Отвечают аудиторы компании
Интерэкспертиза Выпуск N 26 от 14 марта 2002 г.
Вопрос от 28 февраля 2002г.:
Просим Вас объяснить порядок зачета из бюджета и списания НДС при
условии, что счета-фактуры от поставщиков за ТМЦ и субподрядчиков за
выполненные работы поступают в бухгалтерию спустя 2-4 месяца после покупки
ТМЦ.
Отвечает эксперт департамента
налогового консультирования Селюжицкая Т.И.: Пунктом 1 статьи 169 НК РФ
предусмотрено, что счет - фактура является документом, служащим основанием
для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. На основании
данной нормы Налогового Кодекса можно сделать вывод, что в случае отсутствия
счетов-фактур, полученных от поставщиков Ваша организация не вправе принять
к вычету уплаченные поставщику суммы НДС.
При применении вычета по НДС при
получении счетов-фактур со значительным опозданием необходимо учитывать
следующее.
Требование о сроке выставления
счетов-фактур установлено пунктом 3 статьи 168 НК РФ, согласно которому
счет-фактура должен быть выставлен покупателю не позднее пяти дней, считая
со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В случае, изложенной в Вашем вопросе,
поставщик выставляет счета-фактуры с нарушением порядка, установленного
пунктом 3 статьи 168 НК РФ.
При решении вопроса о правомерности
использования данных счетов-фактур для применения налогового вычета следует
руководствоваться статьей 169 НК РФ. Как уже отмечалось, счет - фактура
является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм
налога к вычету или возмещению (пункт 1 статьи 169 НК РФ). При этом пунктом
2 статьи 169 НК РФ предусмотрены условия, при которых счета - фактуры не
могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом
сумм налога к вычету или возмещению, а именно: если эти счета-фактуры
составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6
статьи 168 НК РФ. Пунктом 5 статьи 168 НК РФ установлены обязательные
реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Пункт 6 предусматривает
наличие на счете-фактуре подписей руководителя и главного бухгалтера
организации либо иных должностных лиц, уполномоченных на то в соответствии с
приказом по организации, заверенных печатью организации. При выставлении
счета - фактуры индивидуальным предпринимателем счет - фактура должна быть
подписана индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов
свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального
предпринимателя.
Следует обратить внимание, что пунктом 2
статьи 169 НК РФ установлено, что невыполнение требований к счету - фактуре,
не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основа
нием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
На этом основании можно сделать вывод,
что невыполнение требований по обеспечению своевременного поступления
счетов-фактур не является препятствием для возможности применения вычета
сумм НДС, уплаченных поставщику.
При применении вычета сумм НДС,
уплаченных поставщику, в более поздние сроки Вашей организации необходимо
представить в налоговую инспекцию уточненные расчеты, которые производятся
на основании статьи 81 НК РФ.
Статья 81 НК РФ устанавливает
обязанность внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию
только в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им налоговой
декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок,
приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. В рассматриваемом
случае происходит завышение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в
результате несвоевременного поступления счетов-фактур.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено,
что в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы,
относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налогоплательщик обязан
в текущем (отчетном) налоговом периоде произвести перерасчет налоговых
обязательств в периоде совершения ошибки. Однако непредоставление
счетов-фактур поставщиками влечет невозможность применения налогового вычета
организацией-покупателем, что влечет некорректность расчета суммы налога,
подлежащей уплате в бюджет в том налоговом периоде, в котором у организации
возникло право на вычет, однако, это никак не связано с правильностью
исчисления Вашей организацией налоговой базы по НДС.
Несмотря на отсутствие основания
требовать исправления налоговых деклараций, когда происходит завышение суммы
налога, подлежащей уплате в бюджет, на практике налоговые инспекции требуют
от налогоплательщика предоставления уточненных расчетов по НДС для
правомерного применения налогового вычета в более поздние сроки. Поэтому в
случае получения счетов-фактур с задержкой Вашей организации необходимо
перечитать налоговые обязательства по НДС тех периодов, в котором данный
вычет должен быть предъявлен, сдать в налоговую инспекцию уточненные расчеты
с предоставлением письменных пояснений причин такого уточнения.
Консультационные услуги по различным вопросам хозяйственной деятельности
Правовая поддержка бизнеса
Управленческое консультирование
Оценочная деятельность
Внимание! Опубликованная здесь информация не может являться официальным заключением по рассматриваемым вопросам. Для получения официального заключения по Вашей ситуации, пожалуйста, обратитесь к нам по вышеуказанным реквизитам.