Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Принцип Сологубова или что делать, когда дела идут вкось


Принцип Сологубова

или что делать, когда дела идут вкривь и вкось

Выпуск № 064 от 04.12.10

Круглый Квадрат

В предыдущих выпусках (№ 061 от 09.10.10, № 062 от 12.10.10 и № 63 от 20.10.10) выделяем требующееся в дальнейшем.
(1) Человек способен использовать существующие законы природы, но творить новые – нет.
(2) В непересекающихся областях сфер миропонимания взаимопонимание принципиально невозможно. В пересекающихся областях сфер миропонимания принципиально невозможно отсутствие взаимопонимания.
(3) Критерий соответствия любых действий человека законам природы – возможность многократного применения человеком конкретного способа достижения желаемого результата с вечной повторяемостью конечного результата его применения.
(4) Цель движения (развития) разумного объекта и объект рекуррентно вложены: цель является средством, средство – целью.
(5) "Центр тяжести" сферы миропонимания человека движется во вселенской информационной среде в направлениях генеральных проколов.
(6) Под влиянием изменений условий окружающий среду человек вынужден расширять сферу собственного миропонимания, но делает он это САМ. Делает потому, что ему так выгодно.

Продолжаем.
(7) В настоящее время в сфере миропонимания человечества имеется только один генеральный прокол. В конечном итоге всё и вся сводится к формированию умений человека управлять. Весь спектр наших действий по освоению окружающего мира – ветви этого умения. От умения управлять самим собой до управления обществом и окружающим миром.
Сравните возраст Земли (4-5 млрд. лет), жизни на Земле (3-4 млрд. лет) и человечества (7 млн. лет – максимальная из встретившихся мне цифр). Если представить Человечество ребёнком Земли, то оно – младенец возраста не более двух недель отроду. Только что народилось и только-только начало учиться управлять собой как единым организмом. Пока оно хорошо умеет только одно, молочко матушки-природы сосать. Его пока не то что наказывать нельзя, даже научить ничему невозможно, оно только само может мир осваивать. Его можно только любить, терпеть, вовремя пелёнки распутывать, дабы ненароком не удавилось, да за ноготками следить, не давать ручонкам глазки выцарапать.
(8) Из (7) можно предположить: в настоящее время формирование умений человека управлять – единственная видимая и, соответственно, доступная для формализации цель существования человечества.
Идёт некий предусмотренный законами природы процесс подготовки человечества к роли субъекта управления окружающим миром. Не важно когда и кем Человечество как элемент Системы было создано: Богом, разумом более высокого порядка или родилось "само собой". И не важно для каких целей оно было создано или образовалось: как инструмент достижения неких непонятных нам, но вполне конкретных целей некой Системы управления более высокого порядка или как самоорганизующийся элемент единой самоорганизующейся Системы, обладающей естественным интеллектом.
(8.1) Исходя из условно 2-х недельного возраста человечества можно предположить, что сфера его управленческой деятельности пока не может выходить за рамки колыбели, Земли. Вначале надо научится в колыбель не гадить.

(9) Академик Г. И. Шипов полагает, что во Вселенной всё связано с вращением, для наших нужд вращение – цикличность протекания в обществе процесса формирования умений управлять.
(9.1) СУ
(кто/что управляет) вырабатывает умения управлять через реакцию ОУ(кем/чем управляют) – ОУ вырабатывает умения выживать через реакцию СУ. Фактически ОУ не показывает, какие цели СУ недостигнуты, а заставляет СУ "обучаться"умениям управлять ОУ. Аналогично и СУ, вопреки своим желаниям, заставляет ОУ "учиться" умениям управлять СУ. Противодействовать действиям СУ, имеющим для ОУ негативные последствия. Это – цикл формирования умений общества, как единого разумного объекта, управлять самим собой.
Зрительно этот процесс я вижу так. ОУ и СУ – сгустки информации. Разряд молнии (пакет информации) от СУ к ОУ. Белый цвет – указания, красный – наказания. Задержка. ОУ информацию перерабатывает, что-то выполняет, что-то игнорирует, что-то обходит, на что-то негодуют. Искры и искорки вразнобой от ОУ к СУ. Белые – исполнение, синие – "больно мне, больно…" и красные – "да пошёл ты…". Задержка. Ответная молния от СУ. И т.д. до бесконечности.
(9.2) Общество – единая самоорганизующаяся система, единый разумный объект, обладающий естественным интеллектом. Если в ОУ идёт процесс формирования умений управлять СУ, то СУ, в силу (6), не может воспринимать этот процесс иначе как попытки навязать ему чужую волю. СУ не может не противодействовать попыткам насилия над собой. Тем самым СУ запускает процесс обратный, процесс противодействия формированию умений ОУ управлять СУ. Он подавляет ОУ.
Происходит разрыв цикла, в результате общество, как единый разумный объект, как единое целое, прекращает обучаться. Начинается процесс его деградации.
Кто при этом больше проигрывает, ОУ или СУ. Вопрос интересный, но в данном случае нам безразлично, хотя ответ – СУ. Было бы иначе, не менялись правители по 5 штук на день, а "кабинеты" стояли вечно. Чем выше степень концентрации умений управлять, тем значимей потеря темпа их приобретения.

(10) Исходной точкой начала процесса деградации общества (как единого разумного самоорганизующегося объекта) является момент начала фильтрации СУ информации, для развития умений СУ управлять критичной, но внешне незначимой. Потому СУ, как видно из (9.2), своими, действительно благими для себя усилиями, сам себе роет могилу.
(10.1) Иначе он действовать не может. Информация от СУ к ОУ поступает порционно в формализованном виде, а от ОУ к СУ – постоянно и объём её безбрежен, на каждый чих не наздравствуешься, без фильтрации не обойтись. Но в данном случае формальный критерий значимости для разнородной информации установить невозможно принципиально: общество – живой организм, "значимо/незначимо" – оценка ситуативная. Как "фильтры" не инструктируй, каждый "фильтр" будет оценивать анализируемую информацию субъективно, в зависимости от собственных кругозора, опыта, знаний, способностей, степени понимания применимости информации, конечной цели применения её и степени значимости результатов применения, а цепочки "фильтров" длинны и ветвисты. Кроме того, вся негативная информация (о действиях ОУ, выходящих за рамки установленных СУ правил) оценивается аналитическими службами с точки зрения степени её опасности для СУ, а вредно всё, выходящее за эти рамки. Выход за эти рамки может восприниматься только как нарушение, угроза устоям власти.
(10.2) Потому управленческие решения в большинстве случаев направлены на ликвидацию негативных последствий, а не использование ВСЕЙ негативной реакции ОУ для совершенствования СУ.
(10.3) В режиме управления эта задача для СУ нереализуема принципиально, но в режиме самоорганизации СУ и ОУ как единого целого – легко. Если правильно определён МОМЕНТ начала процесса деградации общества как единого разумного объекта.
(10.4) Если посылка (4) не ошибочна, процесс деградации начинается в момент превращения цели в самоцель.

(11) Из (10) следует: существует некий момент времени, когда ситуативно , пусть на короткий промежуток времени, пусть периодически, но СУ переходит в состояние ОУ. Как часто и надолго – зависит от особенностей системы управления.
(11.1)
В любой замкнутой (с обратной связью) системе управления ОУ и СУ определены однозначно, никаких ситуативных ролевых игрищ, но в самом общем смысле замкнутых систем управления в природе не существует. Единственная замкнутся система – наша Вселенная, да и она условно-замкнутая, так как мы, пользуясь понятийным аппаратом, основанном на законах нашего мира, не можем описать мир, в котором законы нашего мира не действуют. Лучшее, что мы можем – воспринимать проявление результатов реализации этих законов как феномены неизвестной природы, да на них реагировать. Понятие "замкнутая система" введено по техническим причинам, без него невозможно систему управления формализовать.
Этот момент хорошо виден, если помнить, что любая замкнутая система появляется не из ничего, а из окружающей среды. Понятие "замкнутая система" изначально условно, в случае необходимости любую замкнутую систему управления можно представить как составную часть замкнутой системы управления более высокого порядка (предельный для нас случай – Вселенная как замкнутая система управления).
Замкнутая система управления "автомобиль с водителем". Водитель – СУ, автомобиль со всей его начинкой, включая покрышку левого переднего колеса – ОУ. Водитель управляет автомобилем и движется в окружающей среде. Покрышку проколол гвоздь. Окружающая среда вмешалась в отлаженный водителем процесс управления и водитель на мгновение ока из СУ превратился в ОУ, а ничтожная покрышка на мгновение стала выполнять роль СУ. Житейский случай, ни одному водителю не придёт в голову "требования" лопнувшей покрышки игнорировать.
То же самое происходит в процессе управления обществом, но если для водителя момент, когда он обязан "подчиниться ничтожности" очевиден, то для управленца он неосязаем.
(11.2) В приведённом примере покрышка перешла в состояние СУ вследствие вмешательства окружающей среды. Гвоздь на дороге в состав замкнутой системы управления не включишь, это случайный фактор, но управляемое человеческое сообщество – замкнутая система управления. В данном случае то, что мы считаем изменением условий окружающей среды – её составная часть. Человеком управляют, он реагирует на изменения условий окружающей его среды, вырабатывает соответствующие умения и совершает определённые действия. В результате меняются условия окружающей среды для управленца. Типичная замкнутая система, функционирующая по вполне конкретным и незыблемым законам природы.
(11.3) Как называют это явление философы не знаю, с одного захода не нашёл, тратить время на поиски не хочу, потому называю так, как в первый момент в голову пришло: перманентность главенства, проявление действия закона единства и борьбы противоположностей.
(11.4) Попробую пояснить на заведомо некорректном примере, если не получится, хуже не будет. Перманентность главенства – явление всеобщее, присущее всему живому и неживому. Чтобы его увидеть, надо замкнутую системы представить как часть окружающей среды, замкнутой системы более высокого порядка. Пусть даже неизвестно где, но где-то, как-то и когда-то цикл, рано или поздно, замкнётся. Если образованную таким образом новую замкнутую систему не формализовать, то для исходной системы "вход/выход" как были факторами случайными, так ими и останутся. Вне возможностей унитаза понять, с чего бы это в трубопроводе иногда нет воды, и что это за чудо, вода из бачка периодически вытекает… Но перманентность главенства составных частей исходной системы сразу становится очевидной. Имеет возможность вода в бачке унитаза не подниматься при поступлении воды из трубопровода? Нет, набираемая вода – ОУ, поступающая – СУ. Вода набирается – поступление воды прекращается. Набираемая – СУ, поступающая – ОУ. Поменялись ролями. Пример некорректный, но понятно что имеется ввиду.
Сходство человечества с унитазом в том, что то и другое – материальные объекты. Отличие – процесс управления унитазом идёт в материальном мире, а обществом – в уме. Что такое ум я не знаю, но незнание не мешает им пользоваться. Что такое электричество тоже никто не знает, а пользуются все. Потому, как я полагаю, вполне корректным будет представить ОУ и СУ применительно к обществу как пусть непонятные, но вполне конкретные сгустки мыслей, а не орг.структуры, состоящие из людей, принимающих решения на основе действия каких-то "потусторонних" процессов, происходящих в их головах. У управленца мысль мелькнула (как ему из своего кресла больше пользы для себя выжать) – у меня в голове закрутились мысли соответствующие (как мне в изменившихся условиях для себя пользу получить, да побольше). При таком взгляде ОУ/СУ (11) – не условно-замкнутая система управления, в которую окружающая среда включена искусственно, а действительно замкнутая, функционирующая не в материальном, а информационном пространстве. Для неё человек – преобразователь информации, звено, связующее духовный и материальный миры. Потому закон перманентности главенства применительно к управления обществом выражен в явном виде.

(12) Периодически (если (11) не ошибочно в принципе) не может не возникать некий момент времени, обусловленный объективными причинами, когда любой лидер (организационная структура, элемент организационной структуры), независимо от степени значимости, властных полномочий и возможностей, обязан "подчиниться" нижестоящим по существующим иерархии элементам системы. Не "исполнить" их "требования"он не может. Он обязан изменить СВОЙ способ управления. И ему это выгодно, так как в противном случает он власть теряет. Во все времена для всех управленцев был, есть и будет существовать момент, в который управленцу выгодно скорректировать свой способ управления. Раньше времени этого сделать нельзя (поступаться даже частицей власти – власть терять), позже – поздно (власть уже потеряна, перешла в руки конкурента).

(12.1) В самом общем виде суть процесса эволюции процесса управления обществом можно сформулировать так: властный человек сам, сознательно, даёт человеку безвластному инструмент воздействия на себя. В форме и объёме, какие для себя считает полезными (отдаёт меньшее, чтобы приобрести большее). Не способен властный человек найти/увидеть эти формы, определить объёмы и момент, когда он это сделать обязан – власть теряет. Так идёт с момента появления человека на земле и поныне.
Скорее всего, именно (11) и имел виду К.П. Петров (Тайны управления человечеством, т.1, стр. 461, абзац 1). Спросить мне не у кого. Но дело в том, что движение называется "К Богодержавию". Любое толкование термина "Бог" сводится к существованию неких законов, нарушение которых однозначно невозможно. В предложенном же варианте понятия "замкнутая система" однозначно нерушим только один закон: для замкнутой системы нерушимых законов нет, при изменении условий окружающей среды может быть изменён любой. Отсюда образуется дурная бесконечность, в которой само понятие "замкнутая система" смысла не имеет, вернее, имеет смысл именно с приставкой "бес". Отсюда невозможность разобраться с механизмом образования зла и его роли в процессе управления. Если оно существует, значит, какую-то функцию оно выполняет, в природе ничего лишнего нет по определению. Оперируя понятиями "по Божьему попущению" или "происки дьявола" можно объяснить всё, даже извечно неизменный факт: праведники государствами и народами управлять неспособны, а их антиподы – да. Исключений за всю историю человечества не наблюдалось. Формулировка, приведённая в БСЭ, всеобъемлющая, она позволяет искать закономерности, обусловленные законами природы, Бога. Движение называется "К Богодержавию", но подсознательно полагается, что стабильность этой однозначно неприятной закономерности – ошибка Бога, то есть Богу как таковому фактически отводится роль фетиша, результат – "коровий оверштаг", попытка исправить "ошибку" Бога.

(13) Если посылка (8) и вывод (12) не ошибочны, то (12) – механизм противодействия процессу превращения цели в самоцель, проявление действия закона единства и борьбы противоположностей. Некие наложенные законами природы запреты, накладывающие ограничения на возможности эволюции процесса управления в направлении, приводящем к деградации человечества как элемента системы управления. Что-то типа законов "О превышении должностных полномочий" и "О ненадлежащем исполнении должностных обязанностей" для управленцев любого ранга.

(14) Если в вышеизложенном не присутствуют принципиальные ошибки, мы сможем двигаться дальше. Чтобы механизмом, наличие которого предположено в 13, воспользоваться, нам потребуется:
(14.1) Сформулировать в общем виде предусмотренный природой способ формирования умений человека управлять собой и окружающим миром.
(14.2) В общем виде сформулировать ныне применяемый способ управления обществом, являющийся эволюционной ипостасью 14.1.
(14.3) Выявить формальный признак наступления момента обязательного перехода 14.2 на следующую ступень эволюции 14.1.
(14.4) Определить граничные условия применимости 14.2.

Потому прошу вас, уважаемый читатель: если в вышеизложенном принципиальные ошибки есть – напишите, не сочтите за труд. Поверьте, уподобляться бушковскому параноику
(выпуск № 59 от 10.08.10) не стремлюсь.

С уважением, С. И. Сологубов.
sologoobov@gmail.com (гиперссылка исправлена)
В разделе "портфолио" сайта Волгоградского издательства "Станица-2" вы, уважаемый подписчик, можете скачать файл с книгой
"Круглый Квадрат" в формате "дежавю", а также программу WinDjView для чтения в этом формате.
При использовании материалов книги и (или) рассылки ссылка на автора обязательна.


В избранное