Мягкий звук запроса на соединение вырвал Сергея из потока его
воспоминаний. В углу экрана уракимона подмигивала знакомая иконка –
Алексей просил вступить с ним в диалог. Как быстро пролетело время, –
подумал Сергей, - с момента предыдущего контакта прошло 24 часа, а такое
ощущение, что разговор с Учеником закончился минут 10-20 назад!
- Привет, Наставник. В Едином… - начал
Алексей. -…Сила, - ответил Сергей на
один из вариантов традиционного приветствия братьев
Ордена. - Сергей, я тут продолжаю поиск триад
в быту и на производстве, - шутливо произнес Алексей. – Читаю труды
Клаузевица, известного военного стратега прошлого века - готовлюсь к
трансформации из Торговца в Политика. Нашел у него такой пример триады –
Клаузевиц пишет, что в любой войне есть три элемента: правительство,
которое руководит военной кампанией, армия, которая ведет войну и гибнет
на полях сражений, и народ, который ее оплачивает и переносит лишения.
- Очень хорошо, - произнес Сергей. – Но
я хочу вернуться к нашему последнему разговору. В прошлый раз, когда ты
приводил мне примеры триад в различных религиозных системах, ты
упомянул триаду Агни, Вайю и Сурья из ведийского эпоса. В
древнеиндийской философии существует еще один пример триадного осознания
мира. Древние философы Индии считали, что существует три вида субстанции –
гунны – образующие мир. Это Сатва – ясность, свет; Раджас –
жадность, предприимчивость в делах; Тамас – стремление к разрушению.
Помнишь, в десятой лекции я рассказывал
тебе о капитолийской триаде – Юпитер (Оптимус Максимус, олицетворение
политической власти), Минерва (олицетворение мудрости, идеологической
власти), и Юнона (Юнона Монета, богиня-хранительница, олицетворение
экономического могущества). Там же я сравнивал триаду индуистского
пантеона с древнеримской – и там и там мы находим богов созидателей
(Брахма и Минерва), богов разрушителей (Шива и Юпитер) и богов хранителей
(Вишна и Юнона, соответственно). Сатва-Раджас-Тамас это не имена
богов, это, как я уже сказал, элементы, из которых по мнению индийских
мудрецов, состоит мир, системообразующие сущности, если говорить на языке
науки. Или наукообразия – кому как нравится считать.
В этой тройке мы видим Тамас -
сущность, ответственную за разрушение – и она олицетворяет политическую
власть, Сатву – олицетворяющую мудрость, идеологию, и Раджас –
предприимчивость, фундамент экономического могущества.
- Словом, мы видим принятое в нашем
Ордене описание людей в трех независимых координатах –
Торговец-Воин-Жрец, соответствующую трем управляющим людьми инстинктам
сохранения – самосохранения-сохранения рода-сохранения социума, - Алексей
подхватил мысль своего Наставника. – Кстати говоря, древние китайцы,
даосы, в отличие от современных им индусов, различали уже не 3, а 5
сущностей, стихий, образующих мир – я имею в виду хорошо известную
пентаграмму У-Син. - Еще один пример, -
продолжил Сергей. – Согласно теории итальянского философа Джанбатистта
Вико, опубликованной в 1725 г., историческое развитие каждой нации состоит
из трёх эпох: божественной (безгосударственное состояние, народ
подчиняется Жрецам), героической (аристократическое государство,
подчинение Воинам), и человеческой (демократическая республика или
представительная монархия, люди живут законами Торговцев). Он также
выделял 5 исторических фаз: «Природа народов сначала жестока, потом
сурова, затем мягка, после утончённа, наконец, распутна. Сначала люди
ощущают необходимое, затем обращают внимание на полезное, потом замечают
удобное, после развлекаются наслаждением и потому развращаются роскошью,
наконец, погибают от безумства". Триада
– простейшая система, в которой осуществляется отрицательная обратная
связь. Не любая тройка противоборствующих сил является триадой, а
только та, в которой силы взаимодействуют друг с другом специальным
способом. - Помню-помню, –
подхватил Алексей. - Три воина стоят кружком, у каждого в руках щит и
меч…Но у меня есть гораздо более сочный образ взаимодействия сил в
триаде. Я тут наткнулся на книгу одного модного в начале века
писателя, Виктора Пелевина, книга называется «Священная книга оборотня».
Позволь зачитать отрывок. - Давай
послушаем, - ответил Сергей. - Итак,
девушка-лиса-оборотень объясняет смысл всего сущего случайному
попутчику-таксисту:
« — Хорошо.
Ясно ли вам, что страдание и есть та материя, из которой создан
мир? — Почему? — Это можно объяснить только на
примере. — Ну давай на примере. — Вы знаете историю про
барона Мюнхгаузена, который поднял себя за волосы из
болота? — Знаю, — сказал шофер. — В кино даже
видел. — Реальность этого мира имеет под собой похожие основания.
Только надо представить себе, что Мюнхгаузен висит в полной пустоте, изо
всех сил сжимая себя за яйца, и кричит от невыносимой боли. С одной
стороны, его вроде бы жалко. С другой стороны, пикантность его положения в
том, что стоит ему отпустить свои яйца, и он сразу же исчезнет, ибо по
своей природе он есть просто сосуд боли с седой косичкой, и если исчезнет
боль, исчезнет он сам. — Это тебя в школе так научили? —
спросил шофер. — Или дома? — Нет, — сказала я. — По
дороге из школы домой. Мне ехать очень долго, всякого наслушаешься и
насмотришься. Вы пример поняли? — Понял, понял, — ответил
он. — Не дурак. И что же твой Мюнхгаузен, боится отпустить свои
яйца? — Я же говорю, тогда он исчезнет. — Так, может,
лучше ему исчезнуть? На фиг нужна такая жизнь? — Верное замечание.
Именно поэтому и существует общественный договор. — Общественный
договор? Какой общественный договор? — Каждый отдельный Мюнхгаузен
может решиться отпустить свои яйца, но… (…) — Что «но»? —
спросил шофер. Я пришла в себя. — Но когда шесть миллиардов
Мюнхгаузенов крест-накрест держат за яйца друг друга, миру ничего не
угрожает. — Почему? — Да очень просто. Сам себя Мюнхгаузен
может и отпустить, как вы правильно заметили. Но чем больней ему сделает
кто-то другой, тем больнее он сделает тем двум, кого держит сам. И так
шесть миллиардов раз. Понимаете?»
- Доходчиво звучит, особенно для
мужчины. Но причем тут триада? – улыбнулся
Сергей. - А вот при чем – мир
действительно состоит из троек, в которых каждый из элементов тройки
держит за яйца одного из своих двух соседей. Осуществляя при этом
отрицательную обратную связь, – со смехом закончил
Алексей. - Сильный, впечатляющий образ,
ничего не скажешь. И, как ни странно, абсолютно верный - через пару
месяцев нам как раз предстоит обсуждение, как в Империи Власть, Капитал и
Народ друг друга за яйца держат. Кстати, когда я рассказывал тебе об
итальянском философе, ты обратил внимание, как он от триадного способа
осознания мира постепенно переходит к пятеричному? – спросил Ученика
Сергей. – Один мой хороший товарищ, тоже член нашего Братства, говорит об
этом так: миссии (кармы) человека можно
классифицировать по идеям (эйдосам), которые участвуют в
балансе сил, формирующих его судьбу. Так вот, количество
сил (эйдосов) не просто нечётное, а, что принципиально важно,
простое число - 1, 2, 3, 5, 7, после семерки не 9, а 11 следует.
- Это понятно. Непонятно другое –
могу себе представить триадную диалектику – взаимодействие трех сил. Могу
понять и пятеричную систему – иногда в триаде чувствуется какая-то
недосказанность, какое-то огрубление ситуации. Но разложение события или
процесса на взаимодействие 7, или 11 независимых сил – это уже выше моего
понимания, - произнес Алексей. - Вот
как раз над этим, над развитием твоего понимания нам еще предстоит упорно
работать и работать, - ответил Сергей. – Тему триады закончим изящным
образцом триадного юмора – недавно в Инфотеке набрел на анекдот –
бородатый, зато триадный:
«ВОПРОС: Что такое челночная
дипломатия? ОТВЕТ: Ну вот звоните вы,
например, Рокфеллеру: - Рокфеллер у
телефона. А вы его спрашиваете: - Вам
нужен в зятья ЯДРЕНЫЙ СИБИРСКИЙ МУЖИК?
- А на хрена он мне? - А если он к тому
же и президент Швейцарского Банка? -
Так это ж совсем другое дело! Звонок в
Швейцарский Банк: - Швейцарский Банк?
- Да
- Вам нужен в президенты ЯДРЕНЫЙ СИБИРСКИЙ МУЖИК?
- А на хрена он нам?
- А если он к тому же и зять
Рокфеллера? - Так это ж совсем другое
дело! Последний звонок дочке Рокфеллера:
- Вам нужен в мужья президент
Швейцарского Банка? - А на хрен он мне
нужен? - А если он к тому же и ЯДРЕНЫЙ
СИБИРСКИЙ МУЖИК? - Так это ж совсем
другое дело!»
Сделайте Вашему другу подарок -
подпишите его на рассылку!