Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Выбираем орг.-правовые формы для Группы компаний (Ч. 2)


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы подготовили для вас эксклюзивный текст на тему Строительный материал для Группы компаний: выбираем организационно-правовые формы (ЧАСТЬ 2)

2. Уже с 14 по 16 ноября в Екатеринбурге на площадке центра taxCOACH по просьбам наших слушателей состоится новый Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса". Подробная информация

3. Также на нашем сайте вы сможете найти информацию и зарегистрироваться на другие ближашие семинары и бизнес-курсы Центра taxCOACH, в том числе на наши мероприятия в Риме и в Омске.   


Строительный материал для Группы компаний: выбираем организационно-правовые формы (часть 2)

Этот выпуск пополнит наш таксБУК

Продолжение. Начало в предыдущем выпуске.

Акционерные общества

Акционерные общества (в первую очередь нас интересуют «закрытые») предполагают обезличенное участие, а потому и не предоставляют права на получение части имущества при выходе из состава акционеров.

Учитывая облегченный выход посредством продажи акций, акционерное общество вам пригодится для реализации «прикрытого владения», которое подробно обсуждается на страницах этого издания. Иными словами, АО - это вкуснятина  в сравнении с ООО, если владелец бизнеса ни при каких обстоятельствах не хочет или не может светиться в юридических собственниках.  На это играет и отсутствие нотариального удостоверения сделок с акциями, то есть откровенно говоря  можно готовить документы по отчуждению акций  и с открытой датой. Больше того, сведения в ЕГРЮЛ  имеются  только в отношении акционеров, учредивших АО, последующая смена акционеров в ЕГРЮЛ не видна.

Реорганизация АО также имеет свою специфику. С одной стороны, решение о ней принимается 75% голосов (а не единогласно как в ООО). АО можно подвергнуть смешанной реорганизации: например выделение или разделение затеять с последующим присоединением. И это так же иногда дает интересные эффекты (подробнее в разделе «Трансформация бизнеса»). С другой стороны, выделение на третье лицо в АО невозможно в принципе.

Несмотря на то, что законодатель предусмотрел существование «акционерных соглашений», возможности их сильно ограничены. Да и вообще акционерное законодательство жесткое и костное...и наиболее защищены в нем - миноритарии.

С 01.10.2014 года будут введены некоторые ограничения на деятельность АО, в частности общества не смогут сами вести реестры своих акционеров, делать это смогут только профессиональные реестродержатели.

Но еще большим раздражителем для счастливых обладателей АО является деятельность ФСФР (а теперь и «мегарегулятора»). Избыточно формальный подход к контролю со стороны чиновников приводит к наложению очень крупных штрафов (до 1 млн. рублей) за незначительные нарушения процедуры (непредоставление информации одному из акционеров, нарушение порядка раскрытия публичной информации), включая подачу «нулевой» акционерной отчетности. Особенно вопиюще это смотрится, когда в составе АО всего один акционер.

Производственный кооператив

Производственный кооператив (ПК) - это объединение лиц  (не менее 5) для трудового и иного участия. Количество не участвующих трудом лиц не может составлять более 25% от общего количества членов кооператива. При этом членами кооператива могут быть юридические лица, а учитывая, что последние не могут нести «трудовые повинности», то и на участие юридических лиц распространяется ограничение в 25%.

В кооперативе могут быть и наемные работники (не члены), но их не может быть более 30% от общего количества членов. На эту роль отлично подходит низкооплачиваемый и быстро меняющийся персонал.

Поскольку ПК - это коммерческая организация и, как следствие, нацелена на зарабатывание прибыли, то встает вопрос как ее «пилить», имея ввиду, что кто-то из членов участвует своим трудом, а кто-то, возможно, денежный пай внес.

Поэтому предусмотрены две формы оплаты труда: 

- оплата труда как таковая, с которой уплачиваются 13% НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды. 

- распределение прибыли в соответствии с размером пая (не более 50% от всей прибыли) и в соответствии с трудовым участием. Эта доля не облагается страховыми взносами и НДФЛ с нее уплачивается как с дивидендов.

Члены кооператива не учитываются при определении общего количества работников при применении УСНО, поэтому ограничение в 100 человек фактически распространяется только на «наемную часть», а это уже дает полет для фантазии при выборе сферы применения.

Капелька горечи есть и здесь. С недавнего времени смена членов кооператива отражается в ЕГРЮЛ, что может быть несколько хлопотно. Но подробнее об использовании ПК - в соответствующем разделе «Мастерской нестандартных решений», в той ее части, где речь идет о выделении функции производства.

Полное товарищество

Если образно описать суть полного товарищества, то выйдет следующее: 2 и более лица, каждый из которых ведет свою собственную коммерческую деятельность (поэтому это могут быть только ИП или юридические лица), имеют непреодолимое желание работать под единой вывеской, получая экономический эффект от объединения усилий. С  течением времени  участники могут меняться, а товарищество с накопленным опытом остается.

А что за статус у этой «общей вывески»? В отличие от простого товарищества (это договор и не более), полное товарищество - это юридическое лицо, порядок деятельности и структура которого гибко определяется исключительно учредительным договором между участниками. Это и делает простое товарищество весьма любопытной конструкцией с точки зрения группы компаний.

Из экономической сути такого объединение выросло и правило субсидиарной (дополнительной) ответственности участников по обязательствам товарищества. По этой же причине, с точки зрения налогообложения, налог на доходы должен образовываться на уровне участников товарищества, а не на уровне товарищества.

Так оно и было пока действовал Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», а вот в Налоговом кодексе экономическая суть полного товарищества не нашла своего отражения. Похоже о нем просто забыли, а жаль. Тем не менее за такой подход есть смысл поспорить с налоговым органом (официальной позиции пока нет вообще), если «игра стоит свечей», потому как данная форма юридической организации дает даже больше возможностей, чем простое товарищество.

Хозяйственное партнерство

Это крайне симпатичная форма организации юридических лиц, регулируемая Федеральным законом от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» и введенная в деловой обиход с середины 2012 года.

Такая коммерческая организация должна иметь по меньшей мере двух партнеров (как физические так и юридические лица, в том числе и иностранные), а раздуть его можно - аж до 50.

Создать партнерство можно только «с нуля», из уже имеющегося юридического лица реорганизация в партнерство запрещена законом. В свою очередь само партнерство может реорганизоваться только в акционерное общество.

Какие пряники и леденцы нам приготовил законодатель на этот раз?

Давайте вспомним, что количество корпоративных споров в России на протяжении вот уже нескольких лет прирастает на 20% ежегодно. При этом в традиционных формах - ООО и ЗАО - реализованы лишь минимальные возможности хоть как-то закрепить реальные договоренности между учредителями. Если смотреть правде в глаза, то назвать их можно только убогими...возможности эти.

Учитывая, что в обозримом будущем вам новый гражданский кодекс не светит, «фишки» хозяйственного партнерства кажутся просто безграничными.

Партнеры вправе условия сотрудничества, какими бы те ни были «хитрыми», заключить в объятия  гибкого соглашения об управлении партнерством. Такое соглашение имеет юридический приоритет над уставом и может предусматривать интересные штуки:

- разный статус у партнеров (например бизнес может создаваться финансовыми усилиями одного и идейными усилиями другого партнера, не имеющими строгой денежной оценки в настоящее время...и не надо...главное - закрепить ценность этих идей в соглашении);

- порядок входа в состав партнеров и выхода из него (можно даже предусмотреть принудительный выкуп долей при наступлении определенных событий или заготовить «парашют» в виде  отчуждения доли на заранее установленных условиях);

- закрепление разного объема прав и обязанностей партнеров (причем зависимость можно определить самостоятельно, типа в зависимости от того, чем внесена доля, от времени вхождения после начала деятельности и т.п.);

- может накладывать запрет на занятие партнерами конкурирующей деятельностью «на стороне» и т.д. и т.п.

К особым свойствам хозяйственного партнерства относится и система, структура и полномочия его органов управления. Поскольку все это, а также порядок осуществления и прекращения ими деятельности определяются исключительно соглашением об управлении партнерством! И это просто роскошно...

Однако за все надо платить. В отношении хозяйственных партнерств платой является некоторая неопределенность. Форма новая, практики нет, а уж что-что, тумана законодатель наш напустить умеет.

К примеру, содержит закон такую установку: «...<хозяйственное партнерство> не может рекламировать свою деятельность». Вот тебе раз! Коммерческая организация не может рекламировать свою деятельность? Действительно нонсенс. И ответ на этот вопрос, на наш взгляд, хорошенько закопан в законе «О рекламе», точнее его 3 статье:

Иными словами рекламировать, чем вы занимаетесь и как вы это делаете, в хозяйственном партнерстве нельзя. Видимо для того, чтобы потенциальных инвесторов из числа лиц неопределенного круга не вводили в заблуждение рекламой сплошь инновационной деятельности. А вот товары, работы и услуги, как результат такой деятельности, рекламируйте сколько угодно.

Другая интересная особенность. При наличии таких классных соглашений об управлении партнерством быть бы ему «хранителем активов». И действительно, «заряжаем» партнерство долями и акциями значимых для нас компаний на четко прописанных между партнерами условиях. Нельзя. Хозяйственное партнерство не может быть участником (акционером) других юридических лиц. Тоже, вероятно, защита от чего-то или кого-то.

Ну и последнее из неприятного. Партнерства могут быть ограничены в ведении определенных видов деятельности. Ограничения эти должны накладываться (почему-то) постановлением Правительства. Но! Такого постановления на текущий момент нет. А если появится, то не понятно, что в нем будет. А учитывая, что хозяйственные партнерства могут либо ликвидироваться, либо преобразовываться не иначе как в АО, то вот вопрос: начнете работать и попадете под перечень Правительства. И?

На этом с перечислением субъектов для вашей группы компаний пока (именно пока) все!

Остается напомнить, что окончательное решение при выборе набора субъектов будет зависеть от совершенно конкретной совокупности факторов:

1) Что этот субъект делает в ГК? Активная операционная деятельность (оптовая и розничная торговля, производство), хранение активов, сопутствующие услуги (транспортные, услуги складирования или хранения) и т.п.;

2) Возможность дополнительно поиграть налоговыми последствиями (банальный пример: использование индивидуального предпринимателя на общей системе налогообложения позволяет снизит ставку налога с доходов с 20 % до 13 %);

3) Необходимость уменьшить возможность для административного давления, захвата бизнеса именно на этом участке «фронта»;

4) Оптимальное владение партнерами совместно накопленным имуществом;

5) Необходимость «скрытого владения» имуществом и бизнесом;

6) Отношения между собственниками, включая функциональное разделение между партнерами, совместное принятие стратегических решений, совместный контроль за бизнесом и друг другом, безопасное получение доходов и порядок их распределения от текущей операционной деятельности и владения имуществом, возможное вмешательство «родственных» отношений в бизнесе;

7) Потребуется ли вам на данном участке привлекать инвестора (или дополнительное финансирование);

8) Сколько у вас направлений в бизнесе и потребуется ли реинвестирование денежных средств из «зарабатывающих» направлений в дотационные;

9) Финансовые вопросы: где центр аккумулирования финансового результата, как относительно свободно распорядиться денежными средствами;

10) Обеспечение возможности разделения бизнеса или, наоборот, обеспечение его неизменной целостности, а также  вход (выход) из бизнеса.

Чем точнее вы определите набор свойств для каждого субъекта, тем у вас, конечно, будет меньше пространства для будущего маневра, но тем экономичнее и устойчивее группу компаний в конечном счете вы получите. А главное - тем прозрачнее. В которой менеджменту среднего звена будет сложнее ловить свою «рыбку». Оно, конечно, можно круглый год на «всесезонке» ездить. Но со специализированной летней и зимней  - получается и динамичнее и безопаснее. 

И это только один из шагов к ее построению «Безопасной бизнес-платформы®». Узнать остальные шаги, а также принципы обеспечения налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса можно на нашем бизнес-курсе «Остаться в живых: пособие по оптимизации среднего бизнеса», который состоится в Екатеринбурге 14-16 ноября 2013 года.


ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное