Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

(продолжение)

11) Испании: 6 вертолетов SH-3D в составе Escuadrilla 005 (авианосец 
«Дедало») – два потеряны в авариях, остальные модернизированы 
в SH-3G и позднее в SH-3H; 12 вертолетов SH-3D/G, оснащенных 
поисковой РЛС LN66HP – из них 10 машин были модифицированы 
в SH-3H, а два в 1985-87 гг. переоборудованы в вертолеты 
ДРЛО.

12) Ирана: 20 транспортных вертолетов Agusta AS-61A-4.

13) Италии: 
- в ВМС (Marina Militare Italiana): 37 противолодочных вертолетов 
Agusta ASH-3D/H в составе Grupelocot-1 и Grupelocot-3 (авианосец 
«Джузеппе Гарибальди», постоянное место базирования – авиабаза 
Луни), в аварии быа потеряна одна машина, в настоящее время 
в эксплуатации находятся 30 вертолетов;
- в ВВС: 33 поисково-спасательных вертолета AS-61R Pelican (начало 
поставок - в 1977 г.), состоят на вооружении 82, 83, 84 и 85 Gruppo 
(15 Stormo), базируются на авиабазах Трапани-Бирге, Римини-
Мирамаре и Бриндизи (штаб в Практика-ди-Маре); два вертолета 
ASH-3D-TS для VIP перевозок состоят на вооружении 33 Stormo 
93 Gruppo (Рим-Чиампино). 

14) Канады: до 1964 г. в США был приобретен 41 противолодочный 
вертолет SH-3A. До июня 1974 г. они состояли на вооружении 
эскадрильи HS-50 и базировались на авианосце «Бонавентура», 
девяти эсминцах и двух фрегатах («Аннаполис» и «Найпигон», 
наземная база находилась в Шеарватер. С 1974 г. они вошли 
в состав эскадрилий HS-423 и HS-443 и базировались на эсминцах 
«Ирокез», «Гурон», «Этэбэскэн», «Элгокин» и др. В середине 70-х 
годов вертолеты модернизировали в вариант CH-124A: были 
установлены новое БРЭО, РЛС APS-503, противообледенительная 
система лопастей несущего винта, новые топливные баки. 
Четыре вертолета были переоборудованы в транспортные. 
За время эскплуатации в авариях было потеряно 6 вертолетов. 
К 2000 г. на вооружении ВВС и ВМС Канады оставались 30 CH-124A 
и три вертолета находились на базах хранения.

15) Катара: три вертолета Commando Mk.2A (9-я многоцелевая эскадрилья), 
один Commando Mk.2C (в варианте VIP) и 8 вертолетов Commando Mk.3 
(8-я противокорабельная эскадрилья).

16) Малайзии: были приобретены 44 транспортных вертолета S-61A-4 
(обозначении в Малайзии – «Нурис») в США и два AS-61NS (в варианте 
VIP) в Италии; состоят на вооружении эскадрилий 5 (авиабаза Лабуан), 
7 (авиабаза Кучинг), 10 (Куала-Лумпур) и 3-й учебно-тренировочной 
эскадрильи (авиабаза Келуан). В настоящее время оставшиеся 
в эскплуатации 28 вертолетов Sea King заменяются вертолетами Ми-17.

17) Норвегии: к началу 2000 г. на вооружении ВВС состояли 12 поисково-
спасательных вертолетов Westland Sea King Mk.43B (авиабаза Будофосс).

18) Пакистана: в 1975-76 гг. были приобретены шесть вертолетов 
Westland Sea King Mk.45, которые состоят на вооружении 11-й 
противокорабельной эскадрильи и оснащены ПКР «Экзосет». В феврале 
1986 г. одна машина была потеряна в катастрофе, для ее замены в 1989 г. 
был приобретен один Sea King Mk.45A (переоборудован из снятого с 
вооружения Sea King Mk.5).

19) Перу: в 1978 г. в Италии были закуплены 4 вертолета Agusta AS-61D 
(ASH-3D), еще две машины приобретены в 1979 г. и четыре 
противокорабельных ASH-3H – в 1984 г.

20) Японии: вертолеты Sea King выпускались по лицензии фирмой Mitsubishi 
под обозначением HSS-2, HSS-2A и HSS-2B с 1964 г. Они состояли на 
вооружении пяти противолодочных эскадрилий, базировавшихся на 
эсминцах типов «Хатакадзе», «Сиране», «Харуна» и «Хатцуюки», 
а также пяти эскадрилий наземного базирования. К началу 2000 г. 
в эксплуатации оставались 35 машин, которые планировалось заменить 
на SH-60J. Поисково-спасательные вертолеты S-61AH базировались 
на авиабазах в Атцуги, Хашинохе, Каноя и Олуки и были заменены на 
UH-60J.

В 1982 г. в англо-аргентинском конфликте в районе Фолклендских 
островов приняли участие 826-я эскадрилья (авианосец «Гермес», 
вертолеты Sea King HAS.Mk.5), 820-я эскадрилья (авианосец «Инвинсибл», 
вертолеты Sea King HAS.Mk.5), 824-я эскадрилья (вспомогательные корабли 
«Форт Грэндж» и «Олмеда», вертолеты Sea King HAS.Mk.2A), 825-я 
транспортная эскадрилья (вертолеты Sea King HAS.Mk.2A), 846-я 
транспортная эскадрилья (вертолеты Sea King HC.Mk.4). В авариях 
было потеряно 6 машин: один Mk.2 после пожара двигателя, один Mk.5 
из-за столкновения с птицей, один Mk.5 при неудачной посадке, один 
HC.Mk.4 - при выполнении спецоперации на территории Чили, еще 
две машины – в результате летных происшествий. Боевых потерь 
вертолетов Sea King не было.    

В 1990-91 гг. в операциях «Буря в пустыне» и «Щит пустыни» приняли 
участие вертолеты Sea King HC.Mk.4 из состава ВМС Великобритании 
(базировались на кораблях «Аргус», «Форт Грэндж» и «Сэр Галахэд»), 
которые выполняли поиск и уничтожение морских мин. Кроме английских 
вертолетов, в Персидском заливе использовались пять вертолетов 
CH-124 из 423-й эскадрильи ВМС Канады: два – на борту эсминца 
«Атабаскэн», три – на вспомогательном судне «Протектор».


Модификации и опытные образцы:

XHSS-2 (серийный номер 147137) – первый опытный образец.

YHSS-2 (серийные номера 147138-147146) – 10 предсерийных вертолетов, 
включая прототип XHSS-2, предназначенных для летных испытаний. 
С 1963 г. получили обозначение YSH-3A.

SH-3A (до 1963 г. – HSS-2) – обозначение первых серийных вертолетов 
в противолодочном варианте, оборудованных опускаемой ГАС Bendix 
AN/ASQ-10 или AN/ASQ-13, ДИСС AN/APN-130 и вооруженных четырьмя 
противолодочными торпедами Mk.46/48. Всего было построено 245 
вертолетов этой модификации с серийными номерами 148033-148052, 
148064-149012, 149679-149738, 149893-149934, 150618-150620, 
151522-151557, 152104-152138. Часть вертолетов были переоборудованы 
в модификации CH-3A, HH-3A, NH-3A, NSH-3A, RH-3A, VH-3A, CH-3B, 
SH-3D, SH-3G, SH-3H. SH-3A поставлялись на экспорт в Канаду и 
строились по лицензии в Японии. Последняя серийная машина SH-3A 
(152139) стала прототипом для следующей модификации и имела 
обозначение YSH-3D. 

HH-3A – поисково-спасательный вариант, в который были переделаны 
12 вертолетов SH-3A (серийные номера 148036, 149682, 149903, 
149912, 149916, 149922, 149933, 151531, 151552, 151553, 151556): 
было демонтировано противолодочное оборудование, установлено 
бронирование трансмиссии и редукторов, кабины экипажа и пола 
грузовой кабины, в проемах дверей установлены пулеметные установки. 
Первый HH-3A поступил на вооружение эскадрильи HC-7 (база 
Куби-Пойнт, Филиппины) в конце 1970 г. Сняты с вооружения в 1990 г.

CH-3A – обозначение трех вертолетов SH-3A (серийные номера 149009, 
149011 и 149012), переданных флотом в ВВС США. Использовались 
для обслуживания РЛС.

CH-3B – транспортный вариант, в который были переделаны три вертолета 
SH-3A, переданные в ВВС США в апреле 1962 г. и три новых построенных 
машины. С вертолетов было снято все вооружение и противолодочное 
оборудование.

NH-3A (SH-61F) – экспериментальный образец, переделанный из серийного 
SH-3A (сер. номер 148033) и предназначенный для испытаний на 
максимальную скорость. Вертолет получил более аэродинамически 
совершенный фюзеляж, по бортам которого установили дополнительно 
два ТРД Pratt & Whitney J60-P-2, новый шестилопастный несущий винт и, 
позднее, прямое крыло размахом 9,74 м. Первый полет состоялся 21 мая 
1965 г. На этой машине был установлен мировой рекорд скорости 
горизонтального полета для вертолетов 390 км/ч.

NSH-3A – экспериментальный образец, переделанный из серийного 
SH-3A (сер. номер 149704) и оснащенный системой подхвата в воздухе 
капсул с фотопленкой, сбрасываемых с разведывательных спутников 
SAMOS.

RH-3A – обозначение 9 серийных вертолетов SH-3A, переоборудованных 
в тральщики. Шесть машин поступили на вооружение эскадрильи HM-12, 
из них три вертолета базировались на корабле «Озарк» (Атлантический 
ТВД), а три на корабле «Кэтскилл» (Тихоокеанский ТВД). Еще три 
RH-3A использовались для исследований и испытаний. Все RH-3A 
были сняты с вооружения в 1972 г.

VH-3A (HSS-2Z) – модификация вертолета SH-3A, предназначенная 
для VIP-перевозок. Один вертолет был переоборудован из серийного 
SH-3A (сер. номер 147141), кроме этого были построены еще 8 новых 
машин (сер. номера 150610-150617), которые вошли в эксплуатацию 
в 1962 г. Они числились за армией и Корпусом морской пехоты США 
и использовались как личный транспорт президента и вице-президента, 
а также для перевозки прибывавших с визитами в США глав других 
государств.

CH-3C (S-61R) – транспортная модификация для ВВС США, отличавшаяся 
от базовой модели полностью измененными средней и хвостовой частями 
фюзеляжа: более длинный фюзеляж заканчивался опускаемой грузовой 
рампой с гидроприводом. Был уменьшен запас топлива, лопасти несущего 
винта сделаны нескладывающимися. Контракт на поставку первой серии 
из 22 вертолетов CH-3C был подписан 8 февраля 1963 г. Первый полет 
прототипа состоялся 17 июня 1963 г., начало поставок – в мае 1964 г. 
Всего было построено 73 CH-3C, часть которых позднее модифицировали 
в варианты CH-3E и HH-3E.

SH-3D – усовершенствованный противолодочный вариант: были 
установлены новые двигатели и трансмиссия, дополнительный 530-л 
топливный бак в фюзеляже, усилена конструкция, увеличен размах 
стабилизатора, полностью обновлено оборудование, которое позднее 
неоднократно модернизировалось. Для ВМС США было построено 
72 SH-3D (серийные номера 152690-152713, 154100-154123, 156483-156506); 
6 вертолетов выпущено по заказу ВМС Испании. По лицензии вертолеты 
этой модификации выпускались в Великобритании, Италии и Японии, 
а также поставлялись на экспорт в Аргентину и Бразилию.

VH-3D – вариант для VIP-перевозок. Было построено 11 машин (серийные 
номера 159350-159360), которые в 1976 г. поступили в эскадрилью HMX-1 
Корпуса морской пехоты США.

CH-3E – транспортная модификация с более мощными ГТД T58-GE-5. 
41 вертолет был переоборудован из варианта CH-3C, еще построено 
42 новых вертолета. Позднее часть CH-3E модернизировали в HH-3E.

JCH-3E – обозначение 11 вертолетов CH-3E модифицированных в рамках
программы испытаний беспилотных аппаратов. В начале 90-х годов еще 
23 вертолета CH-3E были переоборудованы в буксировщики мишеней 
под обозначением JCH-3E.

HH-3E – поисково-спасательный вертолет для ВВС США, созданный на 
базе вертолета CH-3C. Отличался бронированием кабины, трансмиссии 
и редукторов, установкой системы дозаправки в воздухе с 
телескопической штангой с правого борта, дополнительными топливными 
баками под спонсонами, а также установкой двух пулеметов в проемах 
дверей грузового отсека. Начало летных испытаний HH-3E – в 1965 г. 
Часть вертолетов были построены заново, а 43 машины – 
переоборудованы из варианта CH-3E. Сняты с вооружения 
в середине 90-х годов. 

MH-3E – обозначение вертолетов CH-3E, модернизированных до уровня 
HH-3E и состоявших на вооружении 71-й эскадрильи сил специальных 
операций ВВС США. Сняты с вооружения в 1994 г.

VH-3E – обозначение трех вертолетов CH-3E, переоборудованных 
для VIP-перевозок. До 1989 г. эти машины использовались для 
перевозки командования ВВС США, после чего один вертолет 
переоборудовали в JCH-3E, другой – в HH-3E, а третий передали 
службе береговой охраны.

HH-3F – поисково-спасательная модификация, разработанная 
на основе CH-3E по заказу береговой охраны США. Вертолет был 
оснащен поисковой РЛС AN/APN-215 с антенной в носовом обтекателе, 
новым радиооборудованием и системой LORAN-C. Первый полет HH-3F – 
11 октября 1967 г. До июля 1973 г. было поставлено 40 вертолетов, 
кроме этого часть переданных из ВВС вертолетов HH-3E и CH-3 
модернизировали в этот вариант. В береговой охране США эти машины 
эксплуатировались до 1994 г., до замены на вертолеты HH-60J. 
Два HH-3F под обозначением S-61NR продали Аргентине. В Италии эта 
модификация выпускалась по лицензии фирмой Agusta под 
jбозначением AS-61R.

SH-3G – противолодочная модификация, являлась развитием вертолета 
SH-3A. Вертолет был оснащен съемным противолодочным оборудованием 
и в короткие сроки мог быть переоборудован в грузопассажирский. 
В проемах дверей грузовой кабины были установлены 7,62-мм 
пулеметы. Всего было построено 105 SH-3G. 

SH-3H – обозначение противолодочной модификации, в которую, 
начиная с 1971 г., были переоборудованы 163 вертолета SH-3A, 
D и G. SH-3H отличался новым поисковым противолодочным 
комплексом, состоящим из опускаемой ГАС, сбрасываемых 
гидроакустических буев и буксируемого детектора магнитных 
аномалий.

UH-3H – грузопассажирский вариант, в который переоборудовались 
противолодочные SH-3H, снимаемые с боевого дежурства 
при замене на новые вертолеты SH-60F и имевшие запас ресурса. 
Первые доработанные UH-3H поступили на вооружение эскадрильи 
HC-2 в конце 1992 г. Позднее несколько UH-3H переоборудовали для 
VIP-перевозок.

S-61L – гражданская модификация, отличавшаяся удлиненным 
фюзеляжем с салоном на 25-28 мест. Первый полет – 6 декабря 
1960 г., сертифицирован FAA 2 ноября 1961 г. Пять вертолетов 
закупила авиакомпания «Лос-Анджелес Эруэйз» (первый поставлен 
в ноябре 1961 г.), еще 4 машины – авиакомпания Chicago Helicopters 
Airways (начало поставок в 1962 г.). Всего было построено 13 S-61L
в двух вариантах: Mk.I – с ГТД T58-GE-100; Mk.II – с ГТД 
T58-GE-1400-1/2.

S-61N – гражданская модификация, аналогичная S-61L, но имевшая 
убирающиеся основные опоры шасси и две пассажирские двери 
вместо одной. В салоне размещались 24 пассажира. выпускался 
в двух вариантах: Mk.I – с ГТД T58-GE-100; Mk.II (с 1969 г.) – 
с ГТД T58-GE-1400-1/2. Было построено около 100 машин, которые 
эксплуатировались в США (авиакомпании «Лос-Анджелес Эруэйз», 
«Нью-Йорк Эруэйз», «Сан-Франциско энд Окленд Геликоптерс 
Эрлайнз» и др.), Великобритании (авиакомпании «Бристоу 
Геликоптер», BEA, «Бритиш Эруэйз Геликоптер» и др.), Канады, 
Японии, Австралии (Ansett-ANA), Италии («Эливи»), 
Гренландии («Гринланд»).

S-61A-1 – экспортная модификация для Дании; создан на базе 
транспортного вертолета CH-3B. Отличался дополнительными окнами 
в грузовой кабине, увеличенными спонсонами, стабилизатором 
большего размаха и силовой установкой из двух ГТД Rolls-Royce 
Gnome H.1200. В конце 80-х годов эти вертолеты оборудовали 
поисковой РЛС и ИК системой переднего обзора.

S-61A-4 («Нурис») – экспортная модификация для Малайзии. 
Разработан на базе CH-3A, оснащался спонсонами от модификации 
SH-3 с надувными баллонетами. В 1967-68 гг. было поставлено 
заказчику 10 вертолетов, в 1970 г. – еще шесть.

S-61A-5 – обозначение одной машины, экспортированной ВВС Дании 
взамен разбившегося S-61A-1.

S-61D-2 – обозначение четырех вертолетов без двигателей и 
оборудования, поставленных Великобритании в рамках 
лицензионного соглашения. Первый полет дооборудованного 
вертолета состоялся на заводе фирмы Westland в Йовилтоне 
8 сентября 1968 г. Все они использовались для различных испытаний 
и исследований. Первая машина была списана в 1989 г., вторая 
разбилась 15 января 1969 г. при вынужденной посадке из-за 
пожара двигателя, третью списали в 1986 г., четвертую – 
в 1995 г.

S-61D-3 – противолодочный вертолет для ВМС Бразилии; 
аналогичен S-61D. Всего было поставлено 6 вертолетов, 
оборудованных тропическими фильтрами на воздухозаборниках 
ГТД, подфюзеляжной поисковой РЛС и вооруженных ПКР AM-39 
«Экзосет».

S-61D-4 – экспортный противолодочный вариант для ВМС 
Аргентины; аналогичен вертолету S-61D. В 1978 г. было 
поставлено четыре противолодочных машины и одна с 
пассажирским VIP-салоном. В 1987 г. была поставлена вторая 
партия из 4-х вертолетов.

CHSS-2 (с 1967 г. – CH-124) – экспортная модификация для ВМС 
Канады. Поставлен 41 вертолет. К 1975 г. шесть вертолетов 
были списаны по различным причинам.

CH-124U – обозначение четырех CH-124, переоборудованных в 
грузопассажирские, противолодочное оборудование было 
демонтировано. Один CH-124U был разбит в 1973 г., остальные – 
переделаны в противолодочные по типу CH-124A.

CH-124A – обозначение 35 CH-124, которые в 1975-76 гг. прошли 
модернизацию: были выполнены работы по продлению ресурса, 
установлена противообледенительная система лопастей несущих 
винтов, перекомпоновано противолодочное оборудование, 
установлена новая поисковая РЛС кругового обзора AN/APS-503 
и устройство для сброса РГБ.

CH-124B – обозначение 6 CH-124A, переоборудованных в 
учебно-тренировочные для подготовки экипажей вертолетов 
EH-101.

CH-124C – модернизированный противолодочный вертолет: 
в носовой части фюзеляжа смонтирована консоль с датчиками 
ИК системы переднего обзора FLIR-2000; установлены система 
спутниковой навигации, станции постановки активных ИК помех 
AN/ALQ-144, устройство запуска ИК ловушек M-130 и 
дипольных отражателей AN/ALE-37, приемник AN/APR-39 системы 
gредупреждения об облучении РЛС; была демонтирована 
часть противолодочного вооружения; в проемах дверей 
установили 5,56-мм пулеметы. Первый шесть модернизированных 
CH-124C участвовали в операции «Буря в пустыне» в Ираке. 
Позднее в этот вариант были переделаны большинство вертолетов 
CH-124A.

(продолжение следует)

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.aircraft
Отписаться

В избранное