Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник Антикризисного Фронта: Аудит. Перезагрузка (Выпуск 16 - 08/12/2008)


Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Перед Вами шестнадцатый выпуск "Вестника Антикризисного Фронта".

В сегодняшнем выпуске мы публикуем статью почетного Бойца Антикризисного Фронта и постоянного читателя Вестника – Ольги Самоваровой, директора аудиторско-консалтинговой компании «Панацея ПРОФ».

ВНИМАНИЕ! Если Вы также разделяете нашу точку зрения, поддержите нашу инициативу - вступайте в ряды Бойцов Антикризисного Фронта! Разместите на своем сайте "Значок Бойца"! В знак благодарности мы разместим информацию о Вашем ресурсе в специальном разделе нашего сайта.

Уважаемые подписчики!

Напоминаем Вам о том, что в ближайшие дни Бизнес-школа SRC проводит ряд семинаров, специально разработанных нашими консультантами в свете последних событий:

За подробностями обращайтесь по телефонам: (495) 748-03-11/12/13.

Аудит. Перезагрузка

Составная часть любого экономического кризиса – кризис доверия. Дефицит доверия затрудняет вступление в деловые контакты и этим осложняет финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Кризис доверия во многом объясняется субъективными и иррациональными мотивами - никто не знает, кому можно доверять, а кому нет, с кем можно вступать в деловые отношения, – давать кредит, осуществлять отгрузку, размещать заказ, а с кем - рискованно. Эти сомнения можно если не ликвидировать совсем, то, по крайней мере, существенно минимизировать с помощью такого экономического механизма, как внешний аудит.

Аудит появился в Великобритании конца 18-го века, когда там разразился один из величайших кризисов того времени. Аудит родился именно как способ преодоления кризиса доверия. Группа шотландских бухгалтеров взяла на себя смелость и ответственность заявить обществу, что они берутся гарантировать достоверность финансовых сведений тех компаний, которые добровольно предоставили им свою бухгалтерскую отчетность для изучения и оценки. Вскоре такие проверки стали называть независимым аудитом.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, увеличилась рыночная потребность в аудиторских услугах, в определенных случаях проверки стали носить обязательный характер. После окончания того кризиса практически все страны ввели обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых финансовых отчетах, к обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов.

Что изменилось с того времени?
В хозяйственной жизни и содержании финансовой отчетности – очень многое.
В механизмах доверия людей и предприятий друг к другу - практически ничего.
Были, есть и будут успешные и неуспешные, честные и не очень люди и организации.
По-прежнему наилучшим фундаментом нашего доверия являются рекомендации публичных (а еще лучше знакомых) людей, которые пользуются у нас авторитетом.

Почему же аудит, призванный сохранять и укреплять доверие, сегодня недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию? Почему он не используется как практически единственно возможный механизм, способный приостановить «набегающие волны» недоверия среди бизнесменов и панических настроений вкладчиков? Казалось бы, вот же, у всех солидных предприятий есть аудиторы, которые изучают и подписывают финансовую отчетность, вот они же гарантируют достоверность указанных там сведений? Почему это не снимает кризис доверия?

Потому что мнение о достоверности отчетности еще не есть мнение об экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятий. Основная задача традиционного аудита – подтвердить достоверность отчетности, а не помочь извлечь из нее полезную информацию.

Но именно квалифицированный анализ достоверной отчетности дает ее пользователям возможность оценить качество управления предприятием, платежеспособность, экономическую эффективность, сравнить динамику экономических показателей предприятия с развитием рыночного окружения. Результаты анализа позволяют высказать мнение не только о «качестве» прошлой, отраженной в отчетности ситуации, но и выявить тенденции, обосновывающие прогноз будущей реальности. Ценность такой информации несравнимо выше, поскольку доверие проецируется именно на будущие отношения.

За истекшие пару сотен лет с момента рождения аудита радикальным образом изменился темп жизни общества. Современная скорость принятия решений и взаимосвязи всего со всем в глобальной экономике в самых смелых фантазиях не могла привидеться бизнесменам прошлого. А основной принцип составления бухгалтерской отчетности по факту прошедшей за отчетный год деятельности и ее последующего аудита, остался с тех времен. Подтверждаемую аудиторами отчетность можно назвать финансовым слепком с прошлой деятельности компании, а в некоторых случаях – даже ее посмертной маской.

В условиях сегодняшнего кризиса, при принятии решения какому руководителю будет достаточно информации о том, что на дату полугодовой давности, за предшествующий этому полугодию год, дела у некоего предприятия шли хорошо, и это правильно отображено в его бухгалтерском балансе и подтверждено аудиторами? Учитывая современные скорости и кризисную неопределенность, понятно, что за этот период платежеспособность и финансовая устойчивость этого предприятия (будь то банк, завод, инвестиционная компания), могла поменяться кардинально.

Таким образом, с нашей точки зрения, современный аудит принципиально не в состоянии содействовать преодолению кризиса доверия. Доказательством тому являются громкие финансовые скандалы с банкротствами (в т.ч. произошедшие и до текущего глобального кризиса) крупных предприятий, успешно прошедших аудиторские проверки. Таким образом, в современном финансовом мире присутствует принципиальное противоречие между потребностью общества в актуальной независимой финансовой информации о текущем и перспективном состоянии предприятия и подтверждением аудиторами финансовой информации о его состоянии «постфактум».

Можно ли устранить это противоречие? И тем самым вернуть аудиту одну из его основных функций – формирование доверия к аудированному субъекту и его публичной отчетности? С нашей точки зрения, ответ на этот вопрос необходимо искать всем вместе – и аудиторам, и их клиентам, и государству, и обществу.

Для участия в этом процессе от аудиторов потребуется немалое гражданское мужество. В аудите достаточно внутренних профессиональных проблем (достаточно вспомнить «Энрон»). А тут осторожные, консервативные и умные аудиторы по доброй воле должны принять на себя еще одно бремя - ответственность за скорейшее преодоление кризиса. Но тут должна «сработать» преемственность. Как и тогда, в 18-м веке, мир впервые столкнулся с таким кризисом. Тогда он был первым кризисом развивающейся капиталистической экономики. Сегодняшний кризис – это первый кризис глобальной экономики.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте >>>


В избранное