Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Белый бизнес" начинает и выигрывает! КАКИЕ КОМПАНИИ ПОПАДАЮТ В ПЛАН ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 25  от 25 октября 2007 г.

Анонс выпуска:

Журнал «Свой бизнес» и сайт mybiz.ru проводят

online-интервью Владимира Кусакина

Вы можете задать любые вопросы, относящиеся к программе Усилитель Мощности Руководителя, а также к области управления в целом.

Тот из вас, кто задаст большее количество вопросов, получит бесплатную мини-консультацию от эксперта компании. За самый интересный вопрос Владимиру Кусакину также готовится приз.

Воспользуйтесь возможностью узнать побольше по такому актуальному вопросу, как управление бизнесом!

 

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы еще раз возвращаемся к теме проверок на предприятиях. Если ты ведешь полностью честный легальный бизнес, проверки тебе, конечно же, не страшны. Но иногда процесс перехода на белые рельсы несколько затягивается, какие же области нужно привести в порядок в первую очередь? Из статьи, подписанной измененным почему-то именем начальника отдела выездных проверок ИФНС по ЦАО г.Москвы, можно увидеть, как формируются списки компаний, планируемых к проверкам. А еще затронута очень интересная тема предпроверочного анализа компаний. Но на этой теме мы остановимся в следующем письме.

Статья напечатана на сайте журнала о камеральных и выездных проверках "Проверка в компании". Кстати, на нем еще достаточно много интересных материалов по этой теме.

Владимир Кусакин

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Какие компании попадают в план выездных проверок

кому ждать проверки
Валентин Стручков (1), начальник отдела выездных проверок ИФНС по ЦАО г. Москвы

Мы составляем план выездных ревизий один раз в квартал, а Управление ФНС России по г. Москве его утверждает. Сегодня в инспекциях Центрального округа столицы под выездной контроль подпадают приблизительно 2 процента всех плательщиков. Но здесь нужно учесть, что примерно половина компаний, стоящих на учете, — это «мертвые души». Поэтому фактический показатель охвата несколько выше.

50 процентов плана — это крупнейшие налогоплательщики

В первую очередь мы включаем в план крупнейших налогоплательщиков тех, кто выплачивает ежемесячно несколько десятков миллионов рублей налогов (критерии отнесения к данной категории утверждены приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290@).

Ежегодно с помощью компьютерной программы мы составляем список юридических лиц, которые являются крупнейшими. Федеральная налоговая служба собирает данные из всех инспекций и фиксирует компании, которые приобрели или, наоборот, утратили статус. Как правило, в перечень крупнейших попадают из года в год одни и те же организации.

Крупнейших плательщиков мы в обязательном порядке проверяем не реже, чем раз в два года. Одно время в ФНС России высказывали идею назначать выездной контроль таких компаний еще чаще, а именно раз в год. Но пока соответствующие поправки в Налоговый кодекс не внесены. В центральных московских ИФНС на крупнейшие предприятия приходится примерно 50 процентов плана. В инспекциях других административных округов этот показатель чуть ниже.

20 процентов плана нам спускают свыше

Существенную долю в плане выездных проверок занимают фирмы, о которых нам сообщают в столичном управлении. А они в свою очередь получают наводку в Федеральной налоговой службе, куда стекаются жалобы из различных источников.

Например, граждане проинформировали Счетную палату или Госдуму о том, что некое предприятие, зарегистрированное в нашей инспекции, допустило налоговое нарушение. Сигнал переадресовали в ФНС России, откуда по цепочке спустили к нам. Мы должны перепроверить данные. Если есть основания полагать, что сведения верны, мы включаем компанию в план.

Сейчас в группе риска московские арендодатели…

В последнее время начальство настаивает, чтобы мы уделяли повышенное внимание арендодателям. Это вызвано тем, что владельцы столичной недвижимости зачастую устанавливают разные цены для «своих» и «чужих». Бывает, что арендная стоимость для дружественных контрагентов в десять раз ниже, чем для посторонних.

Поэтому из всех компаний, которые стоят на учете в нашей инспекции, мы отбираем тех, кто сдает внаем офисные и складские помещения. И получаем из разных источников данные о коммерческих тарифах на квадратный метр. В частности, информацию предоставляет Госкомимущество и риэлторские агентства — некоторые безвозмездно, а некоторые за плату. После этого сравниваем цены, которые установил наш подопечный арендодатель, со средними показателями по конкретному району. Как только видим, что кому-то из нанимателей предоставили явно льготные условия, назначаем выездную проверку. При этом мы уверены, что ревизорам удастся применить статью 40 НК РФ и доначислить большие суммы налогов, пеней и штрафов.

…и компании, выплачивающие низкую зарплату

Компания по борьбе с зарплатными схемами началась довольно давно. Но если на первом этапе действовали в основном «камеральщики», то теперь очередь дошла до отделов выездного контроля. Мы включаем в план организации, где заработки персонала ниже прожиточного минимума либо меньше МРОТа (такие работодатели еще встречаются в Москве). Еще один критерий — сравнение со среднеотраслевыми показателями. Эту информацию ФНС России запрашивает у органов статистики и рассылает по инспекциям.

Во время проверки подобного предприятия мы скорее всего не начислим дополнительный ЕСН, так как вряд ли докажем факт утаивания зарплаты. Конечно, контролеры опросят сотрудников компании, но те, очевидно, не признаются, что получали вознаграждение в конвертах.

Зато высока вероятность, что удастся обнаружить занижение базы по налогу на прибыль и НДС. Действительно, если в организации выдают «черные» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность. Сам собой напрашивается вывод, что фирма пользуется услугами по «обналичке», а ее контрагенты — это так называемые прокладки. Следовательно, суммы, которые плательщик перечисляет фиктивным поставщикам, мы вправе исключить из расходов. К тому же практика показывает, что даже после безрезультатной ревизии, нацеленной на выявление зарплатной схемы, предприятия резко повышают официальные оклады работников.

10 процентов плана нам спускают из МВД

Приблизительно десятая часть нашего плана — это фирмы, попавшие в поле зрения милиционеров. Обычно это происходит так. В процессе оперативной разработки правоохранительные органы выясняют, что такая-то компания скрывает налогооблагаемую прибыль. Часто подобная информация всплывает, когда сотрудники МВД проверяют адреса массовой регистрации юридических лиц. Тогда в милиции собирают пакет документов, доказывающих налоговое нарушение, и присылают нам. Бывает (хотя и не часто), что сведения поступают из прокуратуры или таможни.

Остальные 20 процентов компаний мы обираем сами

Затем идут компании, которые более двух лет показывают убытки. Теми, кто работает без прибыли только год, занимается отдел камерального контроля.

С недавних пор мы стали проводить выездные проверки у всех без исключения компаний-«однодневок». Данные о них получаем от специалистов по камеральным ревизиям либо из других инспекций в рамках встречных мероприятий. Отсортировать «однодневки» из общей массы предприятий довольно просто. Нужно составить список юридических лиц, которые сдают нулевые декларации либо вообще не отчитываются в налоговой. И запросить у банков сведения о движении денег на расчетных счетах этих организаций. Если окажется, что у какой-либо фирмы большие безналичные обороты при отсутствии данных о хозяйственной деятельности, то ее следует незамедлительно проверить.

Также высокие шансы попасть в наш план у плательщиков, которые регулярно (в течение года или двух) приносят каждый раз по несколько уточняющих деклараций. Это наводит на подозрения, что здесь не все благополучно с учетом. А значит, нужно проконтролировать.

Иногда мы получаем анонимные письма, в которых говорится, будто такое-то предприятие недоплачивает налоги. Раньше мы официально рассматривали такие послания как повод для ревизии. Но примерно полгода назад вышел внутриведомственный указ, запрещающий руководствоваться анонимками при составлении плана. Тем не менее мы и сейчас не выбрасываем неподписанные сообщения в корзину. Но теперь мы подвергаем фирмы предпроверочному анализу. И если убеждаемся, что безымянный автор прав, назначаем выездную проверку.

Что изучаем в рамках предпроверочного анализа

Такой вид контроля, как предпроверочный анализ, появился сравнительно недавно — в конце 2005 года. Раньше мы выполняли его отдельные элементы, но не оформляли никаких отчетов. Теперь же внутренними формулярами утверждены бланки, куда мы заносим цифры, полученные до начала ревизии. Это коэффициенты ликвидности, платежеспособности и прочие финансово-экономические показатели.

Также мы изучаем и фиксируем динамику выручки, начисления и уплаты налогов за последние три года. Фирма, которая увеличивает или хотя бы не снижает сумму перечислений в бюджет, для нас неинтересна. А вот компания, где обороты уменьшаются, а величина к возмещению, напротив, возрастает — это кандидат номер один на выездную проверку. Кроме того, для всех «возмещенцев» мы смотрим структуру затрат и доходов. Информацию берем из деклараций и из любых доступных источников.

Если мы не найдем нарушений, придется оправдываться перед начальством

Согласно последней редакции части первой Налогового кодекса, время, отведенное инспекторам на выездное мероприятие, строго ограничено. Поэтому основную работу мы проделываем не во время проверки, а до нее. Наша цель — доказать себе и руководству, что у плательщиков, попавших в план, есть нарушения. Кроме того, предпроверочный анализ облегчает задачу инспекторам: придя на предприятие, они с большой долей вероятности знают, где искать.

Конечно, иногда мы ошибаемся и включаем в план компанию, у которой все в полном порядке. Тогда ревизия оказывается нерезультативной и ее берут под контроль специалисты из Управления ФНС по г. Москве. Мы пишем объяснение, где излагаем факты, которые ввели нас в заблуждение, и прикладываем подтверждающие документы. Начальство видит, что сведения, полученные нами, действительно указывали на возможное нарушение, поэтому мы имели все основания назначать проверку. И не наша вина, что учет в организации оказался безупречным.

Возможно, скоро зарплата налоговиков будет зависеть от результатов проверок

Сегодня наша зарплата не зависит от результатов контрольных мероприятий. Но в некоторых московских ИФНС проводят эксперимент и начисляют вознаграждение сотрудникам по итогам проверок. По слухам, этот метод уже оправдал себя. Возможно, скоро его распространят на все инспекции.

Пока же мы просто стараемся выполнить норматив по числу ревизий и сумме начислений. Он равен аналогичному показателю прошлого года. Причем сейчас эффективность нашей работы оценивают по величинам, фактически поступившим в казну. Тогда как раньше рассматривали только начисления. В итоге инспекторы были заинтересованы выставлять дутые претензии, которые плательщики либо оспаривали в суде, либо просто игнорировали. Теперь мы доначисляем только те налоги, пени и штрафы, которые плательщик скорее всего будет вынужден перечислить в бюджет.

Среднеотраслевые заработные платы по данным ФНС России


Регион

Общественное питание

Строительство

Розничная торговля

Купля-продажа недвижимости

Страховая деятельность

Охранная деятельность

Москва

16 091

17 000

15 000

17 000

37 000

9000

Санкт-Петербург

12 132

15 000

13 000

15 000

29 000

8550

Екатеринбург

10 671

14 000

12 379

14 587

21 453

7000

 

Пермь

9201

12 400

7674

11 000

20 000

6000

 

Владивосток

8563

11 989

7763

13 000

21 000

7500

 

(1)Имя изменено

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» в выпуске от 22 октября опубликована статья Владимира Кусакина "ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ С СОТРУДНИКАМИ или ПОЧЕМУ ИХ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ"

"В последнее время в общении с владельцами и создателями бизнеса все чаще, как звон в ушах, звучит крик о помощи: "У нас невозможно найти нормальных сотрудников!". Правда, чаще вместо этого слова их называют людьми или персоналом. Правда в том, что не хватает действительно СОтрудников, тех, кто способен помогать, вносить свой вклад в компанию. Кто готов много и честно зарабатывать как для себя, так и для развития своей фирмы. Наблюдается чуть ли не прямая зависимость - кадровых агентств становится все больше, а нормальных продуктивных сотрудников все меньше".

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

В последнем выпуске от 17 октября рассылки "Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе" , которую ведет президент компании BusinessForward (Санкт-Петербург) Галина Смолякова, опубликована ее статья "Секретные формулы для управления: бизнес бьет ключом".

"В действительности очень здорово достигнуть такого состояния, как Изобилие. Но когда статистики вашей деятельности растут в гору, нужно оставаться очень бдительными. К сожалению, большинство людей, достигая Изобилия мгновенно теряют его, так как не знают формулы для удержания Изобилия и делают все наоборот."

Кроме этого, подведены итоги новой рубрики под названием «Мини-кейс: маленькие задачи для больших умов». Даны ответы к предыдущей задаче "Дружба – дружбой, бизнес –  врозь", а также опубликован новый мини-кейс "Семь раз отмерь, один отрежь".

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

BusinessForward рекомендует:

Усилитель Мощности Руководителя

Ближайшие программы:

27 октября - 2 ноября 2007 года - Москва, "Империал Парк Отель & SPA"

10-16 ноября 2007 года - Москва, "Империал Парк Отель & SPA"

В Санкт- Петербурге программу можно пройти с 12 ноября 2007 года, а также в любое удобное для Вас время по предварительной договоренности.

  
Подробнее о программе можно узнать на странице, посвященной Усилителю Мощности Руководителя , а также прочитав ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ) о программе "Усилитель Мощности Руководителя"

 

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93 или 8 (499) 783-90-93

(C) 2007 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное