Длинномерные грузы, появляясь в номенклатуре любого склада или производства, всегда доставляют множество неприятностей и проблем. Они занимают огромные площади, отнимают массу времени у персонала. При транспортировке не входят ни в одни ворота и постоянно задевают за все выступы, которые встречаются на их пути. Когда доля таких грузов становится значительной, возникает необходимость упорядочить их хранение и транспортировку.
Полимерные, металлические, керамические
трубы. Алюминиевый профиль. Пиломатериалы. Габаритные заготовки в
машиностроении. Металлопрокат. Что связывает эти, казалось бы,
различные грузы? Длина.
Длинномерные грузы,
появляясь в номенклатуре любого склада или производства, всегда
доставляют множество неприятностей и проблем. Они занимают огромные
площади, отнимают массу времени у персонала. При транспортировке не
входят ни в одни ворота и постоянно задевают за все выступы, которые
встречаются на их пути. Когда доля таких грузов становится
значительной, возникает необходимость упорядочить их хранение и
транспортировку. связывает эти, казалось бы, различные грузы? Длина.
Хранение
Открытая площадка.
Это самый простой способ хранения. В случае, если вы не ограничены в
площадях, количество номенклатурных позиций невелико, а ваш товар не
требует особых условий хранения – этот способ подходит. Пакетами,
штабелями или просто «навалом» грузы расположены вдоль проездов для
погрузочной техники и автотранспорта. Грузим мостовым краном либо
вилочным погрузчиком.
Оборудованный склад. Позволяет
хранить и эффективно обрабатывать большое количество номенклатурных
позиций. Как правило, для размещения длинномерных грузов используются
консольные стеллажи либо «пирамиды» (А-образные конструкции с
размещением грузов с обеих сторон).
Консольные стеллажи
наиболее рациональное решение для складирования длинномерных грузов.
Такие стеллажи могут быть изготовлены для одностороннего или
двухстороннего использования. Регулируемые консоли позволяют просто
приспособиться к различной высоте грузов и к различным нагрузкам.
Другие бесспорные преимущества консольных стеллажей: - возможность оптимально использовать площади склада при хранении длинных грузов; - быстрый и легкий доступ к каждому виду груза, без нарушения системы хранения; - визуальное представление о наличии и количестве груза; - сортировка грузов по виду, длине, весу и т.д. Применение
консольных стеллажей практически не ограничивает вас в выборе
перегрузочной техники, но и здесь существуют варианты, о которых мы
расскажем ниже.
Хранение и обработка длинномерных грузов в помещениях с весьма ограниченными размерами.
В первую очередь, речь идет о сушильных камерах для пиломатериалов.
Здесь пакеты пиломатериалов размещаются непосредственно на полу.
Совершенно ясно, что каждый кубический дециметр пространства камеры, в
силу длительности цикла сушки, вещь весьма дорогостоящая, и вопрос
максимального использования объема сушильной камеры стоит особенно
остро. Места для маневрирования техники категорически не хватает. По
этой причине зачастую «простаивает» до 10-15% объема камер. А это
именно 10-15% от объемов продаж пиломатериалов. Традиционно для
загрузки сушильной камеры используется классический вилочный погрузчик.
При стандартных пакетах пиломатериалов весом в 3-5 т это машина с
ограниченной маневренностью и большими габаритами. Нередки случаи
повреждения ворот и перекрытий сушильных камер. Подсчеты недополученной прибыли и затрат на ремонт сушильных камер, связанных с их простоем, удручают. Раз
и навсегда эти проблемы можно решить, применив для загрузки
пиломатериалов в сушильные камеры погрузчики с максимальной
маневренностью, способные перемещаться в любом направлении даже в самых
стесненных условиях. Несмотря на достаточно высокую стоимость таких
машин, экономический эффект превзойдет самые смелые ваши ожидания. Сходные
сложности испытывают при появлении в технологических цепочках
производственных предприятий грузов длиной более 3-3,5 м. Как правило,
технологические проезды в цехах не предоставляют возможности
транспортировать такой груз, не создавая ажиотажа вокруг рядовой
операции по перемещению заготовки, например, от склада до
металлообрабатывающего участка. Применение кран-балок и мостовых кранов
в какой-то степени решают проблему – но только в пределах одного цеха.
Техника для перегрузки длинномерных грузов Вилочные
погрузчики – вариант, ставший привычным. Выбор из десятка лучших
мировых производителей достаточно сложный процесс. При сравнимых ценах
придется оценивать надежность техники и возможность получить
качественный сервис. Наиболее часто выбор делается в пользу
погрузчиков, произведенных в Японии, как обеспечивающих наилучшее
соотношение цена-качество. Самые популярные японские марки – Toyota,
ТСМ, Komatsu. Достоинства этой техники сводятся к сравнительно
невысокой цене. Недостатки же зачастую считают проблемой, с которой
приходится мириться по причине ее «неразрешимости»: - сравнительно
большой собственный радиус разворота. Т.е. даже без груза эта техника
«съедает» довольно много полезной площади; - гигантский – до 6-7 м – проезд между стеллажами (штабелями), необходимый для разворота погрузчика с грузом; -
альтернатива большому межстеллажному проходу – необходимость поднимать
груз выше стеллажей, что при значительной длине груза делает погрузчик
с поднятой мачтой очень неустойчивым и малоуправляемым. Кроме того,
теряется складское пространство выше стеллажей. Также существует
большая вероятность падения груза либо опрокидывания машины. К тому же,
на большой высоте резко, иногда в 2 раза, снижается грузоподъемность
погрузчика, последствия также могут быть трагическими.
Погрузчики с боковой загрузкой, или «боковые» погрузчики (side loader),
– по сравнению с вилочным погрузчиком, боковые погрузчики обрабатывают
грузы такого рода значительно быстрее и эффективней, так как оснащены
транспортной платформой.
Кроме того, благодаря устойчивому расположению груза на платформе гарантировано быстрое и безопасное движение погрузчика. При
необходимости перевозить пакеты длинномеров на сравнительно большие
расстояния в пределах вашего предприятия, используя такие машины, вы
экономите существенные суммы на автотранспорте. Из недостатков,
свойственных вилочным погрузчикам, у боковых погрузчиков остается
только большой собственный радиус разворота. Уровень цены на такие
машины выше, чем на вилочные погрузчики, на 25-35% (от 50 тыс.). За эти
«дополнительные» деньги вы получаете экономию полезной площади,
существенное увеличение безопасности перегрузки и перевозки
длинномеров, а также увеличение производительности всей технологической
цепочки. Основные марки – Irion-Baumann, Linde. Обе германские
марки достаточно давно выпускают боковые погрузчики, причем
Irion-Baumann – безусловный эксперт по их производству. Большинство
таких машин в России произведены именно на заводах этого концерна. Четырехсторонние (многоходовые) погрузчики. Сравнительно новый тип машин. Выпускаются в Европе с середины 80-х гг. Исходя
из качества дорожного покрытия на вашем складе или в цехе, выбирать
придется между штабелерами (электрической внутрискладской техникой) и
универсальными многофункциональными погрузчиками. Кардинальное отличие этой группы техники состоит в ее возможности передвигаться в любом направлении, включая диагональ.
Четырехсторонние электрические штабелеры,
как и вся современная внутрискладская техника, обладают очень высокой
производительностью. Ширина межстеллажных проходов может быть уменьшена
до 2-2,5 м. Высота складирования ограничивается практически только
крышей вашего склада (до 11 м). Серьезным препятствием для
использования четырехсторонних штабелеров может стать качество
напольного покрытия. Состояние ваших полов должно быть близким к
идеальному: диаметр колес у такой техники очень невелик. Кроме
того, как и для любого электрического погрузчика, потребуется площадь и
персонал для зарядки и обслуживания аккумуляторных батарей.
Грузоподъемность, как правило, ограничена тремя тоннами.
Универсальные многофункциональные погрузчики – уникальная разработка, не имеющая альтернативы на любом складе. - Любой привод – дизельный, газобензиновый, электрический. Грузоподъемность – от 2-х до 12 т. - Ширина рабочего прохода – от 1,9 м. - Высота складирования – до 8 м. - Требования к полам – весьма скромные. - Привод на все колеса,
прекрасно работает даже на грунте и снеге. - Наличие транспортировочной платформы обеспечивает безопасную перевозку длинномерного груза.
Производится
такой погрузчик компанией Combilift, Ирландия. В России эксплуатируются
с 2003 г. По производительности такая машина сравнима со штабелером и
превосходит вилочные погрузчики. Если в номенклатуре ваших грузов не
только длинномеры – у вас есть реальный шанс сэкономить на покупке и
штабелера, и погрузчика.
С 2005 г. подобную модель выпустила и
компания SHS Gmbh (Irion-Baumann, Германия). Главное отличие от
трехопорного Combilift – привод на четыре колеса и компьютерное
управление движением. Главным, помимо перечисленных выше,
преимуществом универсальных многофункциональных погрузчиков можно
считать то, что с их помощью грузы, доставлявшие вам столько
сложностей, можно обрабатывать так же, как и обычный поддон. Вам не нужно перестраивать въездные ворота. Вы используете всю полезную площадь склада.
Недостатки? Пожалуй, их нет. Это тот случай, когда длина перестает иметь значение.