С экранов телевизоров и первых полос газет не сходят репортажи о
последствиях урагана "Катрина". Большое внимание уделяется их
политическому и человеческому измерению, немного меньшее –
экономическому. Сегодня мы хотели бы поговорить о том, как последствия
"Катрины" могут отразиться на жизни Германии, а через Германию – и
России.
Обычно, после окончания весенней сессии Сейма летом в
политической жизни Литвы наступает сезон почти полного затишья, как во
внутренней политике страны, так и во внешней, лишь изредка нарушаемый
тем или иным не столь значительным событием. Но вот уже второе лето
подряд эта добрая традиция не соблюдается. Если в прошлом году как раз
на летние месяцы пришлись такие важные события, как первые в истории
Литвы выборы в Европарламент, а также досрочные президентские выборы и
связанные с ними интриги, политическая борьба соперников, которые
помимо всего прочего готовились и к осенним парламентским выборам, то
это лето также войдет в историю, как одно из самых интригующих, если не
сказать скандальных.
Вследствие продолжающегося роста цен на нефть на мировом рынке
дорожают нефтепродукты, и естественно основной вид топлива - бензин. Не
исключением стала и Литва, где цена на это горючее бьет все допустимые
рекорды. И, как уже видно сегодня, постепенно взятый в середине лета
барьер в три лита за литр бензина не стал пределом, рост цен
продолжается все более значительными скачками, это еще больше удивляет,
а точнее даже шокирует литовских водителей. Как следствие, чаще в
центре внимания оказываются дискуссии вокруг нефтеперерабатывающего
завода Мажейкю нафта. Ярлык основных виновников подорожания вешается и
на политиков, и на продавцов. Участники рынка все громче поднимают
вопрос о разнице цен на бензин в Литве, Латвии и Эстонии. Им кажется
странным и непонятным, что, имея в своем распоряжении
нефтеперерабатывающий завод, цены на бензин в Литве процентов на 5
выше, чем в Латвии или Эстонии, не имеющих такого завода. А дискуссии
вокруг покупки-продажи акций НПЗ Мажейкю нафты еще больше накаляют
бензиновые страсти. Естественно, что происходящие процессы больше всего
беспокоят перевозчиков Литвы. Ведь если тенденция не изменится, не надо
быть аналитиком, чтобы понять, что все производители будут вынуждены
увеличить цены на свою продукцию.
Еще две недели назад никто не верил в возможность какой-либо
интриги на выборах в Стортинг 12 сентября. В течение двух последних лет
результаты всех опросов общественного мнения показывали бесспорное
преимущество "красно-зеленых". Однако судьбе было угодно придать
выборам захватывающий авантюрный сюжет: их результат станет ясным в
последний момент, а судьба правительства может оказаться в руках
партий, сумевших получить в парламенте лишь пару депутатских мандатов.
Недавно мы писали о том, что на предвыборной арене Польши появился сильный кандидат – Влодзимеж Чимошевич (Wlodzimierz
Cimoszewicz). В июле 2005 года он мог рассчитывать на поддержку 35% электората, что гарантировало ему выход во второй тур и во
многом предвещало победу на выборах. Однако, не забывая о том, что избирателей во всех постсоветских странах характеризует
высокая степень электоральной неустойчивости, а также - учитывая специфику нынешней предвыборной кампании, мы предполагали, что
политический ландшафт Польши ещё может измениться, и это, скорее всего, произойдёт в сентябре. Наши прогнозы оправдались, правда,
изменения начались на месяц раньше – в августе 2005 года.
Октябрь 2004 года запомнился шведам дискуссией, развернувшейся вокруг неожиданных перестановок в правительстве
социал-демократов. 22 октября шведский премьер-министр Йоран Перссон представил свою новую команду. Это событие, получившее в
шведской прессе название "nya omstart", вытеснило с первых полос даже известия о выборе "теневого правительства" оппозиции. Йоран
Перссон не ограничился простой сменой некоторых высокопоставленных чиновников: он также сократил число министерств, объединив
министерство образования, отвечавшее в том числе за научные исследования, и министерство культуры.
"6 сентября в МИД России была приглашена Временный поверенный в
делах Эстонии в России А. Хярмасте, которой была вручена нота,
содержащая уведомление о намерении Российской Федерации не стать
участником Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой
о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах,
подписанных в Москве 18 мая 2005 г.". (Сообщение для печати
Департамента Информации и печати МИД России. 6.09.2005 г.).
Для клиентов БИЦ в рамках подписки доступны следующие публикации:
Нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк: Европейская Комиссия в поиске безопасности поставок Надежда Ростова, координатор энергетической группы BRC-Info
В августе текущего года Европейская Комиссия заявила о выделении средств для технико-экономического обоснования завершения
строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Таким образом, Европейская Комиссия подтвердила свою поддержку этого
нефтепровода, а также, продемонстрировала некоторые концептуальные установки своей внешней энергетической политики. Попробуем
разобраться в этом более подробно.