В минувшем году зарплаты в России резко выросли — сразу на 17% с учетом инфляции, если верить данным Международной организации труда (МОТ). Почему у одних россиян зарплаты растут быстро, а у других едва поспевают за инфляцией, в интервью aif.ru рассказала главный экономист по России и СНГ инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Софья Донец.

Рост не для всех

Сергей Болотов, aif.ru: — По итогам минувшего года оказалась, что Россия пережила сильный рост зарплат. Как так вышло, и когда это может закончиться?

Софья Донец: — Надеюсь, что никогда не закончится. Рост зарплат — это естественный процесс, и в 2023 г. он не был беспрецедентным. Если отмотать на 20 лет назад, то мы увидим, что в России уже был период, когда зарплаты росли по 10% и более в год. Причем не в номинальном, а в реальном выражении — то есть с поправкой на темпы роста цен.

Думаю, что в этом году оплата труда продолжит увеличиваться, но, скорее всего, лишь немного выше инфляции. Конечно, всегда хочется за работу получать больше денег, но это — психология, а не экономика. Тем не менее, зарплаты растут, правда, не у всех и не везде одинаково.

— От чего это зависит?

— Растут зарплаты, прежде всего, в тех отраслях, куда пошли деньги, где бизнесу удалось больше заработать. Там работодатель готов расширять свою деятельность, нанимать людей и повышать оплату труда.

Например, торговля в начале прошлого года сделала запасы импортных товаров, пока рубль был крепким, а осенью нужно было эти товары распродать. Кто-то заработал на изменении внешнеторговых условий и запустил новые проекты. Другой удачно занялся импортозамещением, третий был просто вынужден увеличить зарплату логистам, потому что эта часть бизнеса сильно усложнилась. Возможно, часть управленцев решили, что настал подходящий момент повысить оплату труда, понизив тем самым вес налога на прибыль для своей компании.

Что касается предприятий, получивших госзаказ, то там тоже могли вырасти зарплаты, потому что обязательства перед государством надо выполнять, для этого требуются кадры. Но, как правило, госзаказ — низкомаржинальный, там особо не разгуляешься. Другое дело, если какой-нибудь завод много лет едва сводил концы с концами, а теперь полностью загружен и работает в три смены, то картина и на самом предприятии, и вокруг него сразу поменялась к лучшему. Многие из тех, кто раньше был не у дел, теперь заняты на полный рабочий день, а их доход закономерно вырос.

— Но повезло не всем?

— Не всем, безработица сейчас околонулевая, но пашет с утра до вечера далеко не каждый человек. Исторически у нас рынок труда довольно гибкий. Часто работодатели не увольняют сотрудников, которые не нужны им прямо сейчас, а просто перестают повышать или снижают им зарплаты. Чтобы потом, когда ситуация поменяется, не тратить силы и время на поиск новых кадров.

Не только зарплаты растут у людей неодинаково, но и инфляция ощущается по-разному. Семья, которая тратит половину своего дохода на еду, гораздо острее будет переживать рост цен на овощи или яйца. Понятно, почему люди не доверяют официальным цифрам по инфляции — они ее для себя видят гораздо выше. И подешевевшие гречка и сахар их не особо утешают. Росстат дает усредненную картину.

Подвох с зарплатой

— Многие россияне не верят в среднюю зарплату больше 70 тысяч рублей.

— Правильно, потому что лучше ситуацию отражает не средняя, а медианная зарплата — это когда половина людей зарабатывает меньше этой суммы, а другая половина — больше. Свежих данных от Росстата пока нет, но она сейчас где-то между 50 и 60 тысячами рублей. На самом деле Росстат считает и среднюю зарплату, и медианную, и даже по 10% группам работников, просто про среднюю говорят чаще, и она на слуху.

Если вы возьмете нижние 10% в группах населения, то там люди всегда будут в разы отставать не только от средней зарплаты, но и от медианной. Полезно бывает посмотреть доходы в конкретном секторе, в котором работает человек, чтобы понять, хорошая у него зарплата или не очень.

Кстати, разрыв в зарплатах по группам населения в последние три года в России сократился до 13, а в 2001 г. был почти 40. Сейчас это 18 тыс. рублей в месяц у самой нижней группы 10% работников против 238 тыс. у самой верхней. Это немало, но все равно гораздо лучше, чем было в начале века.

— Работодатели любят говорить, что просто работать надо эффективнее, тогда и зарплаты будут выше.

— Есть отрасли, где есть куда повышать производительность труда, например, в обрабатывающем производстве. Можно применять новые технологии и оборудование, роботами управлять, масса всего придумано. Этот процесс идет. Но есть отрасли, где все эти рассуждения достаточно эфемерны. Например, сфера услуг.

Учителя ведь не могут учить разом по 90 детей вместо 30, парикмахеры стричь намного больше людей, а врачи — лечить за 5 минут. Можно попробовать учить сразу тысячу детей по трансляциям через интернет, но результат, скорее всего, будет плохим. Виртуальная стрижка реальной не заменит и так далее.

Потом в истории про эффективность труда есть фактор спроса. Если спроса нет, даже самое эффективное производство или услуга денег не принесет.

Судьба бюджетника

— Обречены ли в таком случае бюджетники на невысокие зарплаты?

— У них индексации зарплат в прошлом году не были особенно высокими, это правда. Последнее время действует общее правило, что зарплаты бюджетников индексируют на уровень инфляции или чуть выше, то есть в реальном выражении оплата труда растет медленно.

Но существует группа в несколько миллионов человек так называемых «указных» бюджетников (по майским указам президента с позапрошлых выборов), зарплаты которых подтягивают до среднерыночных опережающей индексацией. В эту группу входят, в том числе, врачи и учителя. Кому сколько повышать — зависит от ситуации с бюджетом.

— Будут ли они получать зарплаты выше среднего?

— Если мы говорим об административном персонале, то там можно уволить часть исполнителей, переложив их обязанности на других сотрудников. Управление частью процессов можно упростить или ускорить путем оптимизации и цифровизации, тогда при неизменном фонде оплаты труда «выжившие» работники будут получать значительно больше.

Если речь идет о врачах, учителях и других профессиях, которых машинами не заменишь, то здесь мы идем по пути совмещения платных и бесплатных услуг. Это когда на госслужбе специалисты приобретают необходимую квалификацию и опыт, получают лицензии и разрешения, а потом применяют их еще и на коммерческой основе.

Понятно, что государство должно гарантировать набор жизненно важных услуг бесплатно, скажем, онкологию лечить или всеобщее школьное образование давать. Но дальше оно не препятствует врачам или учителям зарабатывать на необязательных услугах. Это один из путей, он компромиссный.

— Почему нельзя просто взять и поднять МРОТ раза в три?

— Если государство решит больше тратить на зарплаты, то ему надо либо урезать другие статьи расходов, либо собирать больше налогов. Если просто взять, напечатать денег и всем поднять зарплаты, то есть высокий риск свалиться в инфляционную спираль «зарплата-цены». Это когда у вас в ответ на появление необеспеченных денег немедленно растет инфляция. Тогда радость от такого повышения зарплат будет очень недолгой, поскольку реальные доходы в итоге упадут.