Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

АУДИОревю

Пожалуйста, ответьте на вопрос нашей анкеты:
В какой отрасли Вы работаете?

  Все выпуски  

АУДИОревю


Информационный Канал Subscribe.Ru

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
      
      
      
 
Новый номер журнала "АудиоМобиль" 
      

В продаже с 3 октября

"АудиоМобиль"- независимые и компетентные обзоры аппаратуры, в полной мере грамотные и с технической, и с литературной точек зрения, а также информация о результатах инсталляций, ознакомление читателей с уже оборудованными автомобилями, регулярное освещение главных и второстепенных событий в мире car audio и car video.

В "АудиоМобиле" помещаются описания новейших тематических достижений и инсталляционных технологий. Журнал располагает самыми достоверными источниками информации и предлагает собственную обоснованную систему взглядов. Создатели журнала стремятся к высокому качеству содержания и оформления каждой публикации.

Новости, репортажи с международных выставок и соревнований по качеству звучания, эксклюзивные модели и комплекты аппаратуры, уникальные инсталляции, отчеты о тестировании аудиоаппаратуры, новинки автоаудиотехники - таковы основные тематические направления "АудиоМобиля" в настоящее время. При информационной поддержке журнала в сентябре 2001г. в Санкт-Петербурге впервые был проведен фестиваль саг audio "Sound Drive", который теперь стал регулярным.

Читайте "АудиоМобиль" N5(10) 2002

Информация предоставлена журналом "AudioMobile".

      
 
Неизвестное об известном. Раскрываем секреты иностранных фирм. 
      

Может показаться, что данный материал посвящен тому, как собрать усилитель. Но ценность публикации не в этом - из нее вы узнаете очень нужную информацию, которая вам непременно поможет при выборе и установке аппаратуры, даже если вас не интересуют секреты ее конструирования.

Идея взять интервью у Павла Бусова, меломана и любителя высококачественного звучания, появилась у меня, когда я услышал, как воспроизводит музыку ламповый усилитель, изготовленный им из конструктора "Kit 3"1, который предлагается компанией "Audio Note". С Павлом я знаком давно. У него нет специального радиотехнического образования, но этот человек всегда стремился к познанию нового, и к любому делу он всегда подходил очень серьезно; тщательно все выверяя и анализируя, он добивался в конце концов нужного результата. Павел - один из тех редких людей, которые могут объективно оценивать результаты своего труда - и могут признать, что что-то не получается. Эти особенности характера позволили Павлу Бусову разгадать многие секреты аппаратостроения, которые давно известны ведущим западным производителям аппаратуры, но почему-то, видимо, до сих пор являются тайной для наших разработчиков (этот вывод я делаю на основании того звучания, которое демонстрируют усилители отечественных производителей). Как выясняется, даже самая лучшая схема не может быть практически реализована и не даст положительного результата, если не будут соблюдены элементарные правила. Возможно, утверждения Павла некоторым нашим специалистам покажутся абсурдными, кто-то будет иронизировать, а кто-то после публикации скажет, что все это ему давно было известно. Но факт остается фактом: звучание усилителя Павла меня просто поразило, хотя я слышал уже немало усилителей, изготовленных самодельщиками, и прекрасно знаком со всеми усилителями, выпускавшимися советской промышленностью начиная с 1970-х годов. Если вы желаете задать Павлу вопросы, присылайте их в редакцию.

- Павел, как все начиналось? Вроде бы вна-чале ты хотел приобрести транзисторный усилитель?
- Да, это был усилитель известной американской фирмы (называет). Он мне нравился исключительно металлообработкой, там все было сделано на совесть. К музыке я тогда имел отношение весьма опосредованное: была тяга - она у меня с детства, все мы выросли на музыке,- но понимания не было. Потом определился, что лампы лучше передают тембр, он богаче, плотнее, фронты сигнала естественнее. Когда говорят о тембре транзисторных усилителей, это вызывает у меня в лучшем случае недоумение. Теперь я могу точно сказать, что даже двухтактные ламповые усилители (какой я в итоге тогда и купил) передают музыку лучше, чем транзисторные. Не знаю, как это объяснить с музыкальной точки зрения: Транзисторы звучат импульсивно, но неверно, как-то искусственно. ...Человек все время зреет, ему становится мало того, что есть, он идет от простого к сложному. И вот я стал обращать внимание на нового "гуру", который появился в прессе и начал везде активно печататься, в том числе и в журнале "АудиоМагазин". Это был Питер Квортруп, директор фирмы "Audio Note UK".

- А еще раньше "АудиоМагазин" опубликовал интервью с другим "ламповым гуру", Дэвидом Манли2. Он произвел на тебя впечатление?
- Интервью мне очень понравилось. Манли окончательно отвратил меня от транзисторных усилителей. В его рассуждениях я словно узнавал свои мысли. Позже, после интервью с Питером Квортрупом3, я начал задумываться о том, что такое обратная связь. И отключил ее в своем двухтактном усилителе. Мама родная!!! Усиление сразу выросло, на большой громкости появились ужасные искажения - но задышал оркестр, а до этого музыка воспроизводилась просто формально, был пустой звук, не задевающий душу, не вызывающий никаких эмоций. Я стал слушать этот усилитель без обратной связи, ко мне приходили аудиофилы; один знаток, известный в городе, услышав, как у меня звучит, сразу захотел приобрести такой же. А у меня зародилась мысль об однотактном триоде.

- После статьи в "АудиоМагазине" "Дорога в аудиоад"4?
- Да, к тому времени я уже был готов к таким публикациям. Питер Квортруп говорит, что хороший усилитель должен быть ламповым, однотактным, без обратных связей, на прямонакальных триодах. Каждая из этих составляющих дает какое-то прибавление, это как ступеньки: Но это и такие цены, что только единицы могут себе позволить приобрести такую аппаратуру. И я решил остановиться на "Kit". Схемотехника предлагаемого фирмой "Audio Note" конструктора и готового усилителя одна и та же. Каче- ство деталей у меня сомнений не вызывало. Трансформаторы тоже идут одинаковые - что в "Kit", что в готовый усилитель. Купил "Kit", принес его домой, стал собирать. Сама сборка проста - "свести концы с концами". В наборе все было: шайбочки, разные вставочки, провода, не говоря уже о резисторах и шлангах, конденсаторах с надписью "Audio Note". Все точно такое, как и в "Meishu", "P4", "Conquest"...

- Сколько времени у тебя заняла сборка?
- Приехал домой - и за работу. С перерывами на обед один моноблок я сделал за день. Второй моноблок - за второй день. Все, вся работа. Включил. На что сразу обращаешь внимание - это характерное для однотактного усилителя звучание: оно всегда постоянно в тембре, независимо от громкости, независимо ни от каких динамических выбросов. О чем, кстати, говорит и сам Хироясу Кондо5. Отличие однотактных усилителей от других он видит в том, что при воспроизведении музыки другими усилителями тембр инструментов и голосов все время меняется, исполнитель поет разными голосами. Теперь я это понимаю. К примеру, когда певец исполняет все на одной громкости - одна частотная характеристика, берет тише - края характеристики "заваливаются", громче - наоборот. В общем, всегда разный тембр, как будто поют разные исполнители.

- А когда исполнитель берет ноту ниже или выше, тембр тоже меняется?
- Нет, когда все идет на одной громкости, тембр остается неизменным. Я знаю, что некоторые спорили с Квортрупом, отстаивая преимущества двухтактных усилителей (видимо, потому, что им всегда надо с кем-то спорить:). Сейчас у них однотактные усилители. То есть человек всегда движется от чего-то к чему-то. Переход от лампы к транзистору был сделан не ради улучшения качества звучания, а для удобства пользования. Это надо понять. Было бы смешно, если бы сегодня каждый, кто хочет слушать музыку, имел дома компоненты весом более 30 кг, которые занимали бы существенную часть жилой площади. Это же безумие, не у всех такие квартиры, даже в Европе. Когда усилитель плоский - засунул его куда-нибудь, и все. А что касается ламповых усилителей с однотактной схемой, то эту схему еще и практически реализовать очень сложно и дорого.

- Давай вернемся назад. Собрал ты его и начал слушать:
- Я думал, что сделал все безукоризненно. Все в двух каналах было абсолютно одинаково - и направления резисторов, и направления конденсаторов. И тем не менее идентичности звучания обоих каналов не было, чего-то не хватало. Пришел в магазин, послушал усилитель фирменной сборки - это был другой звук. Другой звук! Многие мои знакомые тоже покупали "Киты" и тоже сталкивались с тем, что собранный из конструктора усилитель звучит плохо. В народе начали муссироваться слухи: мол, "Киты" "не звучат" из-за некачественных деталей. Другие говорили, что все дело в температуре жала паяльника, что якобы припой вскипает и нарушается соотношение его ингредиентов. Вполне возможно, но это не может до такой степени портить звук. Главное, чего не было в моем усилителе,- это основа, стержень, которые "кристаллизуют" звучание. Было нарушено что-то такое, что не восстановить ни заменой проводов, ни ножками, ни стойками: ничем. Даже если бы я подключил другие колонки, по существу ничего не изменилось бы. Причина была в чем-то другом. Поскольку я раньше занимался вопросами правильности включения в сеть "фазы" и "ноля", то тут я уже сильно задумался: глядя на схему, я не видел, что еще в ней можно было изменить и исправить. Единственной загадкой для меня оставался трансформатор. Думаю, для многих производителей, которые у нас в России что-то делали и продолжают делать, трансформатор и есть камень преткновения. У них все усилители, от партии к партии, не имеют и не имели своего лица. Их усилители звучат всегда по-разному. Понимаешь, по-разному. Это связано с тем, что в трансформа- торе очень много обмоток, а как правильно соблюдать полярность при их включении в схему, никто не знает. Некоторые даже используют на каждый каскад отдельный трансформатор: анодный трансформатор, накальный трансформатор: Мало того что они не знают, как подключать вторичные обмотки, они еще и первичные не умеют подключать. Получается винегрет: Порой включают они собранный своими руками усилитель и спрашивают: "Как высокие? Как низкие?" Как будто это главное в музыке. Если я тебя сейчас попрошу принести из соседней комнаты то, что я не назову, ты никогда мне этого не принесешь, потому что не знаешь, что' мне нужно, что' искать. Точно так же и производитель: если он не понимает музыку, не разбирается, не может отличить одного исполнителя от другого всле- пую6, то как он найдет тот звук, который нужен? Но поскольку я к этому времени уже знал, что ищу, я стал работать с обмотками. Сначала я сфазировал в двух каналах одинаково. И сразу услышал, насколько меняется звук. И в каждом месте, меняя полярность подключения "фазы" и "ноля", я слышал, что это дает. И тут вдруг в прилагаемой к конструктору схеме я обна-ружил подсказки - не указания конкретные, а просто подсказки. От руки было приписано: от ножки лампы с этим номером (ножки имеют номера) провод идет к этому месту на плате, а от другой ножки к другому. Но, где искать конец, а где начало обмотки7, не говорилось, тут надо было додумываться.

- А сколько вторичных обмоток было в этом трансформаторе?
- Две идут на выходной каскад - одна 300 В, другая 300 В; это две обмотки. Отдельно драйвер - одна обмотка, уже третья. Входная лампа - еще одна обмотка. Кенотрон - еще одна, накал для кенотрона - еще одна. Таким образом, получается шесть. Это уже серьезно. Представляешь, шесть обмоток - это огромное количество вариантов подключения "фазы" и "ноля"! Каждый припаять, прогреть, потом прослушать, запомнить или хотя бы записать на бумаге впечатления от прослушивания - это нереально. И хорошо, что я люблю в разных журналах смотреть всякие ламповые схемы - Шишидо, Сакумы, Тамуры8. Причем эти люди для меня авторитетны. А для многих - нет. Эти многие вообще не признают авторитетов - по принципу "я сам лучше всех". Однако есть учителя, которые сохранили культуру правильного построения схем. Они осуществляют связь между прошлым, настоящим и будущим. Что мы встречаем сегодня? Некачественные детали, плохая сборка; фазирование вторичных обмоток трансформатора вообще не соблюдается. Когда я уже собрал свой конструктор, то стал смотреть разные схемы и в них нашел ответ. Была напечатана любимая схема Шишидо для усилителя на лампах 300 В с каскадным трансформатором, и в ней была приведена "распайка"- номера выводов трансформатора и номера ножек кенотрона, к которым должен подходить провод от конкретного вывода. Я понял, что начало обмот- ки должно идти на эту ножку, а конец - на эту. И когда все так спаял, то почувствовал такой скачок в качестве звучания, что его никакими деньгами не измеришь. Когда я стал дальше прослушивать, сравнивать (сравнивал я с "Р4" и с "Conquest"), то все равно чувствовал, что что-то осталось недосказанным. Все равно в звучании было что-то не то. Не то что верх непрозрачен или бас слегка зажат - все это к музыке имеет косвенное отношение. Не было целостности музыкального произведения, а главное, что для меня очень важно,- не было ощущения натуральности пространства и музыкальной связи между инструментами переднего и заднего плана. Когда этого нет, музыка стороной проходит, фоном, сама по себе. Потом даже толком вспомнить не можешь, что слушал, особенно если произведение сложное. Совершенно другие ощущения были, когда я слушал усилитель "Audio Note" фирменной сборки, - там все было. Возвращался домой - нет. Уже было значитель- но лучше, чем вначале, но чего-то не хватало. В свое время я интересовался электротехникой. Теперь взял в Публичной библиоте- ке учебник Цыкина9 и прочитал, что, если выходной каскад собран на параллельных лампах, их накалы надо включать в противофазе. Это делается специально для борьбы с наводками. А в инструкции по сборке указывалось, что все надо включать одинаково. И тут мне посчастливилось. Один мой знакомый, у которого был готовый усилитель "Audio Note Conquest", предоставил мне возможность тестером "пощупать" его схему. Я взял тестер, вытащил лампу-кенотрон, то есть обесточил всю схему, вынул лампу 300В и запустил щуп в гнезда ножек накала. Боже мой!!! В "Conquest" лампы тоже вклю-чены в противофазе! Если у одной лампы "минус" идет на четвертую ножку, то у другой он идет на третью. А в руководстве по сборке об этом ничего нет.

- Ты хочешь сказать, что накалы ламп 300В, вопреки инструкции, нужно включать в противофазе?
- Да, это относится именно к 300В, потому что все остальное было указано верно.

- Павел, давай расскажем об этом чи-тателям поподробнее. Итак, ты вынул из гнезда кенотрон:
- Да, кенотрон вынул - для того чтобы снять анодное напряжение. То есть накальное напряжение осталось, а анодного не стало. Когда я с помощью тестера понял, как надо подключать лампы 300В, то осталась одна загадка: фазирование непосредственно на ди-одном мосте, так как со стороны трансформатора на диодный мост идет переменное напряжение, а оттуда на накал постоянное (то есть "плюс" и "минус"). Значит, осталось всего четыре варианта подключения. Я поменял полярность на участке с постоянным напряжением и услышал, что звучание сильно изменилось. И у меня заняло буквально немного времени, чтобы из этих четырех вариантов найти один. В конце концов я сумел все включить правильно, ну а какое я при этом получил звучание, уже вам судить. Конечно, оно немного хуже, чем у усилителей фирменной сборки. Но, извини меня, я все делал дома, на коленке, подручными средствами. Больше всего меня беспокоит, что есть лю- ди, которые приобрели такой же конструктор и не получают удовлетворения от звучания, даже если они все сделали правильно, в соответствии с прилагаемой инструкцией,- поскольку они не знают, что параллельные лампы выходного каскада надо включать в противофазе. И сам бы я никогда не догадался, не прочитай я этого у Цыкина и не проверь на готовом усилителе "Audio Note Conquest". А кроме того, как выяснилось, существуют строгие правила фазирования внутри схемы.

- А какой из упомянутых тобой четырех вариантов подключения оказался верным?
- В одном из вариантов (назовем его "первым") звук выезжает на тебя и стано-вится плоским, грязным. Во втором случае уходит назад, оставаясь плоским и грязным. В третьем - выезжает вперед и делается чистым. И последний вариант, на котором я и остановился,- звук уходит глубже и делается даже более чистым, чем в третьем включении. При этом передний план отрывается от заднего, между ними появляются музыкальные связи, все фокусируется в середи- не стереобазы. Когда понимаешь музыку, то знаешь, чего ждешь от звучания. Как-то я в журнале "АудиоМагазин" читал письмо в редакцию. Читатель пишет: попробуйте отрегулировать тональный баланс своей аудиосистемы, переворачивая вилку питания и тем самым изменяя полярность включения аппарата в электросеть. В первом случае бас расплывется, зато верха будут хорошими: и так далее. Это в корне неверно! Фаза - это не дело вкуса, это просто закон! Она должна быть на месте. Тем, кто купил аппаратуру, я рекомендую не бегать и не менять ее, а сначала включить и сфазировать источник сигна- ла, потом усилитель. Главный критерий не тональный баланс, который можно отрегулировать при помощи подбора кабелей и различных аксессуаров. Главное - хорошее воспроизведение музыки, такое, чтобы она была понятна. А это правильная передача пространства, раздельности звучания инструментов и, конечно, передача музыкальных связей между инструментами, которых никогда не будет, если все неверно включено в сеть. Самое основное правило, если ты хочешь у с л ы ш а т ь музыкальное произведение,- твой мозг должен отдыхать от додумывания. У меня есть приятели, музыколюбы или аудиофилы - как хочешь их назови, у которых вся аппаратура включена неверно. Когда приходишь к ним и сфазируешь все, они говорят: "Бог ты мой! У меня никогда так не звучало!" Звук собирается по крупицам, нельзя пре- небрегать ни одной из них. Даже транзи- сторная аппаратура по 300-400 долларов за компонент может звучать так, что будет радовать тебя, вдохновлять. При этом, конечно, не исключено, что будут обеднены тембры инструментов, динамика слегка искажена, но от этого никуда не деться, если техника дешевая.

- А как понять, правильно ли аппаратура включена в сеть?
- Хорошая аппаратура - и ламповая и транзисторная - очень сильно реагирует на неправильное подключение. Но есть фирмы, чьи компоненты с огромным трудом поддаются фазированию. Это значит, что разработчики не умеют правильно фазировать внутри схемы. Такую аппаратуру не следует приобретать. Если аппарат включен в сеть неправильно, звук выдвигается вперед. При этом когда ты следишь за партией одного инструмента или группы инструментов, то другие теряются, звучат второстепенно. И ты не понимаешь музыкальную мысль. А фазировать надо так. Сначала фазируется источник сигнала, скажем проигрыватель СD. Соблюдение этого правила необходимо, так как, если проигры- ватель не сфазирован, можно ошибиться в фазировании усилителя. После источника сигнала фазируется усилитель. Если сетевая вилка включена правильно, весь звук отодвигается назад, фокусируется, появляется глубина, то есть задний план отрывается от переднего. Группы инструментов начинают звучать раздельно, не поглощают друг друга ни динамически, ни по тембрам. Каждый инструмент живет своей жизнью, и все линии инструментов становятся равными по значимости. Между ними возникает драматургия.

- Мы называем это "интонационные и тембровые взаимодействия инструментов". Павел, предположим, человек хочет сам собрать усилитель. Или он уже купил усилитель у самодельщиков и сомневается в правильности его сборки. Поделись с читателями секретом, как определить правильность включения первичных и вторичных обмоток трансформатора. Как понять, где начало и конец обмотки, если перед тобой обычный трансформатор?
- В первую очередь надо посмотреть, пронумерованы ли выводы обмоток трансформатора. <:>

Продолжение следует

Материал подготовил Григор Микаэлян




Информация и фото предоставлены журналом "AudioMusic".

      

  НАШИ ИСТОЧНИКИ 
      


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное