Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Безусловно, дорогостоящий газ заставит потребителей всерьез озаботиться вопросами его экономии.


РАССЫЛКА ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КОМИТЕТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ" (ЭНЭКО)

Уходя, гасите газ

Перспективы экономии дорожающего природного газа в жилищно-коммунальном секторе.
Под давлением МВФ правительство Украины пошло на дальнейшее поднятие цен на газ для населения и теплокоммунэнерго. Как указывается в меморандуме, направленном Кабмином в МВФ в начале августа, новое 50-процентное повышение цен запланировано на апрель 2011 г., а затем цены будут увеличиваться каждые полгода, пока не достигнут паритета со стоимостью импортного газа. Исходя из нынешнего соотношения стоимости газа для населения и промышленных потребителей, домохозяйствам придется рассчитывать на его итоговое подорожание примерно вдвое по сравнению с текущим (с 1 августа) уровнем, а коммунальные тарифы должны прибавить не менее 50%.

Коммунальная экономия

Все без исключения украинские правительства последнего десятилетия провозглашали верность курсу на «вхождение в Европу», под которым фактически принималось постепенное распространение в Украине законов, принципов и стандартов Евросоюза. По правде говоря, они создавались совсем для другой системы экономики и общественных отношений, нежели украинская. Впрочем, в подобной политике был резон: перенести на свою почву европейские нормы Украина, действительно, могла только при условии перестройки экономики по европейским образцам.

Повышение цен на газ и коммунальные тарифы для населения в несколько раз, в принципе, полностью укладывается в русло европейской интеграции Украины. Действительно, во всех странах ЕС электроэнергия и природный газ обходятся домохозяйствам даже дороже, чем промышленным потребителям, а тарифы на коммунальные услуги отражают реальный уровень затрат, а также позволяют провайдерам этих услуг проводить плановую модернизацию мощностей, получать прибыль. И дороговизна ресурсов, действительно, является мощным стимулом для проведения энергосберегающих мероприятий, внедрения новых технологий, использования новых материалов, экономии электроэнергии, газа и воды в быту.

Безусловно, дорогостоящий газ заставит потребителей всерьез озаботиться вопросами его экономии. По словам министра жилищно-коммунального хозяйства Украины Юрия Хиврича, в разработанной его ведомством программе реформирования ЖКХ предусмотрено достижение к 2014 г. 30-процентной экономии природного газа, т.е. снижение его потребления примерно на 2 млрд куб м по сравнению с 2009 г. Уже в этом году прогнозируется уменьшение расходов газа предприятиями ТКЭ на 4-5%.

По состоянию на начало августа т.г. 16 областей, по словам Ю.Хиврича, уже разработали и утвердили региональные программы модернизации теплоэнергетики. Они предусматривают, в частности, модернизацию — замену старого оборудования новым, с более высоким КПД, внедрение энергосберегающих технологий, более широкое использование альтернативных природному газу источников топлива. В бюджете на 2010 г. на эти цели выделено 260 млн грн (по другим данным — 580 млн грн), а в 2011 г. объем финансирования составит 1.1 млрд грн.
Предполагается, что рост цен на газ будет способствовать его экономии также и населением. Большие надежды возлагаются на повсеместную установку газовых счетчиков. В начале августа КМ подготовил законопроект, в соответствии с которым все промышленные потребители будут обязаны установить у себя такие счетчики до 1.01.11 г., а владельцы частных домов — до 1.10.11 г. Для жителей многоквартирных домов, из которых на сегодняшний день счетчиками оснащено около половины, этот процесс планируется растянуть до 2017 г. — не ясно пока только, за чей счет.

В последнее время в СМИ можно найти многочисленные материалы, посвященные возможностям экономии газа в быту. Прежде всего, это новые формы газовых горелок, обеспечивающие более полное сгорание газа и снижение потерь тепла, новые виды котлов для отопления и колонок для подогрева воды с уменьшенным потреблением газа.
Кроме того, резкий рост цен на газ должен привести к более рациональному использованию его потребителями и отказу от прежней расточительной практики — например, постоянно горящих факелов в колонках или использования конфорок газовых плит для дополнительного отопления в зимний период.

По некоторым данным, только благодаря подобной экономии и повсеместной установке счетчиков в течение четырех-пяти лет можно будет рассчитывать на сокращение потребления газа населением на 3-4 млрд куб м в год, т.е. с нынешних 17 млрд до 13-14 млрд куб м. Если добавить к ним те 2 млрд куб м в ТКЭ, о которых говорит Ю.Хиврич, общая экономия получается на уровне 5-6 млрд куб м, что составляет до 10% от общенационального показателя потребления на 2010 г.

Согласно данным баланса украинского газового рынка, подготовленного еще предыдущим КМ, в 2010 г. население должно потребить 17 млрд куб м газа, предприятия ТКЭ — 8.3 млрд куб м. В случае успешного выполнения всех мероприятий по экономии к 2015 г. спрос на газ со стороны украинского жилищно-коммунального сектора должен уменьшиться до 20 млрд куб м, что дало бы возможность полностью перевести его на использование газа украинской добычи. Однако ирония заключается в том, что от этого ни население, ни ЖКХ ничего не выиграют — ведь к тому времени цены на украинский и импортный газ уже давно должны будут сравняться.

В целом возникает впечатление, что для достижения экономии, о которой говорит Ю.Хиврич, а также стимулирования бережного отношения к потреблению энергоресурсов в жилищном секторе вовсе не обязательно поднимать цены на газ в несколько раз (хотя совсем отказаться от их повышения, скорее всего, было бы, действительно, нельзя). Обновление оборудования в котельных или массовая установка счетчиков могли бы проводиться безотносительно к изменениям тарифов.

Впрочем, судя по выступлениям премьер-министра Украины Николая Азарова и других представителей власти, подорожание газа для населения и увеличение коммунальных выплат рассматриваются, в первую очередь, через призму европейской интеграции. Мол, если украинцы хотят жить, как в Европе, то и платить должны как в Европе. В этом контексте реформа газового рынка рассматривается только как часть грандиозной по масштабам и трудностям задачи — полной перестройки украинского ЖКХ с приближением его к действующим европейским образцам.

Модернизация по возможностям

Безусловно, нынешняя европейская система имеет свои бесспорные преимущества. Она предусматривает высокие цены на газ и э/э для населения, высокий уровень коммунальных тарифов, зато огромные деньги, обращающиеся в этой отрасли, дают ей возможность нормально развиваться, а энергосберегающие технологии активно внедряются в жизнь, поскольку это дает весомый экономический эффект.

Пожалуй, единственное, чего не достает пока Украине, чтобы полностью воспроизвести эту понятную, справедливую и четкую систему, это низкий объем доходов населения, в несколько раз уступающий европейскому. Как правило, энергосберегающие решения довольно дороги.
Так, например, в Германии превращение среднего частного дома в энергоэффективный, максимально рационально использующий ресурсы, стоит около EUR45 тыс, которые окупаются в течение 20 лет. А Ю.Хиврич в недавнем интервью «Зеркалу недели» сообщил, что средняя стоимость модернизации многоквартирного жилого дома с утеплением стен, установкой пластиковых окон, заменой отопительной системы и т.д. составляет 3-5 млн грн — сумма, совершенно неподъемная для среднестатистического объединения совладельцев многоквартирных домов.

Поэтому рассуждения Н.Азарова, в конце июля высказавшего убеждение в том, что «оптимизация цены на газ будет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, способствовать экономии в использовании газа предприятиями и населением», имеют одно слабое место. Население, наиболее заинтересованное в сокращении сумм, проставленных в счетах за потребление газа, тепла и энергии, не обладает достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решить проблему избыточного потребления. По-настоящему значительная экономия в жилищно-коммунальном секторе может быть достигнута только с помощью государства. Но оно не имеет для этого достаточных финансовых ресурсов.
В начале марта текущего года КМ утвердил Государственную целевую экономическую программу энергоэффективности на 2010-2015 гг. В качестве ее основных целей указаны создание условий для приближения энергоемкости ВВП Украины к европейскому уровню, ежегодное снижение этого показателя на 3.3%, повышение эффективности использования ТЭР, снижение зависимости Украины от импортных энергоресурсов, в частности, природного газа.

Решить эти задачи предполагается за счет внедрения новых технологий в энергетической сфере (включая когенерационные), стимулирования развития альтернативной энергетики, различных мер по энерго- и ресурсосбережению. Объем затрат оценивается в 250 млрд грн, из которых более 200 млрд приходится на долю «других источников», т.е. внутренних и иностранных инвестиций. В целом эта программа практически полностью повторяет предыдущие аналогичные документы и вряд ли будет выполнена.

Вообще в нынешней достаточно сложной финансовой ситуации, вынудившей правительство пойти на беспрецедентные уступки МВФ, проигнорировав печальный опыт сотрудничества с этой организацией в 90-е годы, власти пока не в состоянии реализовывать широкомасштабные и весьма затратные проекты. Характерно, что в программе модернизации предприятий ТКЭ на ближайшие 5 лет упор делается на внедрение когенерационных технологий, замену оборудования котельных, их перевод на альтернативные источники топлива, т.е. «точечные» проекты, хотя наиболее значимая экономия может быть достигнута совсем на других направлениях.

В частности, как отмечает председатель Ассоциации жилищно-коммунального хозяйства Александр Семченко, потери тепла на пути от генерирующего предприятия до конечного потребителя составляют сегодня в Украине около 50%. В этой связи значительно большую экономию природного газа могут дать обновление теплосетей, строительство модульных котельных для отопления отдельных домов, повсеместная установка пластиковых окон, утепление стен и другие мероприятия аналогочного рода.

О значительных затратах на проведение таких мероприятий уже сообщил Ю.Хиврич, а учитывая, что в Украине насчитывается около 230 тыс многоквартирных жилых домов, общая стоимость их энергоэффективной модернизации исчисляется сотнями миллиардов гривен, так что это задача не на годы, а на десятилетия. Пожалуй, правительству следовало бы создать специальный фонд, наподобие дорожного, чтобы направлять часть дополнительных доходов, полученных вследствие повышения цен на газ, именно на повышение энергетической эффективности тепловых сетей и жилого фонда. По крайней мере, это позволило бы увязать рост цен на газ с его экономией.

Уже несколько лет разрабатываются проекты сокращения объемов потребления газа в жилищном секторе за счет внедрения электрического отопления. Опыт практического применения электрических котлов показал, что их использование дает значительный экономический эффект: по данным Харьковской облгосадминистрации, бюджетные учреждения, где была проведена подобная модернизация, снизили затраты на отопление в 5-6 раз.

Созданы технологии т.н. теплоаккумуляторов, благодаря которым пользователи могут использовать свои электрообогревательные системы на полную мощность ночью, чтобы платить по низким ночным тарифам, а получать тепло в течение дня. Однако массовому применению этих устройств в украинском жилищном секторе препятствует то, что имеющиеся электросети просто не рассчитаны на такие нагрузки, а их модернизация требует высоких и, опять-таки, непосильных на сегодняшний день затрат.

Таким образом, приходится делать вывод о том, что по-настоящему энергоэффективную экономику сегодня могут успешно строить только богатые страны, к которым Украина пока что, увы, не относится. Достижение значительного прогресса на этом направлении требует слишком больших для современной Украины затрат.

Повышение цен на газ для населения, которое позиционируется как составная часть «европейского выбора» Украины, на самом деле представляет собой палку о двух концах. С одной стороны, рост тарифов будет способствовать элементарному «наведению порядка», реализации самых простых и наименее затратных мер по снижению потребления газа, которые, впрочем, при нынешней бесхозяйственности могут дать заметный эффект.

С другой, увеличение цен на газ и коммунальные тарифы в разы при отсутствии адекватного роста доходов ведет к сокращению финансовых ресурсов населения, которые могли быть направлены на установку пластиковых окон, утепление стен, приобретение более совершенных газовых котлов и колонок, что дало бы значительно больший выигрыш. Чтобы экономить энергию и ресурсы, нужно не только желание, но и возможности.

Виктор ТАРНАВСКИЙ

Источник: http://vapi.kiev.ua/component/content/article/4-news/993-2010-08-20-10-32-37

 

ОО "Комитет энергосбережения и экологии" (ЭНЭКО)
E-mail: eneco@centr.od.ua
URL: http://eneco.com.ua

В избранное