Все выпуски  

Комиссионер-упрощенец выставил счет-фактуру с НДС. Платить ли НДС ?


Эффективная защита налогоплательщиков

Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин
13  апреля 2006
Выпуск № 145

Реклама

Регистрация и поддержка иностранных компаний.
Как защитить свои активы? Где и зачем в бизнесе используют иностранные компании? Если Вас интересуют подобные вопросы, то наши услуги для Вас!

Компания ?Супрема Лекс? предоставляет полный спектр услуг по регистрации и поддержке  иностранных компаний. Фирмы  в Европе, Англии, Швейцарии, Гонконге. Низконалоговые (оффшорные)  юрисдикции: BVI; Белиз; Сейшелы и др.  VIP ? сервис. Много юрисдикций. Открытие счетов в банках Швейцарии, Европы, Кипра, Прибалтики. Посредникам и постоянным клиентам предоставляются скидки.

 Закажите регистрацию компании в Дании до 30 мая и получите скидку - 5% на годовое обслуживание в нашей компании! 

 Контактная информация: т/ф +7  (495) 961-00-60. www.suprema.ru. E-mail: info@suprema.ru

Посмотреть более подробную информацию

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»

Самая горячая тема недели  Обложение ПИФов НДСом. Ст. 174.1 НК РФ

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков

Многие налогоплательщики, применяющие упрощенку, работают в качестве комиссионеров (агентов), а комитентами (принципалами) могут выступать налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения. При этом упрощенец выставляет покупателям счета-фактуры с выделенным НДС. В таких ситуациях налоговые органы считают, что упрощенец обязан уплачивать НДС при таких сделках. Правомерность такого подхода рассматривали в Постановлению ФАС Западно - Сибирского Округа от 12 декабря 2005 года ? Ф04-8832/2005(17732-А03-25):

Цитата:

В своем решении налоговый орган указал, что предприниматель, выступая комиссионером по договору комиссии с ООО "Ледь" (комитент), за 2003 год реализовал товар, принадлежащий обществу, с учетом наценки на сумму 24620017,67 руб. и с выставлением НДС - 4924003,53 руб., тогда как от комитента он получил этот же товар на сумму 23930657 руб., в том числе НДС - 3988442 руб. Дополнительная наценка 4677803,12 руб. Карнауховым О.Н. комитенту не передана, и НДС с этой дополнительной наценки в бюджет ООО "Ледь" не уплачен. Также Карнаухов О.Н. предъявленный покупателям налог в бюджет не уплатил. Аналогичная ситуация отражена по договору комиссии, заключенному предпринимателем с ООО "Конти-Сервис" (комитент). Карнаухов О.Н. реализовал товар, принадлежащий обществу, на сумму 15274028 руб., в том числе НДС - 2545671,40 руб., который в бюджет не уплачен.

Принимая решение по делу и признавая решение налогового органа недействительным в оспариваемой предпринимателем части, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС.

Вместе с тем, в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанности налогоплательщика, обязаны исчислить и уплатить в бюджет сумму налога, указанную в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Судом установлено, что согласно заключенным договорам комиссии с ООО "Ледь" от 03.01.2003 и с ООО "Конти-Сервис" от 03.08.2003, Карнаухов О.Н. (комиссионер) от своего имени реализовал товар, принадлежащий обществам-комитентам по ценам выше, чем получал от них, с выделением в счетах-фактурах НДС. По договору с ООО "Ледь" предприниматель получал за свои услуги комиссионное вознаграждение в виде 1% от суммы реализованного им товара и оставлял у себя доход, полученный от применения завышенной цены реализации товаров; по договору с ООО "Конти-Сервис" получал комиссионное вознаграждение в размере 0,2% от всех сумм, полученных от реализации товаров, принадлежащих обществу, по цене товара, указанной в счете-фактуре комитента. При этом предприниматель НДС, полученный с покупателей от применения завышенной цены, в бюджет не уплатил.

В силу статей 990, 991, 996 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента являются собственностью комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, предусмотренном договором.

С учетом указанных норм, суд правильно отметил, что поскольку комитент является плательщиком НДС, то предприниматель обязан был выписать покупателю товара счет-фактуру с выделением НДС, а исходя из условий договора комиссии от 03.01.2003, заключенного с ООО "Ледь", доход, полученный комиссионером за счет разницы в ценах (установленных комитентом и выставленных покупателям), является собственностью комиссионера.

Кроме того, судом установлено, что доход, полученный предпринимателем по договорам комиссии в виде вознаграждения и от разницы в цене, учтен им при исчислении единого налога по упрощенной системе налогообложения, который заменяет собой и уплату НДС. Доказательства, опровергающие указанное обстоятельство, не отражены в материалах проверки и также не представлены инспекцией в ходе судебного разбирательства.

Выводы

Как видно, одним из основных аргументов налогового органа является ссылка на подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ. Рассмотрим указанный подпункт более подробнее, итак:

"сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога"

Из буквального прочтения данной нормы не следует, что выставление счета-фактуры привязано к какой либо операции. Тем не менее, в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Таким образом, из систематического толкования, на наш взгляд, следует, что подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ применяется только при наличии у лица, выставившего счет-фактуру, операции по реализации товаров (работ, услуг). В противном случае, обязанность по уплате НДС возникала при простом направлении счета-фактуры контрагенту, с которым вообще отсутствуют хозяйственные отношения. Очевидно, что такая трактовка будет противоречить принципу наличия экономического основания у налога (статья 3 НК РФ), а также пункту 3 статьи 168 НК РФ.

В силу того, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (пункт 1 статьи 996 ГК РФ), а реализацией товаров признается переход права собственности на товар (статья 39 НК РФ), то у Комиссионера-упрощенца отсутствует операция по реализации товаров. В данном случае счет-фактура выставляется в силу наличия поручения комитента.

Таким образом, при выставлении Комиссионером-упрощенцем счетов-фактур с выделенным НДС отсутствуют основания для применения подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ.

В данном случае действия налогового органа по взысканию НДС с Комиссионера, на наш взгляд, являются неправомерными.

Партнёры

Нашим партнером является рассылка "Просто о налогах и правосудии". В последнее время стране происходят негативные изменения в сфере налогообложения, в частности принятие новых непрозрачных законопроектов. Также обостряются проблемы, связанные со справедливым и независимым рассмотрением налоговых споров в судах.

В рассылке будут публиковаться критические и проблемные материалы, которые касаются реформ и проблем в сфере налогообложения, а также правосудия. Мы также будем публиковать обзоры новых налоговых законопроектов.

Большинство материалов этой рассылки будут уникальными, так как будут создаваться специально для наших подписчиков.

Мы будем стараться публиковать материалы, написанные наиболее понятным языком, чтобы проблема была понятна не только людям, специализирующимся в данной сфере, но и тем, кто мог не обратить внимание на проблему.

Введите ваш e-mail

Семинары (События)


В избранное