Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мифополитология или о тех, кто правит миром. Гламурные революционеры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гламурные революционеры.

 

 

Федор Михайлович Достоевский - для нашего отечества поистине культовый писатель. И хотя его читают не столь активно, как, скажем, Донцову (скорее - «проходят в школе»), все сограждане знают, что один только факт существования великого писателя в позапрошлом веке является высшим оправданием их существования на планете.

Телесериал «Идиот» (получивший солженицинскую премию) несколько повысил спрос на романы Достоевского. Фильм действительно неплохой (особенно, на общем фоне российской телепродукции), хотя и не дотягивает до уровня позднесоветского минисериала «Подросток», с Борисовым и Ташковым в главных ролях.

В рамках выпуска, позвольте мне осуществить давнее желание кратко высказаться о типе «мошенника» в романах Достоевского.

Мошенник является характерным персонажем в произведениях великого русского писателя. Причем мы можем выстроить целую галерею подобных типов по возрастанию их политической ангажированности.

На нижнем уровне находится Ламберт из романа «Подросток». Его действия носят исключительно криминальный характер (кража, шантаж и т.п.).

Далее идет Стебельков из того же «Подростка», который по своим занятиям подобен Ламберту, однако проявляет интерес к радикально настроенным молодежным группам (увы, только ради того, чтобы сделать оплаченный донос).

Следующий в списке Лужин («Преступление и наказание») - несостоявшийся жених сестры Раскольникова Дуни. Он, собственно, не профессиональный мошенник, а «деловой человек» (то ли чиновник, то ли предприниматель - грань весьма зыбкая). Однако Лужин заинтересован либералами уже самым неподдельным образом, предвидя перспективность этого движения. Мошеннически лишь некоторые его проделки (например, предложить Соне Мармеладовой деньги - «в помощь семье», чтобы затем обвинить ее в краже).

Еще более высокий модус политизированности демонстрирует нам Ракитин - персонаж из «Братьев Карамазовых». Он являет собой характернейший образ либерального деляги-публициста, особенно отвратительный Достоевскому (и особенно современный). Ракитин не гнушается тайно брать деньги у Груши (своей родственницы) и, затем, клеймить позором ее на суде. В карьерно-мошеннических целях он пытается использовать и Дмитрия Карамазова (с сомнительным успехом).

И, наконец, венчает нашу галерею монументальный образ Петра Степановича Верховенского («Бесы»). Он, с одной стороны, профессиональный «революционер», использующий чужую (Шигалева) идеологию и ставящий глобальные политические цели. Но, при этом, методы Верховенского носят до крайности мошеннический и криминальный характер.

Так что, россияне и в 19 веке были не такие уж лохи, как может показаться, если смотреть на тот период через розовые очки ностальгической идеализации.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

БЛОГ.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.politology
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное