связи с включением в книгу партий малоизвестных шашистов необходимо обсудить
еще одну, гораздо более важную проблему - принципиальную
провинциальность (извините за ассонанс!) теоретической деятельности в русских
шашках.
Маргинальность в шашках
Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря:
Иосиф БРОДСКИЙ
Разумеется, наше шашечное <отечество> империей никак не назовешь, но ведь даже
у острова есть своя провинция. Канул в лету <золотой век>
шашечного книгоиздания (пятидесятые - восьмидесятые годы XX века). Книги, изданные
тогда, навсегда вошли в золотой фонд шашек.
Это и прекрасные сборники прокомментированных партий чемпионатов СССР, выходившие
в 50-е годы
[6,7] , и замечательные книги Л.Рамма [8] и И.Купермана, В.Каплана [9] , и
тяжеловесная, но крайне полезная книга О.Пуусеппа [10] . Из
более близких по времени назовем книги В.Литвиновича, Н.Негра [11] и
Г.Хацкевича [12] .
А теперь зададим сакраментальный вопрос - какие фундаментальные работы по теории
дебютов изданы за последние 10-15 лет?
Кроме книги Э.Цукерника [13] , пожалуй, и назвать больше нечего. Да и та была
написана еще в <застойные> времена, издана в Латвии и в
России наверняка имеется у очень незначительного количества шашистов.
[6] XIV и XV первенства СССР по шашкам. - М.: ФиС, 1955.
[7] XVI первенство СССР. Составители В.Абаулин и Л.Рубинштейн. - М.: ФиС, 1955.
[8] Л.М.Рамм. Курс шашечных начал. - М.: ФиС, 1953.
[9] И.И.Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки. - М.: ФиС, 1957.
[10] O.Puusepp. Kabe keskmang. - Tallinn: 1983 (на эстонском яз.).
[11] В.С.Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов. - Мн.: Полымя, 1985.
[12] Г.И.Хацкевич. 25 уроков шашечной игры. - Мн.: Полымя, 1979.
[13] Э.Г.Цукерник. Русские шашки. Теория дебютов. - Рига: Iljus, 1996.
Книга Цукерника неплохая, но имеет ограниченный дебютный репертуар. Кроме того,
эта книга обладает тем же недостатком, что и предыдущие
книги - длинные варианты, монотонный набор букв и цифр. Подобный подход хорош
при создании компьютерной базы данных, а также при написании
формализованной дебютной энциклопедии (и то, и другое - дело будущего), но совершенно
неприемлем для учебника (курса) дебютов. Книга должна
быть живой, эмоциональной, и в то же время быть четко структурированной, а не
состоять из одних наборов сухих схем. Этот недостаток,
присущий всем без исключения книгам по теории дебютов, я попытался преодолеть
в данной монографии.
Других же полновесных изданий по теории дебютов не было и нет.
Что ж, это и понятно - шашечной <элите> необходимо совершенствовать <летающую
участвовать в политической жизни... Разве здесь до развития теории в классических
русских шашках? Таким образом, в русских шашках отчетливо
проявляется то, что происходит повсеместно в России, да и с самой Россией: традиционные
ценности благодаря активной деятельности
<модернистов-реформаторов> всех мастей задвигаются на задворки общественного
(да и личного) сознания. Похоже на то, что духовность
постепенно становится уделом и достоянием провинциалов, так как в провинции
меньше действует разрушающий дух времени. А наша шашечная
<элита> занимается вполне <элитарным> делом - меняет правила игры : вначале
вводится жеребьевка начальных ходов, а затем и вообще
появилась <летающая шашка>. А провинция, рассматриваемая не только и не столько
как географическое понятие, а как категория духа, обладает
разумным консерватизмом: Зачем же правила менять, которые не меняются 200 лет?
И мы верим, что классические русские шашки еще 200 лет
будут существовать без изменений.
Нет, теоретическая жизнь в шашках не умерла, просто она, как и большинство других
культурных ценностей, оказалась вытесненной на обочину
общественного сознания. Теория русских шашек может развиваться только в провинции!
То есть маргинальность русских шашек - это, увы, свершившийся факт, имеющий
как объективное объяснение - деградацию нашей духовной жизни,
так и субъективное - крайне отрицательное влияние этой деградации на нашу шашечную
<элиту>.
Что касается моей монографии по теории дебютов, то и она вполне маргинальна,
но еще и по третьей причине - в силу сознательной установки на
принципиальную провинциальность, о чем шла речь выше. То есть провинциальность
и маргинальность данного труда являются вполне осознанными
и, увы, неизбежными.
Sapienti sat [14] .
[14] Умному достаточно.
Структура монографии
Монография состоит из двух томов <Белые дебюты> и <Черные дебюты> . Каждый
том включает в себя две книги. Остановимся более подробно на
1-м томе.
- 1 книга 1 тома. Начала с 1.cb4 и 1.cd4.
- 2 книга 1 тома. Стратегия хода 1.gf4.
Итак, перед Вами первая книга первого тома, которая в свою очередь состоит из
двух частей.
- 1 часть. Начала с 1.cb4.
- 2 часть. Начала с 1.cd4.
В первой части в 4-х главах рассматривается следующие дебюты со стороны белых:
Косяк Саргина , различные системы Отказанных косяков ,
Тычок после 1...fe5 ( <Тычок для слабонервных> ), Кол .
Во второй части в 5-ти главах представлены следующие дебюты: Новое начало, Вилочка,
Выпад Габриеляна - Фазылова, Выпад Матасова - Петрова,
Городская партия, Отыгрыш и Отказанные системы отыгрыша .
Прим. вебмастера: Содержание 2 книги 1 тома и 2 тома будет уточнено позднее,
по мере подготовки материалов к печати.
Апробация
Нет ничего практичнее хорошей теории
Роберт КИРХГОФ
Данная монография проходила <полевые испытания> по трем направлениям.
1. Детские и юношеские соревнования: 1985 - 2002 г.г. Благодаря разработанной
методике мои воспитанники (п.Новый Быт, Московская обл.;
с.Чурапча, Республика Якутия-Саха; г.Оренбург) неоднократно достигали высоких
результатов во многих соревнованиях по шашкам.
2. Игра по переписке: 1976 - 2003 г.г. Предлагаемый дебютный репертуар шлифовался
в различных заочных соревнованиях, что позволило мне
выполнить нормы <мастера России>, <мастера ФМЖД> и <гроссмейстера СЛШИ>. Кроме
того, мой дебютный репертуар и сейчас активно используют
некоторые заочники, но называть их имена я не вправе.
3. Компьютерные шашки: 2001 - 2003 г.г. Данная монография положена в основу
дебютной библиотеки компьютерной программы по русским шашкам
<Plus600> (автор программы - С.Старцев , г.Москва; при участии Г.Ветрогона
, п.Новый Быт; С.Педько , г.Харьков), которая стала чемпионом
России в IV чемпионате России среди компьютерных программ (18-19 января 2003
г.).
Заключение
Я кончил книгу и поставил точку,
И рукопись перечитать не мог.
Судьба моя сгорела между строк,
Пока душа меняла оболочку.
Арсений ТАРКОВСКИЙ
Как я уже упоминал в разделе <Методология> , каждый пишет ту книгу, которую
хочет прочесть. Не является исключением и настоящая монография.
Я написал книгу, которую мне хотелось бы иметь в своей личной библиотеке, которую
я бы периодически открывал, и которая была бы актуальной и
не устарела даже через несколько десятков лет.
Разумеется, я отдаю себе отчет о наличии погрешностей и ошибок.
Этот труд, задуманный вначале в виде небольшого методического пособия , превратился
в полномасштабную многотомную монографию ,
претендующую на определенную энциклопедичность и в тоже время являющуюся учебником
по теории дебютов.
Поставлены две противоположные задачи - энциклопедия и учебник . Более того,
учебник и для начинающих, и для профессионалов . Это все
равно, если бы в одной книге было обучение и арифметике, и высшей математике.
Насколько удалась попытка соединения элементарной и высшей шашечной математики
- судить Вам, дорогие мои читатели.
Эта монография писалась десять лет. Как и в любой многолетней деятельности, были
у меня периоды сомнений и разочарований, а в один момент
весь труд чуть ли не пропал. Но ведь - истинные рукописи не горят. И, от себя
добавлю, - не поддаются тотальному уничтожению компьютерными
вирусами. Но больше времени на доработку Господь не дает. И мое родное дитя,
которое я вынашивал более десяти лет, выходит (наконец-то!) в
свет, хотя, возможно, и без должного лоска. В связи с этим заранее приношу извинения
за неизбежные неточности и шероховатости, которых
удалось бы избежать, будь у меня в запасе еще десять лет.
Как сказал Цицерон:
Ego plus quam feci, facere non possum. Faciant meliora potentes [15] .
[15] Больше, чем сделал, сделать не могу. Пусть сделает лучше, кто может.
Благодарности
Кланяюсь каждому, кто не препятствовал
выходу многострадальной моей работы.
Книги публикуются долго, а человек,
как говорит Гете, по краю ходит:
Георгий КУНИЦЫН,
Краткий словарь терминов
МОНОГРАФИЯ [от греч. monos (один) и grapho (пишу)] - научный труд, посвященный
углубленному исследованию одной темы.
ТЕОРИЯ [от греч. theoria (рассмотрение, исследование)] - система основных
идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания,
дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
МНЕМОНИКА [от греч. mnemonikon - искусство запоминания], или МНЕМОТЕХНИКА
- совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание
возможно большего числа сведений, фактов путем образования в памяти искусственных
ассоциаций.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ [от позднелат. marginalis (находящийся на краю)] - социологическое
понятие, обозначающее промежуточность, пограничность
человека или ограниченной группы людей между какими-либо социальными группами.