Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Демократия = власть народа

  Все выпуски  

Демократия = власть народа


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Демократия = власть народа 

О демократическом представительстве

Демократия это власть народа, что означает участие каждого гражданина в управлении государством.Но каждый гражданин, с одной стороны, не в состоянии принимать участие в принятии решений по всем многочисленным вопросам, находящимся в ведении государства, а с другой стороны - так или иначе заитересован в том, чтобы при принятии решений учитывались его интересы. Для смягчения этого противоречия между потребностями и возможностями граждан в демократических государствах используются так называемые институты представительства, о которых и пойдет речь в этой статье.

I. Суть и основные функциональные показатели демократического представительства.

Принцип демократического представительства заключается в том, что граждане отдают свое право голоса другим людям. Как правило, политически активным, и, естественно, заслуживающим доверия. Эти избранники становятся представителями, и получают возможность принимать государственные решения от имени всех своих избирателей.

Понятно, что возможны самые разные схемы выбора представителей и регламентации их работы. Для того, чтобы понять, которая из них лучше, надо сравнить эти схемы. Для сравнения можно использовать самые разные критерии, но целесообразно выбрать такие, которые непосредственно связаны с задачами, возлагаемыми на систему демократических представителей и дают возможность понять насколько успешно та или иная система в силу своих структурных особенностей эти задачи способна решать. Такие критерии называются основными функциональными показателями.

Для выделения основных функционалных показателей представим общую схему работы системы демократического представительства. Здесь можно выделить такие этапы:

  1. выбор демократических представителей
  2. принятие государственных решений
Соответственно, для первого этапа имеем показатели:
  • Как часто проходят выборы представителей
  • Как быстро можно заменить не оправдавшего доверие представителя
И для второго этапа:
  • Могут ли граждане непосредственно участвовать в принятии решений по интересующим их вопросам
  • Насколько принимаемые государственные решения соответствуют мнению граждан
  • Какую часть граждан представители реально представляют
В свете этих критериев рассмотрим две системы демократического представительства: сегодняшнюю и систему, подразумеваемую концепцией прямой демократии будущего, изложенной в статье "О демократии".

I. Демократическое представительство сегодня.

  • Выборы представителей (депутатов в парламент) - раз в 4 года.
  • Сменить неугодного народу представителя возможно, но в силу сложности и дороговизны этой процедуры - только теоретически.
  • Граждане как правило не могут непосредственно участвовать в принятии решений по интересующим их вопросам. Исключение из этого правила - референдумы, во первых, дороги, а потому редки, во вторых, не позволяют пользоваться услугами представителей тем, кто все-таки не считает возможным проголосовать лично.
  • Граждане, выбрав представителей, не могут участвовать в принятии государственных решений, поэтому нет никаких гарантий, что принимаемые решения будут совпадать с мнением хоть сколько-нибудь значительного числа граждан.
  • Учитывая, что выборы представителей считаются состоявшимися когда 25% граждан проголосовали, и для прохода партии в прарламент необходимо и достаточно преодолеть 5% барьер, получаем, что при определенных условиях вполне может случится, что парламент будет представлять всего лишь порядка 2% от общего числа граждан государства, что в сочетании с невозможностью непосредственного участия граждан в принятии государственных решений просто катастрофично.

II. Будущее демократического представительства.

  • Выборы представителей - постоянно. В любое время любой гражданин может в системе электронного гос. управления, например, выразить недоверие любому из членов парламента (а также любому другому гос. чиновнику) или отметить как заслуживающего доверие любого из претендентов на государственную должность, а также зарегистрировать самого себя в качестве претендента, если у него возникнет такое желание. Такие действия граждан будут немедленно сказываться на рейтинге популярности претендентов и должностных лиц. В случае, если рейтинг претендента превысит рейтинг действующего гос. чиновника, происходит смена: чиновник увольняется с работы, и его место занимает человек, пользующийся наибольшим доверием граждан.
  • Легко осуществляется своевременная смена неугодных представителей, как это понятно из описания предыдущего пункта.
  • Граждане могут участвовать в принятии решений по любым государственным вопросам как непосредственно, так и выбирая себе представителей, не обязательно являющихся гос. чиновниками. Таким образом, получается трехуровневая система принятия решений. Если гражданиин проголосовал, то непосредственно учитывается его голос. Если гражданин не голосовал, но выбрал себе конкретных представителей, и те проголосовали - мнение этих представителей учитывается так, как если бы этот самый гражданин голосовал. И наконец, если не сработал ни один из первых двух вариантов, тогда, как обычно, вместо гражданина решение принимают депутаты парламента. Обращаю особое внимание на тот факт, что в этой системе чем выше активность граждан при принятии решения по конкретному вопросу, тем меньше власть депутатов парламента, поскольу депутаты представляют лишь тех граждан, кто не захотели проголосовать лично, и не выбрали себе личных представителей. Например, если так или иначе проголосуют 51% граждан, то мнение депутатов не будет иметь никакого значения, ибо они в этом случае оказались представителями меньшинства.
  • Из описания предыдущего пункта понятно, что если граждане заинтересованы в каком-либо вопросе, то ничто им не мешает так или иначе выразить свое мнение и добиться учета своего голоса при принятии государственного решения.
  • В этой системе представители могут реально представлять даже 0% граждан, но это не проблема, так как каждый человек непосредственно и всегда имеет возможность выбирать гос. чиновников, депутатов парламента, личных представителей, а также непосредственно участвовать в принятии решения по любому вопросу.

Вопросы, сопутствующие проблеме демократического представительства в условиях прямой демократии рассмотрены в статье  "О демократии". Вкратце - необходимо создать сеть терминалов, подобных нынешним банкоматам, и посредством этой сети открыто изучать мнение граждан по широчайшему кругу вопросов.

Конечно, в Интернет и так уже существует множество систем изучения общественного мнения (например, система ЯМАЙО), но для того, чтобы информация о мнении народа была достоверной (не фальсифицированной), такая задача должна решаться на государственном уровне.

14 мая 2001 года



Спасибо за внимание
Ведущий рассылки: Эрик Снарский (mailto:snar@junik.lv)
Тематический сайт: Система изучения общественного мнения ЯМАЙО (http://jamajo.open.lv/)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное