Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Финансовым службам. Мониторинг норм, значимых для бизнеса №2/2010


 
Группа компаний Актив ИНФОКОМПАС
издание
для руководителей, специалистов
финансовых, бухгалтерских служб
 

Ваш путеводитель в стремительном потоке правовых новаций.

Ежемесячный бесплатный информационный бюллетень № 2/2010 февраль
Электронное издание. Зарегистрировано в Росохранкультуре Эл.№ФС77-23637 от 10 марта 2006 года.
Проект группы компаний «Актив»
Internet: http://www.aktiv-group.ru e-mail: aktiv@aktiv-group.ru
Адрес: 119017, Москва, Пыжевский пер. 5, офис 315. Телефоны: (495) 925-77-55, 951-47-46, 956-09-19

 

ПравоПисание

(нормотворчество, влияющее на бизнес)

Уточнение налоговых, бухгалтерских, административных норм

Определены правила игры для участников торговли продовольственными товарами.

На уровне закона закреплены основы государственного регулирования торговой деятельности в России. В качестве одной из основных целей данного закона закреплено развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в производственной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

Особо оговорено, что если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях нескольких субъектов рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен розничных цен имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории таких субъектов на срок не более чем 90 календарных дней.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может устанавливаться вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения устанавливается по соглашению сторон и не может превышать 10 % от цены приобретенных продовольственных товаров.

Отдельная статья данного закона посвящена антимонопольным правилам для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, поставщики продовольственных товаров и их покупатели не вправе навязывать друг другу условия о запрете на заключение договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на аналогичных или иных условиях, о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки не превысит минимальную цену таких товаров, о внесении платы за изменение ассортимента продовольственных товаров

Организациям розничной торговли, доля которых на розничном рынке в границах субъекта РФ превышает 25 % запрещено приобретать и арендовать дополнительные площади торговых объектов. Ограничение действует только на территории конкретного субъекта РФ. Действие запрета не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и организации потребительской кооперации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки, заключенные ранее должны быть приведены в соответствие с требованиями данного закона в течение 180 дней со дня его вступления в силу.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

НДС

Очередные новации в Налоговом кодексе…

Внесены изменения в статьи 165 и 167 НК РФ, которыми уточнен порядок подтверждения при налогообложении по ставке 0% и момент определения налогооблагаемой базы по экспортным операциям.

Изменения коснулись и налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций: редакции подвергся пункт 3 статьи 221 НК РФ: конкретизирован порядок получения профессиональных вычетов по НДФЛ налогоплательщиками, получающими авторские вознаграждения за произведения науки, литературы и искусства, а также за объекты промышленной собственности. Оговорено что если расходы для получения профессиональных вычетов данных налогоплательщиков не могут быть документально подтверждены, то они принимаются к вычету согласно таблице нормативов затрат (в процентах к сумме начисленного дохода).

Приостановлено действие абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ, устанавливающей особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам при исчислении налога на прибыль организаций.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 368-ФЗ

Поправки в других областях права

С 1 января 2010 г. в РФ станет меньше налоговых преступников!

Напомним, что неуплата налогов и сборов, неисполнение обязанностей налогового агента, совершенные именно в крупном размере являются основанием для переквалификации уполномоченными гос. органами совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах из категории налогового правонарушения, в категорию налогового преступления.

В конце минувшего года законодатель увеличил размер неуплаченной суммы налогов и (или) сборов, признаваемой крупной или особо крупной. В отношении физических лиц размер крупного ущерба признается сумма неуплаченных налогов и сборов, которая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (прежде величина крупного ущерба составляла 100 000 рублей при тех же условиях), либо превышающая 1 800 000 рублей (прежде 300 000 рублей). Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 лет более 3 000 000 руб., при условии что доля неуплаченных налогов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 9 000 000 рублей. Данное законодательное послабление повлечет уменьшение числа случаев привлечения к уголовной ответственности нарушителей законодательства о налогах и сбора.

Уголовным кодексом специально оговорено, что лицо, впервые совершившее данное преступление освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа, определяемую в соответствии с Налоговым кодексом.

Для налогоплательщиков - юридических лиц, а также для налоговых агентов крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период 3 лет подряд более 2 000 000 рублей (в предыдущей редакции – 500 000 руб.).

Оговорено, что в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении налоговых преступлений в качестве меры пресечения не применяется заключение под стражу.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственная пошлина и сборы.

Установлены ряд юридически значимых действий и изменен размер государственной пошлины.

Так установлена госпошлина за выдачу свидетельства о признании и об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании, об ученой степени и ученом звании. Ее размер составляет 4 000 руб.

Изменен порядок расчета и размеры государственной пошлины, уплачиваемой за рассмотрение дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица увеличен с двух до четырех тысяч рублей.

Повышены размеры пошлин за госрегистрацию актов гражданского состояния. Повышены размеры госпошлин за совершение действий, связанных с приобретением российского гражданства или выходом из него, а также с въездом в Россию или выездом из нее. Так, за выдачу загранпаспорта нужно заплатить 1 000 руб., а если он содержит электронный носитель информации - 2 500 руб.

Повышены размеры госпошлин за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили, ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "

Декларация по страховым взносам

В связи с заменой с 1 января 2010 г. ЕСН страховыми взносами на каждый вид социального страхования скорректирована форма налоговой декларации по ЕНВД и порядок ее заполнения.

Так в строке 030 раздела 3 декларации должны, в частности, указываться суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, уплаченных за налоговый период.

Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2010 г.

Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2009 г. N 119н.

Антимонопольное регулирование покупки акций

Увеличен размер активов финансовых организаций, при превышении которого требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями), активами этих организаций и правами в отношении них.

Так, для лизинговых компаний он составляет 3 млрд. руб. (ранее - 100 млн руб.), негосударственных пенсионных фондов - 2 млрд. руб. (до этого - 100 млн руб.), фондовых и валютных бирж - 1 млрд. руб. (вместо 100 млн руб.), обществ взаимного страхования и кредитных потребительских кооперативов - 500 млн руб. (ранее - 200 млн руб.), страховых медицинских организаций и ломбардов - 100 млн руб. (вместо 50 млн руб.), профессиональных участников рынка ценных бумаг - 200 млн руб. (ранее - 100 млн руб.).

Установлен размер активов, при превышении которого требуется уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок и иных действий, указанных в статье 30 Закона о защите конкуренции. В частности, для кредитных организаций он составляет 2 млрд. руб. Уведомлять необходимо не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок (иных действий).

С 6 до 25 млрд. руб. увеличена стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации. При превышении указанной величины требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на создание такой коммерческой организации, а также на осуществление сделок с ее акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении нее.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. N 1083

Ставка рефинансирования

В очередной раз снижена ставка рефинансирования ЦБР с 28 декабря 2009 г. ее размер составляет 8,75%, вместо прежних девяти.

Указание ЦБР от 25 декабря 2009 г. N 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

ПравоПрименение

(динамика проблем, в зеркале арбитражных споров)

Ошиблись органом

Основание для отказа налоговым органом в праве на налоговые вычеты по НДС явилось следующее обстоятельство. Налогоплательщик не предоставил необходимых документов по запросу налоговой инспекции, проводившей камеральную налоговую проверку.

Собрав недостающие документы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

По мнению ВАС РФ, налогоплательщик нарушил процедуры возмещения НДС, предусмотренную статьей 176 НК РФ. В соответствии с указанной процедурой проверку правильности возмещения НДС сначала проводит налоговая инспекция путем камеральной проверки.

Следовательно, налогоплательщик вправе снова, если не истекли установленные сроки, обратиться в налоговую инспекцию для проверки правильности возмещения сумм НДС. Если решение налоговой инспекции не устроит налогоплательщика, он вправе его оспорить в арбитражном суде.

Постановление Президиума ВАС РФ

29 сентября 2009 №5154/09

Дорогая граница.

Индивидуальный предприниматель осуществлял на арендованном нежилом помещении розничную и оптовую торговлю товарами. Розничная торговля товарами подпадает под ЕНВД, деятельность по оптовой торговле подлежала налогообложение по УСН.

Поскольку арендованное помещение не было разделено для осуществления разных видов деятельности, у налоговых органов и у судов не было правовых оснований изменять величину показателя «площадь торгового зала» для исчисления ЕНВД.

Для исчисления ЕНВД при отсутствии границы использована общая площадь арендованного помещения.

Постановление Президиума ВАС РФ

20 октября 2009 №9757/09

Ошибка агента

Организация неправомерно удержала из заработной платы работника по его заявлению транспортный налог и перечислила его в бюджет. В этом случае сумма транспортного налога не признается уплаченной в связи с тем, что налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать налог из своих собственных средств.

Определение КС РФ

13 октября 2009, №1380-О-О

Условия то разные!

Налоговый орган обязан в случае переквалификации заключенных налогоплательщиком сделок обратиться в суд для взыскания недоимок, возникших в связи с переквалификацией сделок. Однако, если налоговым органом установлена недействительность сделок в целях подтверждения совершения реальных хозяйственных операций, то это обстоятельство не может служить безусловным основанием для взыскания возникших недоимок только в судебном порядке.

Постановление ФАС ЗСО

23 октября 2009; №А27-5165/2009

Доспорились

Налогоплательщик и налоговый орган вступили в спор по «очень» важному вопросу. Каким образом следует заверять предоставляемые в налоговый орган копии документов? Этот наиважнейший спор удалось все же разрешить судьям кассационной инстанции. Пришли к следующему выводу. Копии документов следует заверять подписью исполнительного органа, причем на каждой копии.

Постановление ФАС МО

5 ноября 2009, №КА-А41/11390-09

Без вины не виноват

В своем решении налоговая инспекция не исследовала формы вины должностных лиц организации. Не были приведены соответствующие доказательства. Поэтому привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, по мнению суда, является необоснованным и не законным.

Постановление ФАС ЦО

12 октября 2009, №А23-3722/08А-14-267ДСП

Обнаружить нарушение не разрешили

Арбитражный суд посчитал, что действия налоговой инспекции по обнаружению налоговых правонарушений отраженных только в решении, когда в акте указанные нарушения не нашли своего отражения, являются несостоятельными.

Постановление ФАС МО

10 ноября 2009, №КА-А40/11800-09

Короткой строкой

По мнению арбитражных судов следующие обстоятельства не могут являться безусловными основаниями для отказа в праве на вычет сумм НДС.

Финансовое положение налогоплательщика

Постановление ФАС МО

26 августа 2009, №КА-А40/11098-09

Наличие у налогоплательщика разрешения на строительство

Постановление ФАС ПО

26 августа 2009, №А55-17939/2008

Отсутствие в счете-фактуре расшифровки подписей главного бухгалтера и генерального директора

Постановление ФАС ЦО

7 октября 2009 №А54-2935/2008

Рыбок не тронули

Расходы по содержанию аквариума, находящего в зале офиса продаж направлены на создание имиджа организации и носят эстетический характер. Поэтому указанные расходы признаны обоснованными.

Постановление ФАС МО

24 сентября 2009, №КА-А40/9145-09

Ненормативное регулирование

(в письмах и разъяснениях)

Общие вопросы налогообложения

Дать поручение уплатить налог другой фирме не получится

Уплата налога производится за счет собственных средств налогоплательщика. Платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т. е. за счет его собственных средств.

Письмо Минфина РФ от 12.01.10 № 03-05-06-02/02

Экономическую целесообразность оценивает налогоплательщик

В налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. При этом:

∙ налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность;

∙ налоговый орган производит проверку экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Письмо Минфина РФ от 12.01.10 № 03-03-06/01/3

Как определить рыночную цену

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения, если не предусмотрено иное, принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Использование статьи 40 НК регламентируется главами части второй НК РФ применительно к каждому конкретному налогу. При этом Кодексом прямо указаны случаи, когда применяются рыночные цены для целей налогообложения. В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. При определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях уполномоченных органов, в том числе органов статистики и ценообразования. Проверку правильности применения цен для целей налогообложения осуществляют налоговые органы.

Письмо Минфина РФ от 31.12.09 № 03-02-08/95

Повторная выездная проверка

При проведении повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в случае представления им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, проверяется этот налог за период, по которому представлена уточненная налоговая декларация. Выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога. Налог проверяется за период, по которому представлена уточненная декларация. Плательщик обязан пересчитать такой налог, внести необходимые изменения в декларацию и представить соответствующую уточненную декларацию. Налоговый орган вправе требовать уточненную декларацию по указанному налогу.

Письмо Минфина РФ от 21.12.09 № 03-02-07/2-209

Когда упрощенная декларация не применима

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. У организации, осуществляющей операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, отсутствуют основания для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации по налогам, по которым эта организация не имеет объектов налогообложения. Кроме того, главами 21, 24, 25 и 30 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков - организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций, в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг). Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по соответствующему налогу влечет ответственность, установленную статьей 119 НК РФ.

Письмо Минфина РФ от 24.12.09 № 03-02-07/1-561

НДС

Счет-фактура для обособленного подразделения

Обособленные подразделения организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) могут выписываться этими подразделениями покупателям только от имени организации. При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается КПП соответствующего подразделения. Соответственно, при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения.

Письмо Минфина РФ от 14.01.10 № 03-07-09/01

Единая счет-фактура от агента «не пройдет»

Порядок выставления счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг) в рамках агентского договора не отличается от общего порядка. При этом статья 169 НК РФ, а также Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) не предусматривают выставления единых счетов-фактур по работам (услугам), приобретенным покупателем в течение месяца.

Письмо Минфина РФ от 31.12.09 № 03-07-11/340

Какую форму декларации по НДС выбрать?

20 января 2010 г. опубликован приказ Минфина России, утвердивший новую форму декларации по НДС. В связи с этим ФНС России указывает, что эта дата признается последним днем приема деклараций за IV квартал 2009 г. по старой форме. С 21 января 2010 г. при представлении первичной декларации за IV квартал 2009 г. или уточненной (даже если первичная была подана не позднее 20 января 2010 г. по старой форме) применяется только новая форма.

Письмо ФНС РФ от 20.01.10 № МН-22-3/33

НДС и передача неотделимых улучшений

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в целях налога на добавленную стоимость признается реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, передача арендатором арендодателю на безвозмездной основе неотделимых улучшений арендуемого имущества облагается НДС в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина РФ от 31.12.09 № 03-07-11/341

Услуги иностранного поставщика НДС не облагаются

Когда иностранная организация, не зарегистрированная на территории РФ, оказывает российской организации услуги по тестированию и сертификации программного обеспечения, то местом реализации таких услуг территория РФ не признается. Следовательно, такие услуги объектом налогообложения НДС в РФ не являются.

Письмо Минфина РФ от 21.12.09 № 03-07-08/257

Основание для ставки 0% не возникает

Отсутствуют основания для применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по определению страны происхождения товаров и удостоверению сертификатов происхождения товаров, оказываемых российскими организациями. Статьей 164 НК РФ налогообложение НДС 0% в отношении услуг по определению страны происхождения товаров и удостоверению сертификатов происхождения товаров не предусмотрено. Поэтому указанные услуги облагаются НДС по ставке в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Письмо Минфина РФ от 22.12.09 № 03-07-08/267

Налог на прибыль

Исправляем ошибки по новым правилам

Согласно статье 252НК РФ, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные соответствующими документами. В случае, если расходы, понесенные и документально подтвержденные организацией, ошибочно не были учтены в прошлых налоговых (отчетных) периодах, что привело к излишней уплате налога на прибыль организаций, то, начиная с 1 января 2010 года, налогоплательщик в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 54НК РФ вправе провести перерасчет базы и суммы налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлена такая ошибка.

Письмо Минфина РФ от 12.01.10 № 03-02-07/1-9

Учет «кредиторки» по депонированной заработной плате

Сумма кредиторской задолженности по депонированной заработной плате подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли в связи с истечением срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, то есть если заработная плата не была востребована работником в течение трех лет.

Письмо Минфина РФ от 23.12.09 № 03-03-06/1/823

Налог на прибыль при закрытии ответственного подразделения

Налогоплательщик, принявший решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов РФ, одновременно выбирает другое ответственное обособленное подразделение, расположенное на территории этого же субъекта РФ, через которое будет осуществлять уплату налога в соответствующий бюджет. Закрытие ответственного обособленного подразделения в течение налогового периода не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет этого субъекта РФ. Уплата налога на прибыль должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения с учетом исчисленных ранее авансовых платежей.

Письмо ФНС РФ от 30.12.09 № ШС-22-3/990

Когда кредитор не требует вернуть задолженность

Организация заключила договор поставки. При получении организацией предоплаты по неосуществленной поставке у организации образовалась кредиторская задолженность. Если по числящейся на балансе организации кредиторской задолженности кредиторы не потребовали возврата долга до истечения срока исковой давности, то организация-должник обязана списать такую задолженность во внереализационные доходы для целей налогообложения прибыли. Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителей организации.

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 29.09.09 № 16-15/100975

Амортизация после реорганизации

Организация, получившая амортизируемое имущество при реорганизации в форме присоединения, вправе начислять амортизацию по указанному имуществу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была завершена ее реорганизация. Если речь идет об объекте основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, то амортизация начисляется реорганизованной организацией с вышеуказанной даты при условии, что налогоплательщиком к этому моменту получено документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию прав.

Письмо Минфина РФ от 31.12.09 № 03-03-06/1/835

Амортизация «неучтенных» основных средств

Основные средства, выявленные в ходе инвентаризации, оцениваются исходя из рыночных цен (п. 20 ст. 250 НК РФ). Амортизационная премия по выявленному при инвентаризации основному средству не учитывается в расходах, в связи с тем, что отсутствуют расходы в виде капитальных вложений на его создание или приобретение.

Письмо Минфина РФ от 29.12.09 № 03-03-06/1/341

Выплаты по больничному листу в фактическом размере зарплаты

В соответствии со статьей 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Вместе с тем, размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству РФ, может превышать указанные суммы. В случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с пунктом 15 статьи 255НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ, если такие доплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Письмо Минфина РФ от 23.12.09 № 03-03-05/248

Земельный налог

Что делать с налогом, если договор признан недействительным?

Договор купли-продажи земельного участка признан судом недействительным. Сумму земельного налога, уплаченную организацией за период с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка до момента вступления в законную силу решения суда о признании сделки недействительной, следует признать излишне уплаченной.

Письмо Минфина РФ от 11.01.10 № 03-05-05-02/01

Страховые взносы

Новые формы для обязательного страхования – пенсионного и медицинского

С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования. В связи с этим утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР, страховым взносам на ОМС в ФФОМС и территориальные фонды ОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР). Форма составляется и представляется ежеквартально (нарастающим итогом) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г., начиная с представления расчета плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам за I квартал 2010 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.11.09 № 894н

Отдельные постановления ФСС РФ теперь не применяются

Постановлением ФСС России от 18.01.10 № 5 вводятся новые формы форма-4а ФСС РФ и форма-4 ФСС РФ. В связи с этим постановления ФСС России, утвердившие прежние формы, не применяются с момента введения новых. С 1 января 2010 года утрачивает силу постановление ФСС РФ, утвердившее Инструкцию о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования.

Постановление ФСС РФ от 18.01.10 № 5

НДФЛ

Изменены справочники кодов по учету доходов и расходов граждан

Внесены изменения в форму сведений о доходах физических лиц (форма № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год»). Изменены и дополнены справочники «Коды доходов» и «Коды вычетов».

Приказ ФНС РФ от 22.12.09 № ММ-7-3/708

Специальные налоговые режимы- УСН и ЕНВД

Расходы на основные средства для «упрощенцев», меняющих объект налогообложения

Учета расходов по основным средствам, полученным по актам приема-передачи и прошедшим регистрацию прав собственности до 31 декабря 2009 года, но введенных в эксплуатацию с 1 января 2010, если организация, применяющая УСН, переходит в 2010 году с объекта налогообложения «доходы» на объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», имеет свои особенности. Согласно пункту 3 статьи 346.16 НК РФ, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения УСН принимаются с момента ввода этих ОС в эксплуатацию. В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. В связи с этим, расходы по основным средствам, введенным в эксплуатацию в 2010 году и оплаченным в период с 2010 по 2011 г.г., могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в течение 2010 года в размере уплаченных сумм.

Письмо Минфина РФ от 12.01.10 № 03-11-06/2/01

Формы отчетности

Утверждена новая декларация по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2009 г. вводится новая форма налоговой декларации по НДС. Также вводится Порядок, закрепляющий требования к заполнению титульного листа декларации и каждого из ее разделов. Приведены обновленные коды операций, а также коды: определяющие налоговый период, способ и вид представления декларации (на бумажном носителе (лично или по почте), по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП, на съемном носителе и т. д.). С 2009 г. покупатели вправе принять к вычету НДС, предъявленный им продавцами при перечислении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Эти изменения учтены в новой форме декларации. Сумма указанного вычета теперь отражается в отдельной строке третьего раздела декларации (строка 150).

Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н

Не для всех

(Спецсообщения)

Кредитным организациям

Как хранить архивы в электронном виде?

Определен перечень документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций, которые могут храниться в электронном виде на носителях типа CD-, DVD-дисков однократной записи. В числе этих документов лицевые счета, отчеты о прибылях и убытках, мемориальные ордера, кассовые журналы, реестры платежей и др.

Разработаны правила хранения документов в электронном виде. В кредитной организации создается фонд хранения носителей однократной записи. Определено содержание регламента ведения фонда.

При формировании единиц хранения должны быть созданы их резервные копии.

Учет единиц хранения ведется на основе описей.

Документы в электронном виде хранятся в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. В течение периода хранения необходимо обеспечить возможность повторного формирования (восстановления) вышедших из строя ЕХ.

Указание ЦБР от 25.11.2009 № 2346-У

Как получить информацию в БКИ?

Субъект (пользователь) кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй (далее - БКИ), в котором хранится его кредитная история. Для этого он может направить электронный запрос непосредственно в Центральный каталог кредитных историй. Чтобы его составить, необходимо иметь код (дополнительный код) субъекта кредитной истории.

Вносимыми изменениями установлено, что субъект кредитной истории вправе не формировать код или сформировать его как в период действия договора займа (кредита), так и после его окончания. Для этого нужно обратиться к кредитору, а также в любую кредитную организацию или в любое БКИ.

Код субъекта кредитной истории принимается займодавцем (кредитором). Проставляются подпись субъекта и дата. После этого займодавец (кредитор) выдает на руки субъекту кредитной истории его код на бумажном носителе.

В коде (дополнительном коде) субъекта не допускается сочетать русский и латинский алфавиты. Регистр букв не учитывается.

Указание ЦБР от 01.12.2009 № 2351-У

При необходимости субъекту (пользователю) кредитной истории получить информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится его кредитная история, необходимо обратиться с письменным запросом в любую кредитную организацию. Она направляет через территориальное учреждение ЦБР запрос в Центральный каталог кредитных историй (далее - ЦККИ).

Вносимыми изменениями установлено, что запрос в ЦККИ может направляться в виде электронного сообщения, содержащего как один запрос субъекта (пользователя) кредитной истории, так и несколько (пакетное электронное сообщение). Ответ на него ЦККИ направляет также в виде пакетного электронного сообщения.

Определены сроки информирования субъекта (пользователя) кредитной истории о БКИ, в котором хранится его кредитная история. Так, кредитные организации и их филиалы, имеющие прямой доступ (подключение) к автоматизированной системе "Центральный каталог кредитных историй", должны предоставить информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения субъекта (пользователя) с запросом. Если он не явился в установленный срок, сведения о БКИ направляются ему по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем окончания срока.

В информации должен быть, в том числе, указан телефон БКИ.

Указание ЦБР от 01.12.2009 № 2353-У

Курс валюты определяем сами

С начала 2010 г. ЦБР прекратил ежемесячно определять официальные курсы 100 иностранных валют.

В связи с этим приводятся рекомендации для случаев, когда возникает необходимость использования курса к рублю иностранной валюты, по которой курсы не установлены.

Курс такой иностранной валюты может быть определен с использованием ее курса к доллару США и установленного ЦБР курса доллара США по отношению к рублю. Курс доллара берется на дату определения курса иностранной валюты, курс иностранной валюты - на дату, предшествующую дате определения курса.

В качестве курса иностранной валюты к доллару США могут быть использованы котировки, опубликованные в газете "Financial Times" или представленные в информационных системах Reuters и Bloomberg (в т. ч. в их представительствах в сети Интернет).

Со дня подписания данного письма отменено Письмо ЦБР от 20.02.2006 № 24-Т об учете сумм, выраженных в иностранных валютах, курс которых к рублю официально не устанавливается Банком России.

Письмо ЦБР от 14.01.2010 № 6-Т

Новость от фирмы «Актив»

(Анонс)

Нашим читателям, уверены, будет интересна критичная статья под названием «Коррупция «Вечнозеленая». Статья посвящена острейшей проблеме сохранения целостности государства российского. Мы сможете прочитать ее на нашем сайте после 26 февраля. К тому времени мы завершим выполняемое сейчас обновление сайта.

Проверьте себя

Наши консультации

(Ответы по существу)

ВОПРОС 1. Во время проведения занятий по повышению квалификации бухгалтеров один из слушателей задал вопрос. Имеет ли правовое значение направление налоговой инспекцией требования об уплате недоимки на домашний адрес главного бухгалтера организации?

ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Налогоплательщиком признается организация. Согласно федеральному закону о регистрации юридических лиц адрес местонахождения является адрес, по которому осуществляется связь с исполнительным органом организации. Таким образом, направление требования по уплате недоимки на домашний адрес главного бухгалтера не имеет никакого юридического значения. То есть организация не предупреждена о наличии недоимки.

ВОПРОС 2. Налоговая инспекция провела у нашего клиента камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года. Своим решением налоговая инспекция не признала у организации права на вычет. Не согласившись с принятым решением организация обратилась в суд. В судебном заседании налоговая инспекция указала на следующее обстоятельство. Поскольку у организации отсутствовали ТТН, а по запросу инспекции организация не предоставила журнал движения автотранспорта к складским помещениям, то это свидетельствует об отсутствии реальных операций по доставке товара. Это явилось основанием для принятия решения. Правомерен ли довод налоговой инспекции?

ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ВОПРОС. Порядок проведения камеральных проверок установлен статьей 88 НК РФ. Согласно этому порядку налоговая инспекция вправе требовать от налогоплательщика предоставления, помимо декларации, только тех документов, предоставление которых предусмотрено налоговым Кодексом. Требование инспекции о предоставлении журнала учета движения автотранспорта к складским помещениям организации не относится к тем документам, представление которых предусмотрено статьями 171,172 НК РФ. Следовательно, требования налоговой инспекции является незаконным и необоснованным.

 

 

 

Главный редактор: Е.Г. Васильева
Выпуск подготовили: Н.А. Красавин, И.А. Бабченко, А.И. Воронин, М.Ю. Кружалов

Мы готовы принять вопросы, предложения, пожелания.
    В случае, если содержание не вызывает интереса, - откажитесь по E-mail.
      Наша цель достигнута, если Вы заметили значимые правовые новации.
         Если заметка Вас заинтересовала, обратитесь к первоисточнику.

© ЗАО "Актив", 2006. Перепечатка в СМИ либо публикация в сети Интернет, возможна при наличии ссылки на Группу компаний "Актив".

Просим присылать комментарии и сообщать об ошибках по адресу infocompas@aktiv-group.ru.


В избранное