Все выпуски  

Мониторинг законодательства РФ за период с 5 по 11 марта 2012 года


юридические консультации и аудит
                       О нас         Информация         Заявление и бланки         Контакты         Цены






Услуги группы компаний Точка И
   Регистрация    Аудит, Налоги, Бухучет    Прочие услуги для бизнеса


Мониторинг законодательства РФ за период с 5 по 11 марта 2012 года



Скачать полную версию мониторинга


Наименование документа

Краткое описание документа

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 215 и абзаца второго статьи 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Барабаша и А.В. Исхакова" Суд не всегда обязан приостановить разбирательство в случае реорганизации юрлица-стороны по делу.
Признаны неконституционными нормы, в силу которых суд приостанавливает производство по делу, если установлен факт реорганизации юрлица, являющегося стороной спора.
Положения неконституционны в той мере, в какой они закрепляют обязательность такого приостановления во всех случаях реорганизации.
Т. е. нормы не предполагают, что устанавливается необходимость в таком приостановлении и возможность продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств дела.
Как указал КС РФ, при реорганизации юрлица производство по делу приостанавливается до того, как будет определен правопреемник. В этом смысле данная процедура имеет объективно обусловленный характер.
Вместе с тем реорганизация юрлица возможна в различных формах: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
В зависимости от этого решается вопрос о том, насколько очевиден правопреемник. В частности, при присоединении одного юрлица к другому не возникает сомнений в том, какая именно организация будет правопреемником.
Между тем при разделении или выделении правопреемник может быть не очевиден, поскольку к каждой из вновь образованных организаций переходят права и обязанности реорганизуемых юрлиц.
В отличие от ГПК РФ, положения АПК РФ не предусматривают обязательную приостановку производства по делу в случае реорганизации юрлица, участвующего в деле (по усмотрению суда).
Однако подобная дифференциация в разрешении данного вопроса в зависимости от характера спорного правоотношения не может быть обусловлена различием в категориях дел, отнесенных к ведению арбитражных и судов общей юрисдикции. Поэтому она несовместима с конституционным принципом равенства.
Таким образом, предусмотренная ГПК РФ необходимость приостановить производство по делу при реорганизации юрлица-стороны не должна исключать возможность учитывать при принятии подобного решения весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в т. ч. специфику конкретных форм реорганизации.
Федеральный законодатель должен внести в ГПК РФ соответствующие изменения.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2012 г. N 14589/11 О типовых управленческих документах, которые обязаны хранить коммерческие организации.
Оспаривался акт, определяющий перечень типовых управленческих архивных документов, которые обязаны хранить органы власти и организации.
Внимание привлек вопрос о том, законно или нет возложение этой обязанности на АО и иные коммерческие организации, не подведомственные органам власти.
Ранее ВАС РФ уже проводил проверку этого акта (в 2011 г.).
Тогда он пришел к выводу о том, что акт не должен применяться, поскольку была нарушена процедура его опубликования. Соответственно, он не вступил в силу и не может быть признан недействующим.
Причиной повторного обращения послужило то, что после оспаривания акт все же был опубликован в установленном порядке и, следовательно, вступил в силу.
На этот раз ВАС РФ также не нашел оснований, чтобы признать акт недействующим. Отклоняя доводы о его незаконности, он пояснил следующее.
В названном перечне речь идет о документах, которые образуются в процессе деятельности как органов власти, так и организаций при совершении однотипных (общих) управленческих функций, независимо от формы собственности.
Оспариваемый акт не возлагает на указанные коммерческие организации какие-либо обязанности, в т. ч. создавать или хранить документы, он лишь определяет их перечень и срок хранения.
Сама обязанность организаций хранить документы установлена не оспариваемым актом, а Законами об АО, об архивном деле, о бухучете, НК РФ.
Доводы о том, что при издании оспариваемого акта Минкультуры России вышло за пределы компетенции, несостоятелен.
Данное Министерство наделено полномочиями по нормативному регулированию отношений в области архивного дела. К компетенции иных органов власти этот вопрос не отнесен.
Из Положения о Минкультуры России не следует, что оно не вправе принимать нормативные акты (в сфере архивного дела) для коммерческих организаций, которые неподведомственны ему.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N ВАС-13813/11 Когда НДС не был включен в тарифы на услуги ЖКХ, его можно потребовать отдельно.
Предметом проверки стали нормы, касающиеся определения размера платы за коммунальные ресурсы и услуги.
В силу них названная плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам.
Эти тарифы устанавливаются для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством.
По мнению заявителя, эти положения на практике приводят к тому, что исполнителю коммунальных услуг нельзя предъявить сумму НДС в составе цены (при отсутствии регулируемого тарифа, установленного для расчетов с населением), если при расчетах используется иной тариф, не включающий данный налог.
Как указывает заявитель, суды, как правило, ошибочно исходят из того, что тариф (плата), установленный для расчетов с гражданами и приравненными к ним потребителями, уже включает НДС.
ВАС РФ счел положения законными и разъяснил следующее.
Утверждение о том, что эти нормы не позволяют предъявить к оплате исполнителю коммунальных услуг сверх тарифа, установленного на коммунальный ресурс, НДС (когда налог не был включен в тариф), ошибочно.
Тарифы, применяемые ресурсоснабжающей организацией при расчетах за коммунальный ресурс, устанавливаются регулирующими органами.
При этом тарифы могут быть установлены как с включением в них НДС, так и без него в зависимости от того, какому субъекту они адресованы.
Оспариваемые нормы не устанавливают правила о применении тарифа с НДС или без него. Соответственно, они не могут противоречить НК РФ.
Следует отметить, что ранее ВАС РФ уже обращался к этому вопросу. В 2011 г. он сформулировал отдельные разъяснения.
Исходя из них, если тариф был определен без НДС, то последний может быть предъявлен к оплате отдельно (т. е. дополнительно к регулируемой цене), если же налог был включен в тариф, таких оснований нет.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 февраля 2012 г. N ВАС-15248/11 Импортируемые велосипедные запчасти не всегда классифицируются как некомплектный велосипед.
Оспаривались положения, касающиеся классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Речь идет о двухколесных велосипедах без двигателя в некомплектном или незавершенном виде.
Нормы оспаривались в той части, которая позволяет классифицировать велосипедные компоненты как велосипед двухколесный в некомплектном или незавершенном виде.
При этом такая классификация применяется при условии, что, будучи представленным в подобном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного велосипеда.
Согласно доводам заявителя, эти нормы незаконно обязывают его классифицировать подобным образом ввозимые в Россию велосипедные детали и запчасти.
ВАС РФ пришел к выводу о законности норм и указал следующее.
Исходя из оспариваемых норм, установлена обязанность классифицировать двухколесные велосипеды без двигателя в некомплектном или незавершенном виде, состоящие из рамы, вилки и минимум 2-х определенных компонентов.
Это набор колес в собранном или несобранном виде; кривошипно-шатунный механизм педального узла (по крайней мере ось и кривошип); руль; система тормозов.
Из системного анализа Основных правил интерпретации ТН ВЭД и оспариваемых положений следует обязанность классифицировать подобным образом не отдельные компоненты (детали) велосипеда, а уже собранные изделия, которые состоят не менее чем из 4 определенных компонентов.
При этом оспариваемая норма не предусматривает необходимости классифицировать отдельные велосипедные детали в качестве велосипедов.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2012 г. N ВАС-15283/11 Почему применяется регулирование цен на продукты, реализуемые в столовых при учебных заведениях?
Оспаривались нормы, которые предоставляют регионам право вводить госрегулирование тарифов и надбавок.
Речь идет о наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общепита при школах, профтехучилищах, средних, специальных и высших учебных заведениях.
ВАС РФ пришел к выводу о законности норм и указал следующее.
Ссылка на то, что такие положения нарушают право свободно определять цену реализуемых продуктов, несостоятельна.
Как указал ВАС РФ, акт, нормы которого оспариваются, был принят с целью обеспечить госгарантии предоставления детям, студентам возможности приобрести продукты питания по приемлемым ценам.
Это было сделано путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в указанном сегменте рынка.
Названный акт был принят во исполнение Указа Президента РФ, которым Правительству РФ было поручено определить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат госрегулированию.
Закон об основах госрегулирования торговой деятельности был принят позже. Однако в нем не указано, что названный правительственный акт утрачивает силу.
Данным законом предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, ведущие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Исключения могут устанавливаться его положениями и другими федеральными законами.
Между тем федеральный закон, устанавливающий порядок госрегулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок), до сих пор не принят.
С учетом этого доводы о незаконности оспариваемых норм необоснованны.
Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 183 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1020" Скорректирован порядок госрегистрации договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности.
Внесены изменения в правила госрегистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных, а также перехода указанных прав без договора.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.
С 1 января 2013 г. гражданину или юрлицу необязательно представлять документ, подтверждающий уплату пошлины. Служба направляет соответствующий межведомственный запрос в Федеральное казначейство.
Установлено, что при реорганизации юрлица для регистрации исключительного права без договора заявитель вправе по собственной инициативе представить выписку из ЕГРЮЛ. Если она не приложена к заявлению, ФНС России по межведомственному запросу Федеральной службы по интеллектуальной собственности направляет необходимые сведения.

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 179 "О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности" Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, должны представлять консолидированную финансовую отчетность в ФСФР России.
Установлено, как страховые и иные организации (за исключением кредитных) представляют годовую консолидированную финансовую отчетность в ФСФР России. Речь идет о юрлицах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на РЦБ.
Отчетность представляется в течение 120 дней после окончания года, за который она составлена. Документы направляются в электронной форме 2-мя способами. Они подаются посредством телекоммуникационных каналов связи (ставится неквалифицированная электронная подпись) или с использованием программы, размещенной на официальном сайте Службы.
Организации, выполняющие государственный оборонный заказ, отчетность которых содержит сведения, составляющие гостайну, представляют ее посредством фельдъегерской связи на электронном носителе. При этом она записывается так, чтобы в нее невозможно было внести поправки.
Такая отчетность публикуется в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. Если их нельзя выделить, она не публикуется. Организации, выполняющие государственный оборонный заказ, информируют об этом ФСФР России в сопроводительном письме.
Закреплены полномочия Службы.
Приказ Минфина РФ от 22.12.2011 N 184н
"Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2012 N 23350.

Для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес утверждены необходимые для этого формы документов
В Минюсте РФ прошел регистрацию Приказ Минфина РФ, которым утверждены формы заявления о регистрации объектов налогообложения данным налогом и свидетельства об их регистрации. В новых формах учтена возможность регистрации объектов налогообложения, признаваемых таковыми с 1 января 2012 года.
Напомним, что с этого года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: операционные кассы заменены на процессинговые центры тотализатора (букмекерской конторы), и введены пункты приема ставок тотализатора (букмекерской конторы)
Письмо ФНС РФ от 13.01.2012 N АС-4-2/135@
"О налоговом администрировании участников консолидированной группы налогоплательщиков"
Ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков
Решение принимается Контрольным управлением ФНС РФ после получения информационного сообщения о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Основанием для принятия такого решения является взаимозависимость с организацией, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков (раздел II "Критериев отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам...", утв. Приказом ФНС РФ от от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@).
Письмо ФНС РФ от 01.03.2012 N ЕД-4-3/3324@
"О направлении письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-15/1/2 на обращение ЗАО "Ставропольский вино-коньячный завод" по вопросу проставления отметок на извещениях об уплате авансового платежа акциза или об освобождении от уплаты авансового платежа акциза"
Несоответствие объема фактически поставленного покупателю спирта объему спирта, за который уплачен авансовый платеж акциза (либо по которому представлено освобождение от его уплаты), не является основанием для отказа налоговым органом в проставлении отметки на соответствующем извещении
Об этом сообщается в Письме Минфина РФ, направленном в налоговые органы для использования в работе.
Письмо ФНС РФ от 05.03.2012 N ЕД-4-3/3557@
"О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива..."
При заполнении налоговой декларации по косвенным налогам при импорте подакцизных товаров на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза в отношении бензина класса 4 следует указывать код 664, класса 5 - 665, дизельного топлива класса 4 - 634, класса 5 - 635
В действующей редакции Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (Приложение N 3 к Порядку, утв. Приказом Минфина РФ от 07.07.2010 N 69н) не предусмотрены коды в отношении указанных видов нефтепродуктов.
Вместе с тем с 1 января 2012 года налогообложение указанных видов нефтепродуктов осуществляется с применением ставки акциза в зависимости от их класса.
С учетом данного обстоятельства ФНС РФ определены соответствующие коды, рекомендованные к применению налогоплательщиками до внесения соответствующих изменений в названный приказ.
Информация ФНС РФ
<О порядке представления налоговой декларации по НДПИ>
Начиная с 1 февраля 2012 года налогоплательщики могут представлять налоговую декларацию по НДПИ по новым форме и формату
Новая форма налоговой декларации по НДПИ и формат ее представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС РФ от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@. Данный Приказ вступит в силу по истечении 10 дней после опубликования в "Российской газете". Однако в настоящее время документ еще не опубликован.
Несмотря на это, ФНС РФ рекомендует налогоплательщикам НДПИ начиная с отчетности за налоговый период - январь 2012 года применять новую форму налоговой декларации и формат ее представления в электронном виде.



Скачать полную версию мониторинга


В избранное