Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Казалось бы, у Китая и Украины нет ничего общего, разве что оба этих государства относятся


РАССЫЛКА ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КОМИТЕТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ" (ЭНЭКО)

Китайская энергомудрость

Казалось бы, у Китая и Украины нет ничего общего, разве что оба этих государства относятся к очень пестрой и разнообразной группе новых рыночных стран. Но одна сходная черта у них есть — это общие проблемы, связанные с высокой энергоемкостью национальной экономики и растущей зависимостью от поставок энергоносителей из-за рубежа. Однако, если в Украине эти вопросы, в основном, лишь обсуждаются, то китайцы с ними не медлят. В последние несколько лет правительство страны проводит последовательную и решительную политику по увеличению энергоэффективности экономики и снижению относительного энергопотребления на единицу ВВП. Эти цели настолько важны для властей Китая, что при их достижении даже иногда случаются перегибы.

Энергия роста

В сентябре-октябре т.г. многие СМИ сообщали о странной кампании, которая проводилась этой осенью в Китае. Во исполнение требований правительства о снижении энергоемкости ВВП местные власти ряда провинций и национальных автономий закрывали металлургические и цементные заводы, сажали на голодный энергетический паек фабрики по производству бумаги, минеральных удобрений, "безобидного" пищевого глютамата натрия и даже осуществляли веерные отключения электроэнергии, знакомые украинцам по кризисным 90-м годам.

Со стороны это выглядело несколько дико и порой напоминало недоброй памяти "кампанейщину" в духе "догнать и перегнать", если не знать, насколько сложна и болезненна для Китая проблема высокой энергоемкости национальной экономики.

Китайский ВВП в три раза меньше американского, но в 2007 г. Китай превысил США по объему выбросов парниковых газов, а в 2009 г., по данным International Energy Agency (IEA), — по объему потребления энергии. Спрос на электроэнергию в стране увеличивается в среднем на 15% в год. Ежегодно китайцам нужно вводить в строй новые энергогенерирующие мощности, равные всей энергетике Великобритании. По оценкам IEA, в течение ближайшего десятилетия прирост генерирующих мощностей в Китае должен стать в 9 раз больше, чем в США.

При этом почти 90% потребностей Китая в э/э удовлетворяются в настоящее время за счет сжигания угля — наиболее "вредного" ископаемого топлива, интенсивное использование которого приводит к сильному загрязнению окружающей среды и значительным выбросам парниковых газов. Потребление угля в Китае уже превысило 3 млрд т в год и растет быстрее, чем мощности национальной угледобывающей отрасли. По прогнозам западных аналитиков, в 2011 г. китайский нетто-импорт угля составит от 150 до более 230 млн т (в 2010 г. — около 140 млн т), что превратит Китай в крупнейшего импортера этого сырья в мире.

Растет зависимость Китая и от других источников энергии. КНР вышла на второе место после США по объему импорта нефти и стремительно догоняет американцев. В ближайшие годы должны существенно увеличиться закупки природного газа — как сжиженного (LNG), так и трубопроводного — с российских и среднеазиатских месторождений.

Высокое энергопотребление в Китае, как и в Украине, объясняется структурой экономики, в которой большую часть ВВП формируют не сфера услуг и высокотехнологические отрасли, а тяжелая промышленность. Например, в 2006 г. доля черной металлургии в общем объеме потребления энергии составила в Китае 16%, тогда как в США — только 2%. По данным швейцарского инвестиционного банка UBS, доля тяжелой промышленности в ВВП Китая составляет 28%, однако она потребляет 56% производимой в стране энергии.

Превращение Китая в "мастерскую мира" потребовало создания мощной национальной индустрии, в которой преобладают крупные энергоемкие производства. Разумеется, никто без крайней нужды не станет в массовом порядке закрывать необходимые стране фабрики и заводы, только чтобы экономить энергию.

То, что китайские власти были вынуждены пойти в этом году даже на такой шаг, лишь демонстрирует, насколько актуальна и злободневна для страны проблема избыточного энергопотребления. Поэтому энергосбережение и энергоэффективность, позволяющие хоть немного снизить нагрузку на энергосистему, становятся для Китая одним из первых приоритетов.

Большие усилия в этом направлении предпринимались и ранее. Так, в 1980-2000 гг. потребление энергии на единицу ВВП в Китае сократилось на 60%, тогда как по всему миру — на 20%. В течение этих двух десятилетий в стране была проведена беспрецедентная модернизация национальной промышленности, сопровождавшаяся закрытием многих устаревших и неэффективных предприятий. Новые заводы, как правило, используют самые современные технологии, минимизирующие потребление э/э. По данным издания Oxford Analytica, с 2000 г. по 2005 г. расход э/э на производство тонны стали сократился в Китае на 17%, а на тонну цемента — на 13%.

Тем не менее, эти усилия были недостаточными. Так, например, китайские медеплавильные, цементные, бумажные заводы расходуют на 45-120% больше энергии на единицу выпущенной продукции, чем аналогичные предприятия в США и Европе. Эффективность такого оборудования, как электромоторы, бойлеры, насосы, в Китае в среднем на 20% ниже, чем в странах Запада. Потери тепла при отоплении жилых и промышленных зданий в 3-5 раз выше, чем в Японии или Канаде.

В середине текущего десятилетия китайское правительство пришло к выводу, что традиционных мер по снижению энергоемкости недостаточно, и приступило к разработке специальной политики, направленной на стимулирование энергосбережения. В пятилетнем плане развития экономики страны (2006-2010 гг.) была поставлена цель: уменьшить потребление энергии на единицу ВВП на 20%.

Теория малых дел

Еще в 2004 г. в Китае была разработана программа энергосбережения "Десять ключевых проектов", предусматривавшая, прежде всего, стимулирование экономии энергии непосредственно на промышленных предприятиях, в энергетическом и городском хозяйстве. В 2005 г. все десять положений были включены в пятилетний план и стали частью общегосударственной политики. Конечной целью данных проектов было достижение экономии энергии в размере 268 млн т угольного эквивалента и снижение выбросов углекислого газа на 743 млн т в год.

Наибольшую экономию предполагалось получить при реализации программы энергосбережения в зданиях — более 100 млн т угольного эквивалента в год к концу 2010 г. В рамках этого проекта была проведена широкомасштабная реновация жилого фонда, в первую очередь в северных провинциях. Основные ассигнования были направлены на утепление стен жилых и офисных зданий, находящихся в государственной собственности, замену неэффективных мелких котельных системами центрального отопления (долю зданий, обогреваемых такими системами, предполагалось довести до 40% в 2010 г. против 27% в 2002 г.), ремонт теплосетей. Для новых зданий, сооружаемых после 2005 г., были ужесточены стандарты теплопотерь. Кроме того, государство посредством льготных кредитов стимулировало ввод в строй новых мощностей по производству современных стройматериалов, способствующих экономии тепла и энергии.

Еще свыше 80 млн т угольного эквивалента в год планировалось сэкономить за счет повсеместного внедрения когенерационных установок. Эти программы были тесно связаны, поскольку расширение систем центрального отопления в городах и поселках планировалось осуществлять в основном именно путем когенерации. По оценкам китайских специалистов, это обеспечивало рост эффективности на 30% по сравнению с раздельным производством тепла и энергии и на 50% — по сравнению с небольшими котельными. Ввод в строй когенерационных мощностей планировался на уровне около 3 тыс МВт в год при общих ежегодных затратах около $1 млрд.

На третьем месте по уровню планируемого энергосбережения находилась программа модернизации промышленных котельных. В 2006 г. их насчитывалось по всей стране свыше 500 тыс, из которых более 90% использовали уголь. Основная ставка была сделана на небольшие усовершенствования, легко и без особых затрат реализуемые на локальном уровне, — использование более качественного угля, установку нового оборудования (например, котлов с циркулирующим кипящим слоем), модернизацию управляющих систем. Всего на данном направлении планировалось добиться экономии на уровне 35 млн т угля в год — 8-10% от общего уровня его потребления.

Помимо этих программ, в план на 2006-2010 гг. были включены следующие проекты:

  • стимулирование утилизации промышленных газов на металлургических, коксохимических, цементных предприятиях;
  • экономия нефтепродуктов посредством их замены на "чистое" угольное топливо, природный газ, биотопливо, путем модернизации оборудования, введения более жестких норм потребления;
  • замена электромоторов на более экономичные; стимулирование расширения производства таких электромоторов на национальных предприятиях;
  • оптимизация энергетических сетей на предприятиях тяжелой индустрии;
  • широкое внедрение экономичных ламп в зданиях и системах уличного освещения;
  • экономия энергии в системе государственного управления посредством проведения ремонтов зданий и теплосетей, внедрения экономичных ламп, закупки энергоэффективного оборудования, обновления автопарка с более широким использованием экономичных моделей;
  • модернизация систем управления энергетическим хозяйством и сетевой инфраструктуры.

Для небольших частных предприятий в 2006 г. была внедрена программа грантов. Компания, планирующая проект, предусматривающий экономию не менее 10 тыс т угольного эквивалента в год, могла обратиться в один из 20 центров технической помощи, открытых правительством в различных регионах страны. Заявитель должен был провести у себя энергетический аудит и продемонстрировать, что он имеет адекватные управленческие ресурсы и возможности по учету сэкономленной энергии.

Размер гранта составлял от $29 до $36 на сэкономленную 1 т угольного эквивалента. При этом 60% суммы компания получала сразу в качестве финансовой помощи при реализации заявленного проекта и 40% — после того, как проект был завершен, а достигнутая экономия энергии подтверждалась аудитом. Наиболее успешные проекты также могли быть награждены дополнительными премиями.

В 2007 г. (первом году действия программы) было утверждено 546 энергосберегающих проектов, а в 2008 г. центры технической помощи получили свыше 1200 обращений. Бюджет всей программы был определен в размере до $1 млрд в год, хотя для китайской экономики это была скромная сумма.

Общий объем инвестиций в энергосбережение и повышение энергоэффективности оценивался в 2006-2010 гг. примерно в $300 млрд. Только на модернизацию электросетей (в том числе внедрение технологии интеллектуальных сетей — smart grid) в 2009 г. было израсходовано около $45 млрд. Как правило, все эти проекты финансировались "большой четверкой" китайских государственных банков с низкими процентными ставками (около 2% годовых).

Альтернатива углю

Помимо "Десяти ключевых проектов", усилия китайского правительства были направлены на снижение доли угля в национальной энергетике, в том числе посредством стимулирования использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К 2020 г. на их долю должно приходиться 15% выработки э/э — вдвое больше, чем сейчас.

Прежде всего, власти делают ставку на развитие гидро- и атомной энергетики. К 2020 г. планируется увеличить совокупные мощности китайских ГЭС с нынешних 100 ГВт до 300 ГВт, что будет составлять около 75% гидроэнергетического потенциала страны. В ближайшие 10 лет планируется возвести около 30 новых ядерных реакторов, которые добавят в общую энергетическую "копилку" около 40 ГВт. Наряду с этим, повышенное внимание уделяется и нетрадиционным источникам энергии.

По объемам инвестиций в альтернативную энергетику Китай занимает первое место в мире. По данным американского Pew Charitable Trusts, в 2009 г. на эти цели в стране было направлено $34.6 млрд — почти в 2 раза больше, чем в США, которые занимают второе место в глобальном рейтинге, и в 3 раза больше, чем в Великобритании (третье место).

В последние годы Китай стал крупнейшим в мире производителем турбин для ветроэлектростанций и установок для получения солнечной энергии. Все ведущие изготовители данного оборудования построили в Китае предприятия, соблазнившись низкими затратами на рабочую силу и господдержкой. Кроме того, в стране появились собственные производители ветротурбин и солнечных панелей, занимающие ныне весьма заметные места на мировом рынке.

Изначально мощности по производству оборудования для альтернативной энергетики имели в Китае ярко выраженный экспортный характер. Правительство страны стимулировало строительство таких предприятий и, особенно, размещение на них высокотехнологических производств с передачей соответствующих технологий. Западные компании могли на льготных условиях строить в Китае ВЭС и солнечные электростанции. Единственным требованием для них было включение в свои проекты местных партнеров, которым должно принадлежать не менее 40% акций.

В 2005 г. Китай перешел к протекционистской политике в области альтернативной энергетики. Были введены высокие пошлины на импортное оборудование, что благоприятствовало развитию китайских производителей, а минимальная доля китайской стороны в СП с западными компаниями была повышена до 70%. Таким образом, зарождающаяся национальная отрасль смогла опереться на быстро развивающийся внутренний рынок альтернативной энергетики.

В 2009 г., когда многие проекты в области альтернативной энергии в западных странах были свернуты вследствие падения цен на нефть и общей нехватки средств, Китай, наоборот, расширил финансирование в этой области. Была введена специальная доплата к тарифам на э/э в размере 0.4% для домохозяйств и 0.8% — для промышленных пользователей. Эти деньги перечисляются операторам электросетей и должны компенсировать их затраты на приобретение более дорогой "зеленой" энергии и подключение альтернативной генерации к сетям.

При этом энергетики не совсем довольны этими ставками, поскольку многие ветровые и солнечные электростанции расположены в отдаленных районах и тянуть туда ЛЭП весьма дорого. Тогда в декабре 2009 г., помимо "пряника" в виде доплаты к тарифам, был введен и "кнут": оператор электросети, не подключивший к ней источник возобновляемой энергии, должен платить штраф, равный двойной стоимости не доставленной потребителям альтернативной энергии.

К 2020 г. правительство Китая рассчитывает довести долю альтернативных источников энергии (ветер, солнце, биомасса) в общем энергобалансе до 8%. В основном это будет ветроэнергия. Крупные проекты строительства ВЭС (мощностью более 100 МВт) будут пользоваться особой государственной поддержкой. В частности, операторы смогут беспошлинно ввозить оборудование из-за рубежа, на него не будет начисляться НДС. Такие компании смогут заключать долгосрочные контракты с локальными электросетями, гарантируя себе определенный объем дохода.

Китай претендует и на пальму первенства на мировом рынке гибридных и электромобилей. Несколько местных автопроизводителей разрабатывают проекты таких моделей и обещают выпустить их на рынок в ближайшие годы. Правительство предлагает изготовителям подобных машин субсидии в размере до 60 тыс юаней (около $9 тыс) за единицу и готово инвестировать в создание автомобилей, использующих альтернативное топливо взамен дорогостоящей импортной нефти, около $15 млрд в течение ближайших 10 лет. По некоторым прогнозам, уже в 2012 г. парк электромобилей в Китае составит до 300 тыс единиц.

Задачи на завтра

В 2006-2009 гг. потребление энергии на единицу ВВП в Китае сократилось на 14.4%, что давало надежду на выполнение 20-процентного пятилетнего плана к концу 2010 г. Однако I полугодие 2010 г. показало, что процесс повышения энергоэффективности экономики затормозился и даже пошел вспять. Это вызвало резкую реакцию властей. Еще в январе 2010 г. в стране была создана Национальная энергетическая комиссия с полномочиями суперминистерства, которую возглавил лично премьер-министр Вэнь Цзябао. А в мае текущего года он провозгласил политику "железной руки" в достижении целей энергосбережения, поставленных в пятилетнем плане.

Справедливости ради, следует отметить, что нежелательное повышение энергоемкости китайской экономики произошло в силу вполне объективных причин. В 2009 г., когда были достигнуты наибольшие успехи в сокращении энергопотребления на единицу ВВП, китайская экономика переживала кризис, который больше всего затронул промышленные отрасли.

В 2010 г. дела пошли на поправку. Кроме того, оказала свое действие государственная программа стимулирования экономики, в рамках которой около $600 млрд были направлены на реализацию различных инвестиционных проектов, в основном, в сферах инфраструктурного и жилищного строительства. Реализация данной программы стимулировала увеличение спроса на металлы и стройматериалы, их производство возросло, соответственно увеличилось и потребление энергии промышленными предприятиями.

Так или иначе, правительство посчитало достижение цели, указанной в пятилетнем плане, делом чести. Для получения требуемых показателей в 22 провинциях и автономных округах были введены чрезвычайные меры, предусматривающие закрытие более 2 тыс устаревших и неэффективных промышленных предприятий (правда, многие из них к тому времени уже не функционировали), сокращение производства стали, цветных металлов, цемента, кожевенных и ряда других товаров.

Все компании, потребляющие более 3 тыс т угольного эквивалента в год, должны были срочно представить в государственные органы детальные планы экономии энергии, а самых мелких потребителей (до 1 тыс т угольного эквивалента в год) обязали заполнить специальные регистрационные формы. Кроме того, были повышены тарифы на э/э для крупных потребителей и усилены нормативы и стандарты в области охраны окружающей среды.

Для новых промышленных проектов были ужесточены требования энергоэффективности. В некоторых районах местные власти, стремясь добиться максимальной экономии, начали вообще отключать от сети всех потребителей, включая жилые дома, больницы и школы, но им быстро разъяснили через центральные СМИ, что перегибы в этом отношении тоже нежелательны.

Китайские власти не сообщают, насколько эффективной оказалась кампания по экономии э/э, хотя представляется, что заявленной в пятилетнем плане цели достичь так и не удастся. Однако в следующей пятилетке (2011-2015 гг.) вопросам дальнейшего сокращения удельного энергопотребления и повышения экологической безопасности уделено одно из центральных мест.

В ближайшие 10 лет государство инвестирует около $750 млрд в развитие ядерной энергетики, строительство гидроэлектростанций, альтернативные источники энергии, внедрение "чистых" технологий сжигания угля. В план включено десять новых приоритетных проектов в области возобновляемых источников энергии, предусматривающих, в частности, использование гидроресурсов ряда рек, строительство 5 ВЭС мощностью 10 МВт каждая, пилотный проект энергоснабжения города с помощью одних только возобновляемых источников энергии и т.д.

Власти страны намерены продолжать постепенную модернизацию энергетического хозяйства страны на локальном уровне и достигать экономии энергии за счет реализации множества мелких улучшений. Соответствующие положения, закрепленные в текущем пятилетнем плане, перенесены на следующую пятилетку, причем финансирование ряда программ планируется существенно увеличить.

По словам заместителя директора Национальной комиссии по развитию и реформам (китайский аналог Госплана) Си Женьхуа, в течение ближайшего пятилетия энергосбережение станет полноценной отраслью с оборотами около $90 млрд в год. И если ранее упор делался на добровольное содействие со стороны предприятий, то теперь энергосберегающие программы станут для них обязательными.

В то же время чрезвычайные меры, подобные тем, что объявлялись во второй половине 2010 г., больше не будут допускаться: повышение энергетической эффективности экономики не должно происходить за счет снижения темпов ее роста.

Конечно, Украина и близко не сравнится с Китаем по объему ресурсов (прежде всего, финансовых), которые могут быть направлены на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Однако пример КНР показывает, что для достижения этих целей необходима, прежде всего, долгосрочная целенаправленная политика государства.

Источник: UA Energy,

текст с сайта http://www.energygce.com/enews/pravitelstvo_kitaya_nastojchivo_snizhaet_energoemkost_vvp/

 

ОО "Комитет энергосбережения и экологии" (ЭНЭКО)
E-mail: eneco@centr.od.ua
URL: http://eneco.com.ua

В избранное