Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы налогообложения и бухучёта. Рекомендации специалиста


ПИСЬМА МИНФИНА

Письмо Минфина РФ от 27 августа 2009 № 03-03-06/1/550
Если организация создается на базе ликвидируемой компании и при этом не является ее правопреемником, то она не может «наследовать» результаты аттестации рабочих мест с вредными условиями труда, которую в прошлом проводила ликвидируемая компания. Аттестацию нужно провести заново. Только при соблюдении данного условия вновь созданная организация сможет учитывать в расходах затраты на выдачу молока и средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Если на предприятии есть работы с вредными или опасными условиями труда, то работодатель обязан за свой счет обеспечить соответствующих работников средствами индивидуальной защиты и лечебно-профилактическим питанием (молоком). Эти условия прописаны в статьях 212 и 222 Трудового кодекса. При этом затраты на покупку защитных средств и спецпитания можно списать в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 4 ст. 255 НК РФ).
Выявить рабочие места с вредными и опасными условиями труда поможет аттестация, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития от 31.08.07 № 569. В пункте 7 данного документа  сказано о том, что вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
В Минфине рассуждают следующим образом: если организация не является правопреемником по обязательствам ликвидированного юридического лица, то она может рассматриваться в качестве вновь созданного юридического лица. Таким образом, на нее распространяются положения пункта 7 порядка аттестации рабочих мест – аттестацию нужно проводить заново, по мере создания и ввода в эксплуатацию рабочих мест. И только после того как в результате аттестации будут выявлены рабочие места с вредными условиями труда, затраты на приобретение средств защиты и лечебного питания можно относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Письмо Минфина РФ от 01 сентября 2009 № 03-07-09/43
Обособленные подразделения организаций не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому если товары реализуются (покупаются) через подразделения, то счета-фактуры могут выписываться покупателям (продавцам) только от имени самой организации. Некоторые нюансы заполнения таких счетов-фактур изложены  в письме Минфина России от 01.09.09 № 03-07-09/43.
Чиновники разъяснили правила заполнения двух строк в счете-фактуре: строки 2б «ИНН/КПП продавца» и строки 6б «ИНН/КПП покупателя». Если организация продает товары (работы, услуги) через обособленное подразделение, то в строке 2б нужно указывать КПП соответствующего подразделения. Соответственно, при покупке товаров (работ, услуг) КПП подразделения нужно указать в строке 6б.

Письмо Минфина РФ от   07 сентября 2009 № 03-04-07-02/13
Если руководитель организации является ее единственным учредителем, то его заработная плата и прочие вознаграждения не подпадают под налогообложение ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Дело в том, что объектом налогообложения ЕСН и пенсионными взносами являются выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.  На это указано в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса. В Минфине считают, что при отсутствии таких договоров объекта для начисления ЕСН и взносов не возникает.
Возникает вопрос, а может ли единственный учредитель организации заключить трудовой договор с самим собой, как с руководителем организации? По этому поводу в письме Минфина есть отсылка на письмо Минздравсоцразвития России от 18.08.09 № 22-2-3199. Чиновники этого ведомства считают, что такой договор заключить невозможно. Хотя бы потому, что второй стороны по такому договору просто нет.

Письмо Минфина РФ от 02 сентября 2009 № 03-03-06/1/560
Если работник по заданию организации едет в обособленное подразделение для решения производственных или иных служебных вопросов, то такую поездку тоже можно считать командировкой. А это значит, что расходы на поездку можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Определение термина «служебная командировка» дано в статье 166 Трудового кодекса. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Аналогичное определение дано и в пункте 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.08 № 749). Если поездка в обособленное подразделение отвечает этому определению, то, по мнению Минфина, ее можно признать служебной командировкой, а соответствующие расходы учесть при налогообложении прибыли.

Письмо Минфина РФ от 24 августа 2009 № 03-03-06/1/545
В данном Письме чиновники Минфина рассмотрели следующую ситуацию. Организация арендует помещение в офисном центре. Работники пользуются услугами столовой и центра профилактики здоровья (здравпункта), которые находятся на балансе арендодателя. С каждым из арендаторов арендодатель заключил договоры об оказании услуг, в частности услуг по организации питания работников организаций-арендаторов и услуг центра профилактики здоровья. Затраты арендодателя на содержание данных объектов компенсируются ему всеми арендаторами пропорционально доле каждого арендатора в общем количестве работников организации-арендодателя и организаций-арендаторов. Учитываются ли организацией-арендатором при исчислении налога на прибыль затраты на компенсацию арендодателю расходов на содержание столовой и центра профилактики здоровья?
На этот вопрос чиновники Минфина  ответили отрицательно.
Чиновники рассуждают следующим образом. Затраты на содержание объектов общепита можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но это можно сделать только в том случае, когда такие затраты не учитываются в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса.  В данной  статье сказано, что налогоплательщики, в составе которых есть обслуживающие производства, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
При этом специалисты Минфина указывают: отдельно определять налоговую базу по обслуживающим производствам (например, столовой) могут только те организации, на чьем балансе такие производства находятся. Получается, что в нашем случае учесть расходы на столовую в составе прочих расходов арендатор не может, так как их следует учитывать отдельно, в порядке статьи 275.1 НК РФ. А учитывать их в таком порядке арендатору не позволяет то, что столовая ему не принадлежит. Вывод: в описанной ситуации арендатор не может списать на расходы плату, которую он перечисляет арендодателю за пользование столовой.
Здравпункт чиновники Минфина также относят к обслуживающим производствам, и указывают: в его отношении действует тот же порядок списания расходов, что и в случае со столовой.
То есть учесть затраты на пользование здравпунктом в целях налогообложения прибыли арендатор тоже не может.
 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Понижение ставки рефинансирования ЦБ РФ
С 15 сентября ставка рефинансирования составит 10, 5 %.
  
ФСТ представила законопроект по ценовому регулированию оптового энергорынка
ФСТ РФ совместно с Минэнерго РФ и НП «Совет рынка» разработан проект постановления Правительства РФ, направленный на предотвращение резких ценовых колебаний на оптовом рынке электроэнергии.
Законопроект устанавливает процедуры постоянного ценового мониторинга на оптовом рынке электроэнергии в нормальных условиях его функционирования и предусматривает механизм сглаживания цен в случаях превышения установленных темпов их роста.
Кроме того, предложенный проект описывает процедуру введения государственного регулирования цен на оптовом энергорынке в случаях, предусмотренных ст. 27 Федерального закона «Об электроэнергетике»: при временном дефиците мощностей в отдельных регионах, при отсутствии конкуренции между поставщиками из-за технологических причин, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в электроэнергетике.
При введении государственного регулирования применяются особые процедуры ведения мониторинга и ценового сглаживания.
При этом, в случае если предпринятые меры по сглаживанию роста цен оказались недостаточными, Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики вправе по предложению Федеральной службы по тарифам ввести прямое ценовое регулирование.

Новый бланк отчетности перед Роспатентом
До 25.01.2010 организации, использующие интеллектуальную собственность (кроме субъектов малого предпринимательства), должны отчитаться перед Роспатентом за 2009 год по новой форме № 4-НТ (перечень). Указанный бланк утвержден приказом Росстата от 25.08.2009 № 183.
Основанием для заполнения отчета по форме № 4-НТ (перечень) являются данные первичного учета по интеллектуальной собственности (журнал регистрации заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; журнал регистрации использованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов; график подготовки, разработки и проверки изобретений, полезных моделей; акт об использовании промышленного образца и пр.). В отчет включаются данные об использовании в отчетном году интеллектуальной собственности в течение всего срока действия охранных документов (патента, свидетельства о регистрации).
При наличии у компании обособленных подразделений форма № 4-НТ (перечень) заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по организации без этих подразделений.


ВОПРОС - ОТВЕТ

ВОПРОС:
Организация заключает ученический договор с работником на проведение обучения на территории предприятия и на его оборудовании. Сотрудник должен после обучения отработать на менее 2 лет, при увольнении ранее этого срока работник обязан вернуть выплаченную ему стипендию.
Учитывается ли стипендия  в целях налогообложения прибыли?

ОТВЕТ:
Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключить с работником ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия (ст. 204 ТК РФ).
Минфин РФ полагает, что не учитываются в целях налогообложения прибыли расходы в виде стипендии физическим лицам, то есть не работникам предприятия (Письма от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, от 17 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/257).
По нашему мнению, стипендии, выплачиваемые работникам организации, учитываются в целях налогообложения прибыли без каких-либо ограничений.
Данные стипендии не подлежат включению в расходы на подготовку и переподготовку кадров, предусмотренные в пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с этим подпунктом налогооблагаемая прибыль организации уменьшается на расходы на подготовку и переподготовку кадров, осуществляемые по договорам с образовательными учреждениями. Обучение на рабочем месте к указанным расходам не относится.
Полагаем, что стипендии работникам признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С уважением,
Ведущий рассылки
Карасева Наталья
(4852) 73-94-78
www.fdp.yaroslavl.ru


В избранное