Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Выбираем организационно-правовые формы для Группы компаний


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы подготовили для вас эксклюзивный текст на тему "Строительный материал для Группы компаний: выбираем организационно-правовые формы".

2. Уже с 14 по 16 ноября в Екатеринбурге на площадке центра taxCOACH по просьбам наших слушателей состоится новый Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса". Подробная информация

3. Также на нашем сайте вы сможете найти информацию и зарегистрироваться на другие ближашие семинары и бизнес-курсы Центра taxCOACH, в том числе на наши мероприятия в Риме и в Омске.   


Строительный материал для Группы компаний: выбираем организационно-правовые формы

Этот выпуск пополнит наш таксБУК

(заменяет статью в таксБУК 4.0 "Организационно-правовые формы и система управления") 

Мы с вами оказались, пусть и невольно, на пороге настоящей магии. Ведь преследуя цель сделать ваш бизнес как можно более неуязвимым с точки зрения налоговой, имущественной и управленческой безопасности, мы проделали уже очень большую работу.

Напомню, что мы договорились для этого планомерно отстраивать группу компаний (вряд ли у кого-то еще остались убеждения, что можно обеспечить безопасность в рамках одного юридического лица). Но затеяли решить совсем нетривиальную задачу: мы должны облечь ваш реальный, а не «нарисованный на холсте» бизнес в юридические конструкции из нескольких юридических лиц...но этого мало! надо еще увязать  их между собой договорными конструкциями так, чтобы все в совокупности могло:

  • сохранить привычную и пригодную для вас систему принятия управленческих решений;
  • не разрушить работающие связи между людьми в организации;
  • сохранить при этом систему мотивации и выплаты вознаграждений;
  • обеспечить интересы собственника как с точки зрения контроля, так и получения выгоды (персональный медный краник, из которого капает в необходимое время в необходимом объеме);
  • решить вопросы имущественной безопасности;
  • получить доступ к механизмам регулирования отношений между сособственниками;
  • во все это (играючи и между прочим) вплести все возможные именно для вашего бизнеса инструменты налоговой оптимизации.

Чтобы освоить первый  урок нашей Школы корпоративных волшебников, мы разобрались с некоторыми аспектами функционирования вашего бизнеса:

  1. поработали с понятием организация и ее окружения;
  2. вычленили потребности ваших клиентов, разобрались с тем, на каком этапе жизненного цикла ваша компания;
  3. определились, как выбирать оргструктуру и, более того, «высмеяли» типовой плоский подход, рассмотрев организацию еще и в модном ныне 3D- формате

Теперь, чтобы сплести хитроумную паутину вашей группы компаний, вам необходимо выбрать - сколько и каких субъектов будет в группе...а для этого мы разучим базовые зелья - все так или иначе интересные организационно-правовые формы, их волшебные свойства (плюсы, говоря формально) и побочные эффекты (минусы)...

Наиболее популярными формами ведения среднего бизнеса являются: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества (преимущественно закрытые). Выбор небольшой. Мы его расширим. Профессиональными инструментами...

Индивидуальный предприниматель

Эта форма организации бизнеса остается очень популярной, поскольку позволяет:

  • снизить ставку налога на прибыль по общей системе налогообложения с 20 % до 13 % при сохранении НДС;
  • не вести бухгалтерский учет даже с поправками 2013 года;
  • применять патентную систему налогообложения;
  • фактически вести кассовый учет (фактически полученных доходов и фактически произведенных расходов);
  • максимально свободно в сравнении с юридическими лицами использовать полученные денежные средства.

Вкусно? Несомненно. Но за это ИП платит ответственностью всем принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам. При этом не имеет значение как оформлено право собственности: на ИП или на него, но как на физ.лицо (т.е. личным имуществом тоже).

Вместе с тем, нередки случаи, когда, начав бизнес как индивидуальный предприниматель, собственник бизнеса концентрирует на себе и активную операционную деятельность, и функцию хранения активов. А это уже свидетельствует о крайне низком уровне имущественной и налоговой безопасности бизнеса, поскольку предъявление любых претензий может поставить под угрозу существование бизнеса и имущественного комплекса. Кроме того, это препятствует принятию полноценных партнеров в бизнес - с юридически зафиксированным объемом прав и обязанностей, доли в бизнесе, порядка распределения прибыли.

В нашей практике был случай, когда посредством перекрестного распределения активов и хозяйственных функций между четырьмя партнерами, имевшими статус ИП, было достигнуто равновесие в бизнесе, своего рода система сдержек и противовесов.

Такая, сложившаяся на этапе зарождения бизнеса модель, спустя 15 лет существования бизнеса, стала давать сбои: партнеры бизнеса захотели определить свою долю в совместно накопленном имуществе, в получении доходов от каждого из направлений операционной деятельности (без планов на прекращение совместного бизнеса).

Таким образом, участие в бизнесе собственника в статусе индивидуального предпринимателя может быть оправдано в случае владения недвижимым или иным ценным имуществом с последующим его использованием операционными субъектами. Это дает контроль на имущественным комплексом (то есть реализуется одна из трех степеней владельческого контроля...но лишь одна!) и, к тому же, это может работать как один из множества медных краников для официальных доходов собственников, особенно если есть возможность использовать «упрощенку».

Но, ИП=собственник+имущество - это максимально открытое участие в бизнесе. Кроме того, при низкой степени конфиденциальности не забывайте, что любой ИП - смертен. И как справедливо отмечено у Булгакова - «внезапно смертен». Это имеет значение даже больше, если речь идет об ИП - сторонних лицах, особенно друзьях и не очень близких родственниках.

Но это еще не все. За банкротство ИП, ввиду его сложности, даже не все берутся. И долги, в отличие от ООО, ИПэшнику не прощаются. Кроме того, не забывайте о разводах и разделах имущества.. Ну и в дополнение, ИП имеет крайне низкую репутацию в некоторых отраслях.

Вывод: ИП вам нужны. И не один вернее всего. Но с оговорками. И одна из них: никогда не ставьте ИП «на вход» в группе компаний, то есть поставщиком товаров или работ из внешней среды во внутреннюю, Скапливая на нем налоговые и операционные риски, потом его просто так не бросишь (даже с юр.лицом сейчас это сложно), особенно если он дорог как память (жена, муж, дети, друзья, родственники или родители).

А в финале - позитив.

В случае с интеллектуальной собственностью ИП бывает и вовсе незаменим в связи с особенностями процедуры регистрации в Роспатенте или, например, доменных имен в Руцентре. У ИП «втихаря» отнять не получится, а у ООО иногда можно.

И еще одна ложечка меда. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами (ст.199 УК РФ) в сравнении с юридическими (ст.198 УК РФ) относится к преступлениям лишь небольшой тяжести, что положительно сказывается как на строгости наказания, так и на давности привлечения к ответственности.

Общество с ограниченной...безответственностью?

Очевидно, что ООО пользуется наибольшей популярностью в бизнес-среде. И заслуженно. Ведь для его регистрации достаточно минимального уставного капитала в 10.000 рублей и 5 дней. Между тем, ООО не такая уж простая игрушка как кажется на первый взгляд.

Самое главное его отличие, например, от ЗАО в основаниях участия. Предполагается, что учредители ООО (правильно их называть - участники) принимают участие не просто капиталом, но и лично, деятельно так сказать. От этого посыла и было выстроено законодателем все регулирование (однозначно устаревшее на текущий момент).

Итак, чем еще может быть для вас интересно ООО в целях структурирования бизнеса?

  1. возможно устанавливать дополнительные права и обязанности для одного или несколько участников - это крайне эффективная вещь для регулирования нестандартных договоренностей между сособственниками;
    возможно создание Совета директоров и, в отличие от акционерных обществ, самостоятельно отрегулировать его компетенцию (исключительно внутренними документами) таким образом, чтобы использовать как инструмент «прикрытого владения»;
  2. да и вообще в ООО компетенции органов управления регулируются относительно гибко, что в конечном счете дает возможность (если такое желание по каким-то причинам у вас появится) использования номинальных директоров и учредителей без особого ущерба вопросам контроля и безопасности (речь идет не о нарисованных поставщиках, а о одном из способов скрытого владения реальным бизнесом);
  3. есть возможность заключить договор об осуществлении прав участников или «акционерное соглашение», как его называют в народе...да, оно не такое эффективное как соглашение по английскому праву (поэтому интерес к инокомпаниям в российском бизнесе ни после кризиса Кипра, ни в связи с механизмом раскрытия бенефициаров 2013 года выделки - в обозримом будущем не исчезнет);
  4. в отношении ООО можно затеять процедуру реорганизации и не просто так, а на третье (иногда кажется совершенно постороннее лицо) - и это среди прочего можно использовать как в процедуре трансформации бизнеса, так и в сделках скрытой купли-продажи имущества, а также в целях безналоговой консолидации активов.

Все эти инструменты мы подробно разбираем в последних главах таксБУКа...а теперь о минусах...

Минусы, как и плюсы ООО произрастают из  специфики участия  - предполагается, что участвуют учредители не только (и может быть даже не столько) капиталом, сколько лично.

В ООО, как следствие, очень сложно принудительно исключить участника (за нехорошее поведение...например за то, что он параллельно еще одно ООО открыл и занимается тем же самым, создавая конкуренцию). Кроме того, некоторые решения в силу закона принимаются единогласно (к таким относятся и решения о реорганизации). Да и вообще излишняя прямолинейность законодателя иногда создает головную боль, особенно, если по сложившейся в России практике вы используете стандартный «типовой» устав, надерганный из интернета или правовых справочных систем...

В продолжении этого урока мы поговорим с вами об использовании производственных кооперативов, акционерных обществ, полных товариществ и хозяйственных партнерствах...с присвоением вам первого (но не последнего) звания нашей Школы корпоративных волшебников...

И это только один из шагов к ее построению «Безопасной бизнес-платформы®». Узнать остальные шаги, а также принципы обеспечения налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса можно на нашем бизнес-курсе «Остаться в живых: пособие по оптимизации среднего бизнеса», который состоится в Екатеринбурге 14-16 ноября 2013 года.


ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное