Крюк — не единственный элемент конструкции фаркопа. Целиком тягово-сцепное устройство представляет собой длинную П-образную банку во всю ширину кузова, которую крепят к заранее определенным отверстиям за пластмассовым бампером. Если балка не сертифицирована, не рекомендована производителем автомобиля и, уж чего более, не подходит по размерам, это чревато большими проблемами для владельца.

К примеру, на некоторых легковых машинах совсем нет крепежных отверстий для установки тягово-сцепного устройства. Горе-мастера просто проделывают там дырки в бортах, привинчивают балку и замазывают отверстия шпаклевкой. Естественно, все это будет гнить. Но главная проблема совсем не в коррозии.

Сминаемые зоны

Особое значение имеет то место, куда крепится устройство. Оно должно выдерживать большие нагрузки от 3-тонного прицепа, а с другой стороны, быть безопасным при ударе сзади во время ДТП.

Дело в том, что производители рассчитывают автомобиль на нагрузки при ДТП без фаркопа. Если посмотреть на конструкцию металлического кузова, то можно отметить три главные зоны. Салон защищен жесткой капсулой, призванной сохранять геометрию при ДТП. А вот спереди и сзади размещаются так называемые сминаемые сектора, которые предназначены для погашения энергии ударов. На видеороликах краш-тестов видно, как разбивающаяся машина сначала плющит в гармошку передок, а затем отскакивает, сохраняя целым кокон салона. Таким же образом ведет себя кузов и при столкновениях сзади.

А вот с помощью фаркопа изменяется конструкция кузова. Фаркоп является концентратором нагрузок. Поэтому очень трудно найти по-настоящему безопасные точки крепления в лонжеронах, чтобы те могли выдерживать нагрузки прицепа и правильно складывались бы при ударе.

Спрятать гульфик

Нередко балку фаркопа просто крепят к силовым элементам кузова легкового автомобиля, то есть к тем лонжеронам, что жестко держат кокон салона. И если ездить с торчащим крюком наружу, для автомобиля это грозит большими неприятностями.

Многие автовладельцы стараются «выпячивать» фаркоп назад по еще одной странной причине. По их мнению, он защитит бампер и тем самым спасет машину от дорогостоящего ремонта. Однако это большое заблуждение.

Во время удара в крюк вся энергия собирается на небольшом шарике, гнет его и по балке прилетает в жесткие лонжероны. Тем самым энергия не гасится сминаемыми зонами, а бьет прямо в силовую структуру кузова. То есть удар крушит жизненно важные элементы, в обход защиты автомобиля. Какие от этого последствия?

Если сминаемые зоны подвержены ремонту и легко восстанавливаются путем замены съемных деталей, то повреждение несущих балок кузова зачастую не подлежит ремонту. Кузов ведет в сторону, нарушается его геометрия. Ну а люди в салоне испытывают гораздо большие перегрузки, чем при ударе в бампер. Люди могут получить серьезные травмы.

Другими словами, при ударе автомобиля в фаркоп, гораздо больший вред получает автомобиль с фаркопом, а не тот, что лупит по нему сзади. Хотя и другому участнику ДТП тоже достается немало. Крюк, словно таран, прошибает решетку и впивается в радиатор.

В общем, установливать фаркоп или нет — большой вопрос. С одной стороны, таскать без него прицеп невозможно. Но безопасность не менее важна. Поэтому опытные автомобилисты стараются устанавливать фаркопы со съемными крюками. После транспортировки прицепа сцепное устройство отворачивается от скобы и хранится в багажнике. Но по-настоящему безопасно тягово-сцепные устройства можно закрепить только на рамных машинах, где балка фаркопа может крепиться за энергопоглощающими зонами. Тогда при снятии крюка задний удар будет приходиться не в раму, а в сминаемые конструкции, как и предписывается техническим регламентом.