Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник Антикризисного Фронта: Управление ассортиментов (Выпуск 15 - 04/12/2008)


Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Перед Вами пятнадцатый выпуск "Вестника Антикризисного Фронта".

В сегодняшнем выпуске мы представляем Вам третью часть выступления Николая Павленко на секции для финансовых директоров и главных бухгалтеров – "Расчет и прогнозирование рисков".

ВНИМАНИЕ! Если Вы также разделяете нашу точку зрения, поддержите нашу инициативу - вступайте в ряды Бойцов Антикризисного Фронта! Разместите на своем сайте "Значок Бойца"! В знак благодарности мы разместим информацию о Вашем ресурсе в специальном разделе нашего сайта.

Уважаемые подписчики!

Напоминаем Вам о том, что в ближайшие дни Бизнес-школа SRC проводит ряд семинаров, специально разработанных нашими консультантами в свете последних событий:

За подробностями обращайтесь по телефонам: (495) 748-03-11/12/13.

Управление ассортиментом компании - антикризисные меры

Данный текст составлен на основе доклада Екатерины Бузуковой на Антикризисном Форуме Бизнес-школы SRC, прошедшем 15 ноября 2008 года.

Развитие российского розничного рынка – докризисный период. 1998-2007 годы.

Бурное развитие розничной торговли в России в последние пять лет объективно подталкивало российские сетевые розничные компании расти быстрее рынка.

Россия является одновременно самым крупным, самым быстрорастущим и самым инвестиционно привлекательным потребительским рынком Европы. По данным Росстата, прирост оборота розничной торговли в 2007 составил 15,2%, тогда как в 2006 году - 13,9%.

По оценкам экспертов, в течение I полугодия 2008 года оборот розничной торговли увеличился во всех федеральных округах и практически во всех субъектах России – 17-20%. Оборот непродовольственных товаров за 2007 год увеличился на 17,6%, тогда как продовольственных товаров - лишь на 12,3%.

В соответствии с общим ростом российского потребительского рынка растет и меняется в сторону западных стандартов потребления структура потребительской корзины россиян: доля продовольственных товаров уменьшается, в то время как доля потребительских услуг и доля непродовольственных товаров растет. Доля пищевых продуктов в потребительской корзине среднестатистического россиянина снизилась с 45% в 2002 г. до 35% в 2007 г.

Современные форматы розничной торговли продовольственными товарами развиваются намного быстрее, чем продовольственная розница в целом: в 2007 г. рост составил 49.4%. В настоящее время основу оборота продуктового ритейла составляют три основных формата: гипермаркеты, дискаунтеры и супермаркеты. В 2007 году на долю мягких дискаунтеров пришлось около 43% оборота российских продовольственных сетей, на долю супермаркетов – 30%, гипермаркетов (включая cash & carry) – 27%. (Источник: www.retailer.ru)

2008 год. Чем хорош кризис.

Сравнивая нынешний кризис с кризисом 1998 года, можно предположить, что:

Самое тяжелое время наступит, по прогнозам, в первой половине 2009 года, когда закончится период инерции в компаниях и начнется период вынужденных изменений.

Кризис закончится не ранее конца 2010 года. За это время произойдет укрупнение крупных компаний, уход с рынка малых игроков.

За этот период те компании, которые выживут, приобретут бесценный опыт. Они станут более структурированными, грамотно применяющими на практике все инструменты анализа, с более четким позиционированием и умением распоряжаться ресурсами.

Кризис в итоге даст импульс для дальнейшего роста розничной торговли в России.

Выводы об оптимизации ассортимента в кризисный период на основе статистики.

Что необходимо анализировать:

  • Анализ продаж и товарных запасов (динамику по отдельности по категориям и по товарным позициям). Оборачиваемость будет являться маркером данных процессов.
  • Ухудшение оборачиваемости говорит о наличии излишнего запаса – идет или падение продаж, или затоваривание складов. В кризисный период может вырасти оборачиваемость (по товарам FMCG) – тенденция вкладывать деньги в товар. Однако затем неизбежно последует спад спроса, вызванный тем, что покупатель использует основные накопления.
  • На основе АВС-анализа выявление товаров для вывода из ассортимента (с учетом сезонности и других факторов). Борьба с низколиквидными товарам. Снижение цен, создание комплектов, дополнительные места продаж – все меры должны приниматься.
  • Постоянный мониторинг продаж по товарам групп А и В. При наличии тенденции к падению спроса сразу же реагировать - выявлять причины падения продаж конкретного товара в конкретном магазине.
  • Анализировать комплексные продажи – состав средней покупки по номенклатуре для выявления наиболее часто встречающихся комплектов. Такой анализ не позволит вывести из ассортимента взаимодополняемые товары.
  • На основе совмещенного анализа выявить стабильно продающиеся товары (АХ, ВХ, СХ) и по ним вести постоянный монитонг запасов и спроса. Для нестабильных товаров (СY, CZ) принять решение об их сокращении.
  • Помнить, что «логистический» подход в корне для работы с ассортиментом не подходит. Нельзя принять решение только на основе статистики, необходимо оценить роль товара в ассортименте, его жизненный цикл и перспективу развития.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОКРАЩЕНИИ АССОРТИМЕНТА.

Развитие ассортимента в обычной ситуации и в кризисной.

В условиях развития рынка ассортимент имеет тенденцию к расширению и к более частому обновлению. В кризис эти процессы замедляются, однако их останавливать нельзя, так как после кризиса наступит период «разгона». Образно говоря, мы снижаем обороты, но не останавливаем автомобиль, а идем на пониженной передаче. Надо помнить о то, что наступит, когда кризис закончится. Будет время разгона, а значит потребуется достаточно «топлива» - денег, запасов, ресурсов, людей…

Сокращаем ассортимент?

Сокращать необходимо. Однако это не самоцель. Цель – высвобождение оборотных средств и ресурсов. Но прежде, чем сокращать, нужно помнить следующее. Необходимо учесть при принятии решении о сокращении ассортимента роль категории, цели компании, роль товара в категории, жизненный цикл товара, аналитика, оборачиваемость.

ОБЩИЙ ВЫВОД.

Опыт прошлого кризиса показывает, что:

  1. Произойдет падение спроса на товары не первой необходимости, от части дорогих и статусных товаров покупатель откажется. Снижение доходов населения приведет к ситуации потребления более дешевых товаров, в меньшем объеме.
  2. Снизится доля покупки непродовольственных товаров и существенно снизится спрос на услуги и развлечения. В покупательском бюджете доля продуктов питания несколько вырастет (за счет перераспределения доходов).
  3. Меньше внимания будет уделяться качеству товаров и обслуживанию, большее внимание будет уделено ценам. Эффективными будут только те «антикризисные» акции, которые направят свой фокус на конечное удешевление товаров для покупателя.
  4. Спрос в гипермаркетах и дискаунтерах практически не изменится, хотя произойдет перераспредление в сторону покупки более дешевых товаров. Специализированные магазины и магазины бутикового формата почувствуют существенное снижение спроса.
  5. Максимально централизовать процессы закупки товара и управления ассортиментом. Ситуация, когда ассортимент формируют бесконтрольно директора магазинов по своему усмотрению («что посмотреть, как пойдет»), необходимо устранить.
  6. Оценить возможности формата своей сети и тенденции развития ассортимента – в глубину или в ширину? Устранить «расползание» или мультиформатность сети, сосредоточиться на едином жизнеспособном формате.
  7. Сфокусировать свои усилия на оптимизации ассортимента. Убрать категории, которые не приносят прибыли, не удерживают покупателя, низкооборачиваемые или не поддерживаемые кредитами от поставщика.
  8. Сократить товарные позиции, не приносящие высокой прибыли, не являющиеся генераторами потока. Сократить введение в ассортимент новинок (однако не прекратить этот процесс совсем). Снизить число товаров, удерживающих покупателя. Выводу подлежат малообороачиваемое товары для поддержания имиджа и воздействующие на импульсивность покупки.
  9. Возможно внедерение элементов категорийного управления ассортиментом (единая функция закупки, ценообразования и контроля продаж), если эта система в компании еще не внедрена.
  10. Постоянный анализ текущей ситуации. На аналитику требуется в два раза больше времени, чем раньше (пусть даже в ущерб текущим вопросам).
  11. Провести инвентаризации, больше времени уделить оперативному учету, работе с рекламациями и браком, работе по выявлению неликвидов. Мотивировать персонал на эти мероприятия.
  12. С поставщиками провести переговоры по возможной отсрочке оплат, погашению кредитов частями. При достижении этих договоренностей строго соблюдать графики платежей (как известно, соблюдение обязательств дает больше бонусов, нежели сиюминутная выгода).

Полную версию текста это выступления Вы можете скачать в формате PDF (450 кб).


В избранное