Серию Mortal Kombat знают и любят, но редко воспринимают всерьез. Для большинства это игра для вечеринок, где мало кому есть дело до тактик и заучивания приемов, а героев выбирают по принципу «о, я за нее на сеге играл!» При этом с выходом девятой части разработчики пытаются зайти в киберспорт и прикрутить сервисную модель так, чтобы никого не перепугать обилием микротранзакций. «Лента.ру» рассказывает, как NetherRealm в очередной раз перезапустила Mortal Kombat, пытаясь усидеть на всех стульях сразу.

Парадокс убитого дедушки

Обычно сюжетный режим в файтингах это что-то вроде расширенного обучения, где за несколько часов можно опробовать большинство героев и научиться базовым приемам. Но в данном случае это еще и очень крутая пародия на боевики категории B со взрывами каждые несколько минут, серьезными лицами и спорами о спасении мира.

В прошлой части Mortal Kombat был сильно переделан список героев, были добавлены новые и в большинстве своем спорные, а от классических избавились. В итоге в MK 11 их нужно было как-то возвращать, поэтому сюжет строится вокруг путешествий во времени. Оказывается, в мире MK существовала богиня Кроника, управляющая временем и перебирающая варианты развития событий и пытающаяся установить баланс темных и светлых сил.

Существование такого «архитектора» времени полностью развязывает руки NetherRealm и дает положить конец истории Mortal Kombat, которая окончательно запуталась за 27 лет существования серии. Нет, тут никто не объяснит, что происходит с миром, который одновременно существует в прошлом и настоящем, почему вернулись именно те герои, которые представлены в ростере, и где остальные; вопросов масса, а ответов на них нет. Но так как это в первую очередь зрелищный и простой (в хорошем смысле) боевик, над такими мелочами никто и не должен задумываться.

Герои встречают друг друга, обмениваются шутками, дерутся с врагами, параллельно решают проблемы и в итоге спасают мир, конец. Порой еще встречаются невероятной глупости диалоги и подводки к битвам в стиле «Месть боксера»: к примеру, один из героев должен избить своих союзников, чтобы доказать, что он на их стороне. Но именно за это и нужно любить Mortal Kombat.

В списке доступных бойцов творится какая-то каша: тут перемешаны небольшая часть классических героев, включая Шао Кана, несколько персонажей из прошлой части (вроде ковбоя Эррона Блэка, Ди’Воры, Кэсси Кейдж и Джеки Бриггс) и трое совсем новых бойцов (формально их четверо, но один из них уже встречался в серии). При этом в сюжетном режиме мелькают киборги Сектор и Сайрекс, но играть за них нельзя. Вероятно, их, как и других отсутствующих героев (к примеру Рептилии, Синдел, Ермака, Рэйна, Смоука), добавят с DLC, но на момент релиза список доступных персонажей может кого-то разочаровать. Хотя в плане разнообразия доступных тактик в игре все в порядке, и любой найдет бойца под собственный стиль.

Ты следующий

Первое, что следует сделать в новой Mortal Kombat, — пройти обучение. NetherRealm ощутимо переработала файтинг, поэтому даже ветеранам серии стоит вспомнить, когда и как прожимается блок и куда делась полоска X-Ray. Собственно, отсутствие X-Ray и единой полоски для усиленных приемов — одно из самых заметных изменений. Раньше нужно было копить энергию для использования спецатак и брейкеров, но теперь для атакующих и защитных приемов отдельные шкалы.

Обычные игроки редко углублялись в детали механик и даже если накапливали энергию, берегли ее для применения X-Ray. О том, что, оказывается, можно прерывать комбо противника или усилить прием нажатием одной кнопки, мало кто догадывался. Теперь же, когда шкалы разделены и заполнены с самого начала, хочется верить, что эти механики освоит гораздо больше игроков.

А X-Ray (особый прием, активируемый нажатием двух кнопок и отнимающий 30 процентов здоровья оппонента) теперь и вовсе нет. Вместо него Fatal Blow. Суть осталась той же — это мощное комбо, способное решить исход боя. Но зато поменялась механика применения. Во-первых, Fatal Blow можно активировать лишь один раз за весь матч. Во-вторых, возможность провести это комбо активируется автоматически при остатке здоровья меньше 30 процентов. В итоге вся тактика сводится к максимальному оттягиванию применения Fatal Blow, чтобы наверняка победить в бою. А иногда в случаях, когда у обоих противников в последнем раунде остается по 1/3 здоровья, это вообще превращается в цирк, где каждый пытается то заблокировать, то применить прием.

При этом основа боевой системы осталась прежней, и даже некоторые комбинации и приемы не поменялись. Однако некоторых персонажей основательно переделали: например, Джеки Бриггс полностью изменила боевой стиль, потому что в прошлой части она была совсем скучной, а теперь стала гораздо быстрее и интереснее. Остальных героев переработали не так сильно и лишь добавили новых возможностей. К примеру, у Кэсси Кейдж теперь есть сопровождающий дрон, а руки Джакса нагреваются по мере нанесения ударов, тем самым повышая урон.

Подобные мелкие изменения есть у каждого героя, что и привносит эффект новизны и не заставляет полностью переучиваться. Другим важным изменением стало создание собственных стилей бойцов. В прошлой части у каждого героя было три пресета, а теперь их можно создавать самому, но использовать их в рейтинговых боях запрещено и придется обходиться двумя заготовленными разработчиками стилями.

Вне времени

Из одиночной игры убрали веселые и бессмысленные режимы в духе Test Your Luck и оставили два: обычные башни и «Башни Времени». С первыми все понятно, этот режим кочует из части в часть — это простое последовательное избиение от 5 до 12 противников (есть еще пара режимов на выносливость) без всяких модификаторов. Зато он дает возможность открыть альтернативные концовки и узнать, например, что Джакс отменил рабство.

С «Башнями Времени» все намного интереснее. Это набор тех же самых башен, только с постоянно меняющимися условиями. В этом режиме на арену могут падать бомбы с неба, либо у врагов в три раза больше здоровья, либо же на поле появляются незваные гости. Таким образом разработчики пытаются продлить жизнь игре, на протяжении долгого времени поддерживая ее не только выпуском платных персонажей, но и постоянно подкидывая новые испытания игрокам. Еще в «Башнях Времени» можно получить уникальные костюмы, которые не купить за внутриигровую валюту.

Параллельно можно исследовать Крипту, где и нужны все накопленные монеты. В какой-то степени это можно считать отдельной игрой: в режиме от третьего лица игрок исследует большую карту с сотнями сундуков, для доступа к которым нужно решать загадки и искать особые предметы. Тем более действие тут происходит на разрушенном острове Шан Цзуна, поэтому количество фан-контента здесь немыслимое. Можно посетить тронный зал Горо и места из фильма Mortal Kombat 1995 года, взглянуть на ряд классических арен из первой части, найти труп Ермака и много других отсылок.

Омрачает все это необходимость долго копить валюту и открывать огромное количество сундуков, чтобы найти хоть что-то стоящее, а не очередной концепт-арт. Здесь же и проявляются микротранзакции, где за реальные деньги можно купить внутриигровую валюту, дабы открыть еще больше сундуков. В интернете уже посчитали, что для получения всех костюмов (без учета возможности купить фаталити, бруталити и другие приемы) нужно «влить» порядка шести тысяч долларов или потратить больше трех тысяч часов. Эти подсчеты очень грубые и не учитывают того, что большинство скинов нельзя купить, но разработчики уже отреагировали и пообещали исправить баланс.

В мультиплеере же все по-прежнему. Есть обычные бои и рейтинговые, в которых неподготовленному игроку делать абсолютно нечего. Как всегда, там уже полно мастеров одного приема, с которыми попросту неинтересно играть, а новая система оценки навыков игрока никак не решает эту проблему. Но в качестве разнообразия пойдет.

***

На самом деле для большей части фанатов MK все перечисленные нововведения и изменения не играют особой роли. В нее играют в первую очередь ради веселья, а не ради изучения влияния новых персонажей на общий баланс или разучивания тактик борьбы с зонингом Цетрион. Главное — чтобы знакомых персонажей было как можно больше, да фаталити пожестче. И с последним у MK 11 все как никогда хорошо. Настолько, что порой становится не по себе от того, что вытворяет Шао Кан с головой оппонента. Что немаловажно, сохранился эффект, когда при беспорядочном нажимании всех кнопок на экране происходит нечто зрелищное. Поэтому целевая аудитория Mortal Kombat точно останется довольна, разве что список героев может огорчить.

С другой стороны, хардкорным игрокам тоже есть чем себя занять. В игре появилось еще больше испытаний и возможностей проверить свое мастерство. Новые механики, вроде Krushing Blow, того же Fatal Blow и разнесение спецприемов по отдельным шкалам делают геймплей, если можно так сказать, больше ориентированным на тактику. К тому же игра достаточно дружелюбна к новичкам, и разобраться во всех тонкостях гораздо проще, чем в других файтингах. Добавить к этому возможность по-своему настроить персонажа — и получится, что у игры есть шансы завлечь на десятки (если не сотни) часов.

Влад Массино