Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 114

----------------------------------------------------------------------

Westland Aircraft Ltd. (Великобритания)

Whirlwind

Истребитель

В 1935 г. Министерство авиации Великобритании выпустило спецификацию 
F.37/35 на одноместный дневной и ночной истребитель. В конкурсе 
проектов приняли участие фирмы Westland (P.9), Bristol (Type 151), 
Supermarine (Type 312 и Type 313), Boulton-Paul, General Aircraft, 
Airspeed (AS.31) и Hawker. Победителем был признан проект Westland P.9 
(конструктор Уильям Петтер). В феврале 1937 г. был подписан контракт 
на постройку двух опытных образцов (L6844 и L6845). Первый из них 
поднялся в воздух 11 октября 1938 г. на аэродроме в Йовиле (летчик 
Гарольд Пенроуз). Второй экземпляр (L6845) был облетан в марте 1939 г. 
Заводские испытания машины проходили на авиабазе в Боскомб-Даун.

После завершения испытаний истребителя в Королевском институте 
в Фарнборо в конце января 1939 г. фирма Westland получила контракт 
980384/39 на 200 самолетов Whirlwind (P6966–7015, P7035–7064, 
P7089–7122), а незадолго до начала второй мировой войны – второй 
контракт 20186/39 на 200 машин (R4243–4283, R4296–4325, R4345–4384, 
R4400–4445, R4460–4479, R4499–4521). 

В 1940 г. второй заказ был отменен, а первоначальный уменьшен до 
114 самолетов (из него исключили самолеты P7123, P7158–7177, 
P7192–7221, P7240–7269). Темп серийного производства составлял два 
самолета в неделю. Последний истребитель Whirlwind покинул сборочный 
цех в январе 1942 г.

Первые два серийных Whirlwind (P6966 и L6845) были закончены постройкой 
в мае 1940 г. и 3 июня переданы сначала в 25 Squadron (аэродром Норз 
Уэлд), а немного позднее, в первых числах июля – в 263 Squadron (аэродром 
Дрем). Из-за задержек в поставках двигателей к октябрю 1940 г. в составе 
263 Squadron насчитывалось только 8 истребителей Whirlwind.

7 августа 1940 г. был потерян истребитель Whirlwind (P6966, летчик 
МакДермот): на взлете разрушился пневматик колеса, летчик набрал 
высоту и покинул самолет, который упал севернее Стирлинга.

Начиная с декабря 1940 г. 263 Squadron активно принимал участие 
в боевых действиях, привлекаясь к патрулированию над Ла-Маншем 
и сопровождению бомбардировщиков, а с июня 1941 г. самолеты этого 
дивизиона стали использоваться для нанесения ударов по немецким 
аэродромам и другим наземным целям. С июля самолеты Whirlwind были 
оборудованы подкрыльевыми бомбодержателями и получили обозначение 
Mk.II. 

20 сентября 1941 г. был сформирован второй дивизион (137 Sqn.), 
вооруженный самолетами Whirlwind). В дальнейшем оба дивизиона 
использовались преимущественно для штурмовки аэродромов, портов, 
железнодорожных составов и станций, транспортных судов, действуя 
на Брестском и Шербурском полуостровах, западном побережье (263 Sqn.) 
и в зоне Ла-Манша и над Северной Францией (137 Sqn.)

В порядке эксперимента один истребитель (L6844) был вооружен 12 х 7,69-мм 
пулеметами Browning, а на другой машине установили одну 37-мм пушку.

Истребители Whirlwind состояли на вооружении 137 Squadron до июня 1943 г., 
263 Squadron -  до декабря 1943 г., их заменили на истребители Typhoon. 
Один экземпляр Whirlwind был передан США, еще одна машина (гражданское 
обозначение G-AGOI) с 1946 г. по май 1947 г. использовалась фирмой Westland 
для различных целей.


Экипаж: 1 чел.

Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы, 
цельнометаллической конструкции.
Крыло – низкорасположенное, прямое. Конструкция крыла двухлонжеронная, 
с цельнометаллической работающей обшивкой. Лонжероны штампованные, 
с последующей механической обработкой. Центроплан крыла прямоугольной 
в плане формы, имел три лонжерона, средний лонжерон проходил сквозь 
фюзеляж. Консоли – трапециевидные в плане, двухлонжеронной конструкции. 
Элероны типа Фрайз, имели металлический каркас и полотняную обшивку. 
Триммеры элеронов регулировались на земле, а триммеры рулей управлялись 
в полете. Механизация крыла – закрылки Фаулера. На опытных образцах 
на консолях устанавливались предкрылки Handley Page. Угол отклонения 
предкрылков был синхронизирован с отклонением закрылков и с положением 
заслонок радиаторов. 

Фюзеляж – металлический монокок, овального сечения, с работающей обшивкой. 
В носовой части фюзеляжа устанавливалась батарея из четырех пушек. 

Хвостовое оперение – однокилевое, с высокорасположенным стабилизатором. 
Рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку.

Шасси – трехопорное, с хвостовым убираемым колесом. Основные стойки с 
масляно-воздушными амортизаторами и одинарными тормозными колесами 
производства Dunlop, убирались в мотогондолы назад, по потоку.

Гидравлическая система производства фирмы Dowty (с рабочим давлением 
35,15 кг/кв.см) имела один насос, установленный на правом двигателе, и 
использовалась для выпуска-уборки шасси, закрылков, управления заслонками 
радиаторов. 

Начиная с пятого серийного истребителя стали устанавливать пневмосистему 
с рабочим давлением 84,37 кг/кв.см для аварийного выпуска шасси, привода 
тормозов и перезарядки пушек.

Силовая установка: 2 х ПД Rolls-Royce Peregrine I, максимальная мощность 
2 х 885 л.с. на высоте 4953 м (3000 об/мин.), 2 х 860 л.с. на высоте 4115 м 
(2850 об/мин.), 2 х 765 л.с. на уровне моря (3000 об/мин.). 
Двигатели – 12-цилиндровые, V-образные, жидкостного охлаждения, редукторные,

с наддувом.

Топливные баки общей емкостью 507 л располагались в центроплане и состояли 
из двух секций, передней и задней, между которыми проходил лонжерон. 
Баки были протектированы 5-мм слоем резины «Дайнатекс».

Воздушные винты – de Havilland D.H.4/4, трехлопастные, изменяемого шага, 
постоянной скорости, диаметром 3,048 м.

Вооружение: 4 х 20-мм пушки British-Hispano Mk.I (конструкции Oerlikon, 
лицензионное производство Hispano), боекомплект по 60 снарядов на пушку. 
Барабаны со снарядами имели дополнительную бронезащиту. Стреляные гильзы 
собирались в небольшом обтекателе под центропланом. В ходе переоборудования 
под крылом были установлены два бомбодержателя Mk.III Universal для подвески

113-кг или 227-кг авиабомб.

Самолет мог быть оборудован кинофотопулеметом G.42B.

Геометрические размеры:
Длина самолета – 9,83 м
Высота самолета (на стоянке) – 3,20 м
Размах крыла – 13,716 м
Площадь крыла – 23,25 кв.м
Колея шасси – 3,886 м

Весовые данные:
Масса пустого самолета – 3770 кг
Взлетная масса:
        в варианте истребителя – 4698 кг
        в варианте бомбардировщика с 2 х 113-кг бомбами – 4939 кг 
        в варианте бомбардировщика с 2 х 227-кг бомбами – 5166 кг 

Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость (без боевой нагрузки):
        на высоте 1524 м – 507 км/ч
        на высоте 3048 м – 539 км/ч
        на высоте 4572 м – 579 км/ч
        на высоте 6096 м – 563 км/ч
Максимальная скорость (на высоте 4572 м):
        с полной боевой нагрузкой и бомбодержателями – 489 км/ч
        с полной боевой нагрузкой и 2 х 113-кг бомбами – 447 км/ч
        с полной боевой нагрузкой и 2 х 227-кг бомбами – 434 км/ч
Дальность полета – 1000 км
Боевой радиус действия – 240 км
Скороподъемность на уровне моря – 409 м/мин.
Практический потолок – 9150 м



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=116


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================


Опубликовано 27 февраля 2006 г. в рассылке "Авиационная техника"

В избранное