Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 6-2-2022


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 6-2 - 2022

(июнь, часть 2)

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Возрастание бюджетных расходов в апреле 2022

С 1 июня 2022 года МРОТ и прожиточный минимум в РФ увеличены на 10 %

Минюст разработал законопроект о декриминализации налог/преступлений

Минцифры согласовало законопроект о новых штрафах для бизнеса за утечку персональных данных

Правительство планирует постепенно переводить надзорные проверки бизнеса в он-лайн

СКР прогнозирует сокращение налоговых дел на 25-40%

С начала года россияне вернули 267 млрд. руб. в качестве налоговых вычетов по НДФЛ

В РФ могут вернуться к старой схеме расчета НДПИ для металлургов

Минфин закрыл данные о том, на что расходуются собранные налоги

Россия и Белоруссия готовят интегрированную систему администрирования косвенных налогов

Минфин спрогнозировал дефицит бюджета до 2026 года

Президент  предлагает повысить порог крупного и особо крупного ущерба по эконом/статьям УК РФ

Налоговые уведомление гражданам будут направлять через личный кабинет на портале гос/услуг

Налоговые органы по-прежнему пытаются контролировать расходы физ/лиц

Власти передумали облагать взносами все компенсационные и стимулирующие выплаты

Ритейлеры попросили ФНС о новых мерах поддержки

В РФ предлагают увеличить необлагаемый НДФЛ доход при продаже жилья

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

Задолженность по налогам с бывших ИП может быть погашена во внесуд/порядке за счет их зарплаты

БУХУЧЕТ, ДОКУМЕНТООБОРОТ

Утверждена новая форма расчета 4-ФСС

Разработан новый ФСБУ «Финансовые инструменты»

Подготовлен проект ФСБУ, устанавливающего требования к проведению инвентаризации

Утвержден ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»

ИНВЕСТИЦИИ И НАЛОГИ

1 июня ФНС запустила в эксплуатацию ГИС "Капиталовложения"

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Швейцария приостановила сотрудничество с Россией по делу о налогах

С 01.01.2023 установлен перечень стран, используемых для промежуточного владения активами в РФ

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Депутаты от ЛДПР предложили давать самозанятым имущественный вычет

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ

В ЗакСО СвОбл внесен законопроект о расширении налог/льготы по налогу на имущество организаций

 

 


Приглашаем на летнюю серию вебинаров Аркадия Брызгалина


 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Возрастание бюджетных расходов в апреле 2022

Как сообщает портал «The bell», исходя из данных Минфина об исполнении федерального бюджета (данные опубликованы за апрель 2022 года 17 мая) доля ненефтегазовых доходов бюджетной системы РФ  (т.е. НДС, НДФЛ, налог на прибыль и др.) в апреле сократились на 18% в годовом выражении (1,058 трлн рублей против 1,29 трлн рублей в апреле 2021 года) (материал располагается здесь, но не является общедоступным).

Нефтегазовые доходы составили в апреле 1.8 трлн. руб, против 1.2. трлн. руб. в марте. По сравнению с апрелем 2021 года нефтегазовые доходы бюджета удвоились. Их доля в совокупных доходах бюджета по итогам месяца составила 63%, четырех месяцев 2022 года — 48% (по итогам 2021 года эта цифра составляла 36%, 2020-го — 28%, напоминает «Коммерсант»).

За апрель 2022 года сформировался первый в этом году помесячный дефицит федерального бюджета в размере 262,3 млрд рублей. По итогам четырех месяцев года пока еще фиксируется профицит на сумму 1,04 трлн рублей. Министр финансов Антон Силуанов в конце апреля оценил возможный дефицит федерального бюджета по итогам 2022 года минимум в 1,6 трлн рублей, и это с учетом того, что антикризисный пакет мер поддержки экономики обойдется бюджету в 4 трлн. руб.

Как пишет по этому поводу газета «Коммерсант», согласно тем же материалам Минфина, впервые с начала СВО в бюджете стал заметен рост расходов по разделу «Национальная оборона» — в апреле они выросли почти вдвое к среднему показателю первого квартала.

Вообще же, самый затратный раздел бюджета — «Социальная политика» — в апреле финансировался опережающими темпами. В итоге годовой план за первую треть года выполнен на 42% (2,563 трлн руб.).

Второй по размеру раздел бюджета «Национальная оборона» за 4 месяца профинансирован на 44% от годовых назначений (выделено 1,681 трлн руб.).  При этом опережающий рост трат по указанному разделу начался именно в апреле — месячные военные траты составили 627 млрд руб. (в среднем около 21 млрд рублей в день — прим. ред.) против среднемесячных 351 млрд руб. в первом квартале (увеличение — в 1,8 раза). Отметим, что военные расходы в апреле 2021 года составляли 275 млрд рублей, то есть из военных расходов апреля 2022 года 9,1 млрд в день, против 21 млрд. в день в настоящее время.

 

С 1 июня 2022 года МРОТ и прожиточный минимум в РФ увеличены на 10 %

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 проиндексирован минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в РФ.

С 1 июня минимальная зарплата в России составляет 15 279 рублей.

 

Минюст разработал законопроект о декриминализации налог/преступлений

Минюст разработал законопроект о либерализации уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других платежей. Он предполагает снижение максимального срока лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Законопроектом также запрещается возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям при уплате недоимки, пеней и штрафов.

«Такие изменения позволят минимизировать негативные для экономики последствия уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения российского налогового законодательства и (или) законодательства об обязательном социальном страховании»,— говорится в сообщении Минюста.

Изменения коснутся только статей 199-199.2 и 199.4 УК РФ, а именно:

- уклонение от уплаты налогов, сборов, взносов на ОПС, ОСС, ОМС, подлежащих уплате организацией;

- неисполнение обязанностей налогового агента;

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание;

уклонение от уплаты взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС с организации.

Каждый из указанных в этих статьях максимальных сроков лишения свободы предлагается снизить так: 6 лет – до 5, 7 лет – до 5, 4 года – до трех. Во всех случаях речь идет о наказании за особо крупный размер.

Соответственно:

- уклонение от уплаты недоимок организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие средств от взыскания (все – в особо крупном) становятся преступлениями средней тяжести, по которым срок давности составляет 6 лет, а не 10, как за тяжкие;

- уклонение от уплаты взносов по несчастным случаям будет относиться к небольшой тяжести (срок давности 2 года).

Более подробно см. здесь и здесь

 

Минцифры согласовало законопроект о новых штрафах для бизнеса за утечку персональных данных

Минцифры согласовало законопроект, ужесточающий ответственность компаний за утечку персональных данных клиентов. Он предполагает не только введение оборотного штрафа в 1%, но и его увеличение  до 3%, если компания попытается скрыть инцидент.

Разработка инициативы ускорилась из-за раскрытия в сети данных пользователей «Яндекс.Еды», Delivery Club и клиентов лаборатории «Гемотест».

Оперативное установление факта утечки потребует от компаний дополнительных инвестиций в софт, отмечают эксперты. Но исполнению законопроекта может помешать пробел в регулировании, считают юристы: в России до сих пор нет нормативного определения утечки персональных данных.

Более подробно см. здесь

 

Правительство планирует постепенно переводить надзорные проверки бизнеса в он-лайн

Контрольно-надзорные проверки бизнеса могут перевести в дистанционный формат по аналогии с налоговым мониторингом, который действует для крупных компаний. Об этом заявил журналистам вице-премьер Дмитрий Григоренко после совещания с регионами по теме соблюдения моратория на проверки.

«При достаточно высоком уровне цифровизации в отдельных отраслях выходить на проверки физически в режиме оффлайн слишком трудозатратно и обременительно, причем для обеих сторон. Поэтому через интеграцию, обмен данными многие вопросы могут проверяться или мониториться через использование информационных систем», – отметил Григоренко.

В пример можно привести ФНС, которая с бизнесом заключает соглашение, и компании раскрывают перед налоговыми органами свои бухгалтерские информационные системы, где отражаются сведения о налогах, добавил вице-премьер: инспекция, видя, как компанией считаются налоги, не приходит к бизнесу и «проверки становятся элементом внутреннего аудита и самоконтроля для обеих сторон».

При этом для запуска системы «должна быть готовность двух сторон, это поступательный процесс, поэтому здесь невозможно принять решение и с 1 января или с понедельника жестко перейти на этот режим», добавил Григоренко.

Более подробно см. здесь

 

СКР прогнозирует сокращение налоговых дел на 25-40%

Количество материалов, поступающих из налоговых органов для возбуждения уголовных дел об уклонении от уплаты налогов, должно сократиться на 25–40% в связи с вступлением в силу мартовских поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Об этом рассказал заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР) по Москве Владимир Вазагов на конференции «Уголовная и субсидиарная ответственность менеджмента и собственников 2022», организованной ИД «Коммерсантъ».

Согласно новому п. 1.3 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым статьям теперь служат только материалы, поступающие из налоговых органов. Ранее такие дела могли возбуждаться также по заявлению гражданина или материалам оперативно-разыскной деятельности.

По словам заместителя руководителя ГСУ СКР по Москве, также благодаря поправкам сократился фактический срок давности по налоговым статьям. «Налоговые органы могут проводить проверку за три года, а по наиболее распространенной уголовной статье — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — срок давности составляет 10 лет. Это означает, что раньше правоохранители могли провести проверку о преступлениях, совершенных за пределами трехлетнего периода проведения налоговой проверки. Теперь существенно сокращается период, по которому бизнесменам могут задать вопросы в части налогообложения».

Более подробно см. здесь

 

С начала года россияне вернули 267 млрд. руб. в качестве налоговых вычетов по НДФЛ

Более 4,5 млн. человек вернули себе 267 млрд. рублей с начала этого года в качестве налоговых вычетов по НДФЛ, заявил руководитель ФНС России Д. В. Егоров на брифинге в Правительстве РФ.

Для сравнения за весь прошлый год возмещено 287 млрд. рублей. При этом глава Налоговой службы подчеркнул, что камеральные проверки деклараций сократились с трех месяцев до 15 дней, если в декларации нет ошибок и приложены все подтверждающие документы. Если же есть ошибки или чего-то не хватает, то срок проверки увеличивается, пояснил  Егоров.

Более подробно см. здесь

 

В РФ могут вернуться к старой схеме расчета НДПИ для металлургов

Власти РФ обсуждают возврат к расчету НДПИ для металлургов по старой формуле, без учета действующего с 2022 года повышения, при значительном падении доходов отрасли, сообщил замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

При этом Евтухов подчеркнул, что решение о пересмотре пока не принято. «Есть решение - к этому вопросу вернуться с учетом анализа результатов компаний за май-июнь. Тогда будут видны тренды: если действительно экспортная выручка драматически сократится, потребление снизится, тогда будут приниматься соответствующие решения», - пояснил замминистра. В настоящее время, по его словам, Минфин анализирует результаты металлургических компаний.

Евтухов отметил, что при одобрении решения о пересмотре налоговой нагрузки на металлургов высвобожденные средства должны быть направлены на поддержание рабочих мест и завершение инвестиционных проектов.

Более подробно см. здесь

 

Минфин закрыл данные о том, на что расходуются собранные налоги

Министерство финансов опубликовало данные об исполнении федерального бюджета за пять месяцев в сильно урезанном виде — из отчетности исчезли разделы о структуре расходов, в том числе военных, об источниках финансирования дефицита, а также цифры о состоянии госказны в завершившемся месяце.

«Закрытие» бюджета ведомство объяснило намерением сократить риски введения новых санкций. Из оставленных открытыми сведений следует, что российский бюджет пока закрывается с изрядным профицитом — по итогам января - мая размер «излишка» составил 1,5 трлн. руб.

Однако в минувшем месяце, исходя из «полузакрытых» цифр Минфина, стали проседать нефтегазовые доходы.

Более подробно см. здесь

 

Россия и Белоруссия готовят интегрированную систему администрирования косвенных налогов

Федеральная налоговая служба и Министерство по налогам и сборам Беларуси готовят интегрированную систему администрирования косвенных налогов. Завершается работа по формированию необходимой нормативной правовой технической базы для запуска этой системы, прототип которой уже готов. Таким образом, будет создан бесшовный незаметный сервис для корректного и правильного начисления и контроля за уплатой налогов на добавленную стоимость в обеих странах.

Эти и другие вопросы стали основной темой сессии «Союзное государство: экономическая интеграция – новые задачи» в рамках первого дня Петербургского международного экономического форума, прошедшего 16 июня.

Соответствующий договор между странами по налогам должен начать действовать с 2023 года, заявил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

 «Это первая наша союзная программа, которая выполнена на 100%, и здесь наши налоговые и финансовые органы оказались впереди наших коллег из органов исполнительной власти», - в свою очередь отметил заместитель министра экономического развития Дмитрий Вольвач.

Глава ФНС России Даниил Егоров  также рассказал, что совместно с белорусскими коллегами прорабатывается вопрос создания электронного документооборота среди предпринимателей обоих государств. По мнению Егорова, это даст и российским, и белорусским компаниям конкурентное преимущество в виде легкого обмена информацией.

Более подробно см. здесь

 

Минфин спрогнозировал дефицит бюджета до 2026 года

Минфин РФ закладывает в проект бюджета на 2023-2025 гг. дефицит на протяжении всей предстоящей трехлетки.

Согласно ожиданиям Минфина, дефицит федерального бюджета в 2023 году составит 1,591 трлн. рублей после 1,665 трлн. в 2022 г., в 2024 г. сократится до 1,413 трлн. руб., в 2025 г. – до 1,358 трлн. руб.

Это соответствует 1,2 %, 1,1 %, 0,9 % и 0,8 % прогнозного ВВП соответственно. Оценки на 2022 и 2023 годы при этом не учитывают трансферты на компенсацию отсрочки по страховым взносам за II и III кварталы текущего года (с их учетом дефицит 2022 года будет больше, а в 2023 г - меньше).

Доходы в 2022 - 2025 гг. прогнозируются в размере 25,529 трлн. руб., 24,779 трлн. руб., 25,38 трлн. и 25,708 трлн. руб., расходы – 27,194 трлн. руб., 26,370 трлн. руб., 26,794 трлн. руб. и 27,066 трлн. руб.

Проект базируется на майской редакции макропрогноза, а Минэкономразвития обещало пересмотреть ее к концу июня в сторону более низкой инфляции и меньшего падения ВВП, а также большего укрепления рубля.

Более подробно см. здесь

 

Президент  предлагает повысить порог крупного и особо крупного ущерба по эконом/статьям УК РФ

Параметры определения крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям Уголовного кодекса РФ необходимо пересмотреть с учетом накопленной инфляции порядка 50%, заявил Президент РФ Владимир Путин, выступая на ПМЭФ-2022.

«У нас давно не менялись параметры определения крупного и особо крупного ущерба, несмотря на накопленную инфляцию. Такое несоответствие нормы закона жизненным реалиям, безусловно, нуждается в пересмотре», - сказал он.

Он также заявил о необходимости пересмотреть основания для заключения предпринимателей под стражу и для продления сроков предварительного следствия.

«Не секрет, что очень часто эти нормы применяются там, где нет объективной необходимости. В результате еще на этапе следствия предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность или вовсе закрываться. В этом случае помимо прямых убытков и утраты рыночных позиций, рабочих мест, под ударом оказывается репутация компаний и их руководителей. Обращаю внимание правоохранительных структур - необходимо покончить с такой практикой. И прошу Правительство совместно с Верховным судом подготовить соответствующие поправки в закон. Прошу провести эту работу до 1 октября", - заявил глава государства.

По мнению Президента, также следует подумать о повышении порога привлечения к ответственности за неуплату таможенных и других обязательных платежей.

Более подробно см. здесь

 

Налоговые уведомление гражданам будут направлять через личный кабинет на портале гос/услуг

Минфин России подготовил проект поправок в налоговое законодательство в части корректировки порядка направления в налоговые органы и получения от них документов (сведений) физлицами. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2024 года.

Так, законопроектом предлагается разрешить физлицам, имеющим подтвержденную учетную запись и не имеющим доступ к личному кабинету налогоплательщика, представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от них документы, используемые налоговыми органами, в электронной форме через единый личный кабинет на портале госуслуг. 

При этом документы, содержащие сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, будут направляться только с согласия на это налогоплательщика. Для этого потребуется подать соответствующее уведомление.

Обновленный порядок позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумаге для тех граждан, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на портале госуслуг.

Более подробно см. здесь

 

Налоговые органы по-прежнему пытаются контролировать расходы физ/лиц

УФНС России по Саратовской области на постоянной основе проводит мониторинг налогоплательщиков, приобретающих дорогостоящее недвижимое имущество и не располагающих достаточным официальным доходом. В случае выявления таких лиц с ними проводятся беседы с целью побуждения к раскрытию своего дохода.

Так, Управлением был выявлен практикующий хирург крупной саратовской медицинской клиники, который приобрел недвижимое имущество на сумму более 15 млн. рублей, и при этом не располагал достаточным официальным доходом.

В ходе детального анализа сотрудниками УФНС России по Саратовской области были установлены факты оказания платных услуг с которых не уплачивались налоги.

Налогоплательщик был приглашен на беседу в налоговый орган, где ему разъяснили возможные последствия его действий и порекомендовали самостоятельно уточнить свой доход, исчислить и уплатить налоги.

Уже через несколько дней гражданин представил в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ, в которых отразил полученный доход свыше 19 млн. рублей. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет области, составила 2,7 млн. рублей. На сегодняшний день врачом уже уплачена большая часть указанной суммы — почти 2,2 млн. рублей.

ФНС России рекомендует всем налогоплательщикам сознательно подходить к вопросу уплаты налогов с полученного дохода, а в случае ведения предпринимательской деятельности официально регистрироваться в качестве «самозанятого» или индивидуального предпринимателя.

Более подробно см. здесь

 

Власти передумали облагать взносами все компенсационные и стимулирующие выплаты

Намерение ввести обложение таких выплат взносами было заявлено в первоначальной версии законопроекта № 46702-8 «О внесении изменений в ч. I и II HК РФ», принятого ГосДумой в 3м чтении 29 июня. Это положение было исключено и, вероятно, никуда не перенесено.

В начальной версии законопроекта, помимо прочего, планировалось подкорректировать ст. 420 НК – дополнить ее первый пункт. В итоге объектом обложения взносами могли бы признаваться выплаты, как зависящие от результатов труда, так и имеющие компенсационный или социальный характер.

Но, к счастью, итоговый текст закона,  такой поправки уже не содержит. Значит, можно надеяться, что глобальный подход к определению базы по взносам останется неизменным. По крайней мере, пока.

Более подробно см. здесь

 

Ритейлеры попросили ФНС о новых мерах поддержки

Для сдерживания продуктовой инфляции, которая в апреле достигла 20 % в годовом выражении, ритейлеры попросили ФНС России снизить НДС на социально значимые товары и ввести отсрочку на выплаты страховых взносов.

Кроме того, торговые компании подчеркивают, мчто еханизм признания расходов по  налогу  на прибыль организаций в случае кражи товаров в России не работает и его необходимо упростить. Эксперты подтверждают, что число краж на фоне кризиса возросло, и это хороший повод настроить буксующую схему.

Более подробно см. здесь

 

В РФ предлагают увеличить необлагаемый НДФЛ доход при продаже жилья

В России хотят повысить необлагаемую подоходным налогом сумму при продаже квартир и загородных домов — с 1 млн. рублей до 3 млн. рублей, — если гражданин взамен приобретает новое жилье. Такую инициативу в адрес премьер-министра М. В. Мишустина направила федеральная компания «Этажи».

Сегодня НДФЛ взимается, если продажа произошла в течение пяти лет с момента начала владения. Но по данным риелторов только за последние два года средняя стоимость жилья по стране выросла до 60 % в зависимости от региона.

При такой динамике роста цен это особо актуально, поскольку приобретение нового жилья будет производиться по гораздо более высокой стоимости.

Более подробно см. здесь

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

Задолженность по налогам с бывших ИП может быть погашена во внесуд/порядке за счет их зарплаты

К изложенному выводу пришел Конституционный суд в Постановлении от 23.06.2022 № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Соловьева».

Фабула дела: индивидуальный предприниматель из Чебоксар Владислав Соловьев получил требование погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а затем и постановление налоговой службы о взыскании около 33 тыс. руб. Указанные требования он не выполнил, а вскоре и прекратил свою деятельность в качестве ИП. Вопрос о задолженности был решен судебным приставом, который распорядился о ее взыскании по новому месту работы В. Соловьева в акционерном обществе. Оспорить это решение об обращении взыскания старого долга не за счет доходов от предпринимательской деятельности, а за счет зарплаты заявителю не удалось.

Позиция суда: Конституция не исключает возможность взыскания во внесудебном (бесспорном) порядке задолженности по обязательным платежам с физических лиц, включая утративших статус ИП.

При этом данный порядок должен гарантировать защиту судебными средствами неотъемлемых прав человека. К числу таких гарантий относится как возможность оспаривать действия налоговых органов и судебных приставов на каждом этапе взыскания, так и установленный законом минимум доходов, обладающий иммунитетом от этого взыскания. Законодатель вправе предусмотреть и дополнительные материальные и процедурные гарантии обеспечения правомерного характера взыскания задолженности.

С момента регистрации в качестве ИП гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание согласно ГПК РФ. То есть, его имущество не делится на имущество физлица и ИП. 

Прекращение статуса ИП имеет заявительный характер. Однако это не освобождает гражданина от исполнения налоговых обязательств, возникших в период осуществления им предпринимательской деятельности. Это предопределяет и возможность налогового контроля, и взыскания задолженности. Погашение в рамках исполнительного производства задолженности по налогам, страховым взносам за счет трудовых доходов лица, ранее бывшего ИП, не вступает в противоречие с конституционными установлениями. Иное способствовало бы злоупотреблению должником своими правами, порождало бы неопределенность в вопросах о моменте, с которого в таком случае надлежало бы исчислять срок для обращения налогового органа в суд и о длительности такого срока, что не соответствовало бы Конституции РФ.

Таким образом, оспариваемое заявителем положение не может рассматриваться как неконституционное. 

Более подробно см. здесь

 

 

БУХУЧЕТ, ДОКУМЕНТООБОРОТ

 

Утверждена новая форма расчета 4-ФСС

Приказом ФСС РФ от 14.03.2022 № 80 утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) и порядок ее заполнения (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2022 № 68640).

Обновление формы расчета связано с изменением финансового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - соответствующие выплаты осуществляются теперь территориальными органами фонда.

В этой связи предусматривается, в частности, исключение из формы расчета таблиц, содержащих данные о произведенных расходах страхователя.

Более подробно см. здесь

 

Разработан новый ФСБУ «Финансовые инструменты»

Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» подготовил проект Федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Финансовые инструменты».

Документ сдержит требования к формированию в бухгалтерском учете и раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о финансовых инструментах организаций.

Стандарт устанавливает, что в целях бухгалтерского учета финансовым инструментом считается договор, в результате которого возникает финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другой.

Финансовым активом в целях бухучета считается любой из следующих активов:

- денежные средства;

- инвестиция в долевой инструмент другой организации;

- договорное право получения денежных средств или иного финансового актива от другой организации либо обмена финансовыми активами или финансовыми обязательствами с другой организацией на условиях, потенциально выгодных для организации;

- договор, расчеты по которому будут или могут быть осуществлены собственными долевыми инструментами организации и который является непроизводным инструментом, по которому организация обязана или может стать обязанной получить переменное количество своих собственных долевых инструментов, либо производным инструментом, расчеты по которому будут или могут быть осуществлены иным способом, чем путем обмена фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество собственных долевых инструментов организации.

Финансовым обязательством в бухучете считается любое из следующих обязательств:

- договорная обязанность передать денежные средства или иной финансовый актив другой организации либо обменяться финансовыми активами или финансовыми обязательствами с другой организацией на условиях, потенциально невыгодных для организации;

- договор, расчеты по которому будут или могут быть осуществлены собственными долевыми инструментами организации и который является непроизводным инструментом, по которому организация обязана или может стать обязана передать переменное количество своих собственных долевых инструментов, либо производным инструментом, расчеты по которому будут или могут быть урегулированы иным способом, чем путем обмена фиксированной суммы денежных средств или иного финансового актива на фиксированное количество собственных долевых инструментов организации.

Эксперты считают, что главное отличие ФСБУ от действующих правил в том, что финансовые активы и обязательства потребуется делить на три оценочные категории. Например, категория актива будет зависеть от того, предназначен ли он к продаже. А на категорию обязательства повлияет ставка по займу – выше или ниже рыночной стоимости.

Более подробно см. здесь

 

Подготовлен проект ФСБУ, устанавливающего требования к проведению инвентаризации

Минфин России подготовил проект Федерального стандарта бухгалтерского учета «Инвентаризация».

Стандарт устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.

Определены перечень случаев обязательного проведения инвентаризации, сроки ее проведения, требования к организации проведения, отражению результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и оформлению документов инвентаризации.

 Более подробно см. здесь

 

Утвержден ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»

Приказом Минфина России от 30.05.2022 № 86н утвержден Федеральный ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2022 № 69031).

Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций. Действие стандарта не распространяется на организации бюджетной сферы.

Стандарт применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год. Организация может принять решение о применении стандарта до указанного срока.

Признан утратившим силу с 1 января 2024 г. Приказ  Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)».

Более подробно см. здесь

 

 

ИНВЕСТИЦИИ И НАЛОГИ

 

1 июня ФНС запустила в эксплуатацию ГИС "Капиталовложения"

ФНС России запустила в опытную эксплуатацию первую очередь государственной информационной системы «Капиталовложения». Система ускорит заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, упростит их сопровождение. Уже сейчас полностью автоматизирован процесс заключения этих соглашений.

На странице ГИС «Капиталовложения» можно ознакомиться с информацией, как заключить соглашение, а также создать свой личный кабинет.

Авторизоваться в системе можно с помощью квалифицированной электронной подписи.

В системе можно подготовить заявление на заключение соглашения и создать необходимый пакет документов. Заявитель будет получать уведомления о результатах рассмотрения документов автоматически.

Более подробно см. здесь

 

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

 

Швейцария приостановила сотрудничество с Россией по делу о налогах

Высший суд Швейцарии приостановил сотрудничество с Россией в рамках одного из ключевых налоговых дел. Разбирательство длится с 2018 года, когда российские власти запросили информацию о нескольких счетах в швейцарских банках. Суд пояснил, что ему необходимо учитывать «заинтересованность Швейцарии в том, чтобы федеральные власти заняли последовательную позицию» относительно России, поскольку некоторые фигуранты дела — украинцы.

Судебное дело началось в 2018 году, когда власти России запросили информацию о счетах в швейцарских банках в связи с расследованием дела. Швейцарские налоговые органы в 2019 году удовлетворили запрос, однако фигурирующие в нем физические лица и компании подали в суд с требованием остановить действия по этому запросу, сообщили в Федеральном суде Швейцарии.

21 февраля швейцарский суд отклонил их апелляцию. 31 мая он постановил прекратить всякое сотрудничество по этому делу до сентября. Суд пояснил, что некоторые фигуранты дела являются гражданами Украины, и «необходимо учесть заинтересованность Швейцарии в том, чтобы федеральные власти заняли последовательную позицию» в отношении России на фоне проводимой ею военной операции на Украине, пишет Bloomberg со ссылкой на заявление суда.

Bloomberg отмечает, что такое решение Высшего суда Швейцарии является индикатором того, как швейцарское правосудие будет интерпретировать отход страны от позиции строгого нейтралитета на более жесткую в отношении России. Президент страны Игнацио Кассис, выступая в Давосе в мае, заявил, что решение страны поддержать антироссийские санкции Запада говорит о том, «какие ценности мы поддерживаем, где хотим провести черту, а где — навести мосты».

Более подробно см. здесь

 

С 01.01.2023 установлен перечень стран, используемых для промежуточного владения активами в РФ

Приказом Минфина России от 26.05.2022 № 83н утвержден Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации.

Перечень включает в себя 57 государств и территорий и утвержден в целях применения ст. 241 Бюджетного кодекса РФ.

Так, согласно п. 15 ст. 241 БК РФ не допускается предоставление субсидий и бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц.

Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться получателями указанных средств.

Более подробно см. здесь

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

 

Депутаты от ЛДПР предложили давать самозанятым имущественный вычет

Самозанятым предлагают предоставлять имущественный налоговый вычет  при покупке недвижимости. Как выяснили «Известия», такой законопроект в ближайшее время внесет в Госдуму группа сенаторов и депутатов.

Авторы объясняют: сегодня такое право есть у тех предпринимателей, которые имеют налогооблагаемый доход по ставке 13%. Поддержать инициативу готовы в большинстве фракций Госдумы, а также эксперты. По их мнению, эта льгота станет стимулом работать «в белую».

Более подробно см. здесь и здесь

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ

 

В ЗакСО СвОбл внесен законопроект о расширении налог/льготы по налогу на имущество организаций

16 июня Губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев внес в ЗакСобрание Свердловской области проект областного закона ПЗ-2694 «О внесении изменений в ст. 3-1 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

Законопроектом предлагается установить налоговую льготу в виде права уплачивать налог на имущество организаций в меньшем размере, основания и порядок применения такой льготы для налогоплательщиков, которым принадлежат на праве собственности или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества, входящие в состав аэропортов и аэродромов.

В случае принятия законопроекта предполагается, что действие изменений будет распространяться на отношения по взиманию налога на имущество организаций, возникшие с 1 января 2022 года.

 


В избранное