Основная идея, которую я буду много раз повторять на разные лады в этой рассылке, заключается в том, что любой бизнес (как, впрочем, и любая другая система – человек, общество и проч.) проходит несколько стадий развития. Помните уроки истории? Сначала был первобытно-общинный строй, потом рабовладельческий, феодальный, капиталистический... Некоторые стадии могут пропускаться, но процесс в целом идет последовательно – практически невозможно представить себе капиталистические взаимоотношения между людьми
в первобытном племени.
У бизнеса тоже есть стадии развития. Сначала это "сам-с-усам", т.е. один человек, который и продает, и изготавливает, и бухгалтерию ведет... Потом это "ремесленная мастерская", потом "мануфактура", потом "конвейер"... Стадии развития можно называть по-разному, и подробнее о них я еще буду много раз говорить. Больше всего нас будут интересовать, конечно, самые первые стадии – малый бизнес потому и малый, что не успел еще далеко уйти в своем развитии.
Так вот, основная идея, которую я буду много раз повторять на разные лады в этой рассылке, заключается в том, что для того, чтобы вырастить бизнес в несколько раз, нужно перейти с одной стадии развития на другую. Вот такая очень простая идея. Чем она отличается от всех прочих распространенных подходов к развитию бизнеса? Двумя вещами.
Во-первых, все прочие подходы, как правило, не акцентируют внимание на той стадии, на которой бизнес находится сейчас. В итоге зачастую получается так, что в первобытной общине усердно пытаются внедрить капиталистические отношения. Ну, или, например, на предприятии численностью тридцать человек начинают "оптимизацию бизнес-процессов". Естественно, ни к чему хорошему это не приводит, а чаще всего попросту "не внедряется". То есть не работает нигде и никак, кроме как на словах консультантов.
Во-вторых, речь идет не об "оптимизации", "реорганизации" и прочей требухе, о которой любят говорить все те же бизнес-консультанты. Речь идет о смене стадии развития. То есть о революционном преобразовании бизнеса. Да, многого можно добиться и без революционных преобразований. Вполне реально вырасти в два-три раза за год, просто наведя на предприятии элементарный порядок (впрочем, если считать наличие порядка признаком определенной стадии развития, то мы можем поговорить и об этом :)) Но с революционными
преобразованиями все-таки рост будет больше (как говорил Аль Капоне, "с помощью доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом" :))
Вот такая вот очень простая на первый взгляд идея. Почему же никто так не делает, спросите вы? По двум причинам. Во-первых, большинство предпринимателей вообще редко всерьез задумывается о развитии – типа "сто лет так работали, и еще столько же проработаем". А во-вторых, большинство, опять-таки, никогда всерьез не задумывалось о том, как нужно заниматься развитием, и поэтому даже если кто-то и пытается что-то делать, то получаются все те же попытки привить капиталистические отношения в первобытном
племени.