«Существует триединство: специальная практика – мировоззрение –
образ жизни».
В. Лебедько «Хроники российской
саньясы».
Здравствуйте.
Итак, где же на символе Дэн – на древнекитайском символе
дуальной диалектики – все ж таки можно найти третью
силу?
Начнем с того, что Дэн это не «единство и борьба
противоположностей», а процесс их взаимного порождения и уничтожения (что
называется, почувствуйте разницу).
Где третья сила в символе Дэн? Представьте себе
боксерский ринг, бой за звание чемпиона по версии одной из трех главных
боксерских профессиональных организаций. Боксеры бьются друг с другом не
на жизнь а на шестизначный гонорар – но кто натянул канаты ринга? Кто свел
их в жестком поединке? Третьей силой, участвующей в бое, является его
экономическая механика в лице промоуторов с каждой из сторон, в лице
чиновников тех самых спортивных организаций, в лице менеджеров
телеканалов, купивших время трансляции, маклеров, принимающих ставки в
букмейкерских конторах и т.д.
Таким образом, третьей силой, входящей в триаду
символа Дэн является круг, в котором Инь и Ян взаимодействуют друг с
другом. Окружность, вдоль которой они совершают свои бесконечные
трансформации друг в друга. Замкнутая дуга, не позволяющая этим двум
частям триады прекратить взаимодействие и удалиться от третьей. И, как уже
мы отмечали в предыдущих выпусках, увидеть в конфликте только две
противоборствующие стороны означает не увидеть еще одной, равноправной,
скрытой, третьей стороны конфликта – той стороны, которой выгодно
наблюдаемое нами противоборство.
Мое
глубочайшее убеждение – мир триаден. Когда кто-то говорит: «третьего не
дано», ненароком используя известный из классической логики (существуют
неклассические логики – придет время, мы о них поговорим) закон
исключенного третьего, он тем самым показывает узость, ущербность своей
позиции, неполноту и неполноценность оценки изучаемой ситуации. Третье
всегда «дано» (другое дело, не всегда бросается в глаза), оно всегда
присутствует в любой ситуации (в любой системе), и выбрать третье зачастую
означает сделать лучший выбор.
Мир триаден потому, что триада обладает одним
существенным свойством – она абсолютно устойчива. Как табурет с тремя
ножками устойчив на любой самой неровной поверхности. Дуальная же пара
столь же абсолютно неустойчива. В дуальной паре если одно начало начинает
побеждает второе, не найдется третьей силы, которая бы сыграла роль
отрицательной обратной связи. Наличиекоторой приводит к ослаблению
побеждающей стороны и возвращает систему в состояние утраченного было
баланса.
В
триаде каждое начало может ослабить одного соседа и укрепить второго, и
если первое начало усиливается, оно ослабляет второе начало, а ослабление
второго начала усиливает третье начало, которое и начинает ослаблять
первое начало.
В
следующем выпуске (он выйдет 15 июля) я предложу вашему вниманиюпримеры триадного восприятия мира
– мы с вами поищем триады в окружающих нас прошлом и настоящем. А сейчас,
для затравки я приведу несколько триад в противопоставлении с обычно
практикуемым дуальным подходом.
Дуальная логика.
Да-Нет.
Существует-Не
существует.
Правда-Ложь.
Черное-Белое.
Вдох-Выдох.
Триадная логика.
Да - И Да и Нет -
Нет.
Существует - Может быть существует - Не
существует.
Правда-Не
известно-Ложь.
Черное-Серое-Белое.
Вдох-Пауза-Выдох.
Продолжаю публиковать выдержки из «Книги
Золотой Лестницы».
37.Наставник. – Молодые люди по-разному выходят из этого
первого, и главного в их жизни кризиса. Кто-то пытается найти цель,
позаимствовав ее у друзей по несчастью – ищет общие цели и интересы в
компании себе подобных. Дети создают себе миры – по Толкину, или играют в
фашистов – зачастую далеко не безобидным образом. Кто-то примыкает к
любителям экстремальных видов спорта, кто-то дни напролет медитирует под
хип-поп, и уже выросло поколение людей, принимающих имя великого
английского драматурга Бернарда Шоу за название новой телевикторины. Как
результат поисков общей идеи и смысла возникает самый широкий спектр
общения – от подъездных тусовок до Белого Братства. А кто-то бросается
назад, проделывая обратный путь – от разумного существа к растительному
существованию, используя для этого разнообразные вещества – от пива с
дихлофосом до "крэка" с "винтом".
Родители чаще
всего руководствуются принципом: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не
вешалось". А цели все нет, и вместо гуманного общества человек имеет
дичайшую ситуацию, символом которой является выражение: "Если ты волк –
дери, если овца – терпи". "А что, если я человек?" – спрашивает ребенок –
и не находит ответа. И либо накладывает на себя руки, желая остаться
человеком, либо постепенно превращается обратно в животное – в волка, или
в овцу – кому как повезет, а также в зависимости от темперамента и
сложившейся ситуации.
Люди ко
многому привыкают – настолько, что порой не замечают, как превращаются в
зверей. Выражение, которое я вспомнил, было любимой поговоркой генерала
Дудаева. "Если ты волк – дери, если овца – терпи!"... И все-таки, если я –
человек? Что мне-то делать?
38.Ученица.
– Быть человеком, пастухом, защищать овец от волков? Быть "пастырем добрым
для агнцев Божьих"? Как у Селинджера, в его "Над пропастью во ржи", где
парнишка в конце концов понимает, что цель его жизни – присматривать за
детьми, которые играют в свои игры на поле ржи у самого края
пропасти?
39.Наставник. – "Зеленые" настойчиво требуют от
правительства экологической безопасности, а кто-нибудь задумывался о
безопасности этической – об этической чистоте бизнеса? Неужели загаженные
легкие и печень могут волновать людей больше, чем испоганенная душа? "Что
пользы человеку с того, что приобретет он весь мир, если потеряет при этом
он душу свою?"... Много добра, мало доброты… Таня, кто ты по
профессии?
40.Ученица.
– Психолог, МГУ закончила…
41.Наставник. – Ты психолог, объясняешь людям их
поведение. Экономика тоже объясняет поведение людей – рассматривая их как
участников производства и распределения материальных благ. Задумывалась ли
ты, на чем основывается экономика, моделируя наше поведение как участников
изучаемых ею процессов? Экономическая наука считает, что движущими
мотивами людей являются вовсе не библейские заповеди: "возлюби ближнего,
как себя самого", "не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дома
ближнего твоего, ни всякого скота его, ни всего елико суть ближнего".
Экономика создает модели поведения отраслей и предприятий, приняв человека
за некоего Homo oeconomicus – по словам русского экономиста, философа и
теолога Сергея Николаевича Булгакова, за человека, "который не ест, не
спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими
издержками; это – счетная линейка, с математической правильностью
реагирующая на внешний механизм распределения и
производства…"
Открываем
любой учебник экономики. Как научная дисциплина, экономика исходит из
предпосылки, что люди ведут себя так, чтобы получить для себя от других
максимальную пользу. А значит, максимальное количество денег, поскольку
деньги являются универсальным эквивалентом пользы, в обмен на который
человек получает услуги и предметы, эту пользу ему несущие. Честно
сказать, Фридрих Энгельс мне ближе по духу, поскольку говоря о стремлении
человека удовлетворять свои материальные потребности, вторым пунктом не
забыл указать тягу человека к продолжению
рода!
42.Ученица.
– Так вы что – деньги отменить хотите? И раздаете их для этого всем
подряд?