Автоматические коробки передач облегчают езду на автомобиле, но из-за принципиальных отличий по конструкции при незначительных поломках могут обездвижить автомобиль. В тех ситуациях, когда машины с механикой благополучно заводятся и продолжают движение, транспортные средства с АКПП быстро не починишь. Приходится вызывать эвакуатор, чтобы транспортировать машину в сервис.

Невозможно стартовать «с толкача»

Из детства многие помнят, как заводили автомобили наши деды и отцы в эпоху тотального дефицита запчастей. Старый аккумулятор, который уже не держит заряд зимой, невозможно было быстро поменять на новый. Поэтому выкручивались как могли. Кто-то менял электролит и уносил батарею домой в надежде сохранить заряд. Но и они иногда просили соседей подтолкнуть транспортное средство. Чтобы завести двигатель на машинах с механической коробкой, можно было включить зажигание, поставить в трансмиссии нейтраль и подождать, пока два или три человека придадут ей достаточное ускорение для проворачивания коленвала. После включения второй передачи исправный мотор, как правило, заводился.

С автоматической коробкой это не помогает. Ее конструкция не позволяет принудительно включать передачу при неработающем моторе. Если бы это произошло в то время, как первичный вал не вращается, насос не создал давление масла, то неизвестно, как включатся соленоиды, куда направится жидкость, какие фрикционы сработают. Попытка старта «с толкача» может погубить трансмиссию. Поэтому заводить мотор придется другими способами. Хотя «с толкача» сейчас редко кто трогается даже с механикой.

Необходимость дополнительного прогревания

Еще одна сложность эксплуатации автомобиля с АКПП зимой касается дополнительного прогревания трансмиссии. Если машина с механикой, постояв на морозе несколько минут, уже может отправляться в путь, то автомат более капризен. При температурах ниже -10 градусов требуется закладывать дополнительные 5 минут на приведение автоматической трансмиссии в рабочее состояние. После этого важно начинать движение аккуратно, без резких разгонов на высоких оборотах двигателя. Особенно не любит экстремальных морозов вариатор. Эта коробка уже при -15 градусах переходит в аварийный режим и не дает шкивам расходиться в крайние положения.

Снижение ресурса из-за нагрузок

Из-за сложности конструкции автоматической коробки у нее заметно меньше ресурс. Отдельный радиатор охлаждения, масляный насос, пакеты фрикционов и прочие сложные системы чувствительны к морозам и загрязненному маслу, отчего требуют внимания владельца. Частые нагрузки и езда на повышенных оборотах приводят к поломкам. До капитального ремонта недорогая автоматическая трансмиссия может проходить разве что 150 тыс. км, в то время как механическая коробка намного надежнее. Она проходит 300 тыс. км и больше без серьезных поломок. Требуется только менять диски сцепления и масло.

Езда враскачку приводит к поломкам

Автоматические коробка плохо сочетается с бездорожьем. Если она стоит на обычной легковой машине, то выбраться из снежных сугробов бывает трудно. Порой так наметет, что колеса по оси оказываются в сугробах. Чтобы выбраться на механике, достаточно раскачать машину, включая переднюю и заднюю передачи. Автомобиль входит в резонанс с колебаниями и за счет инерции пробивает снег.

Однако на автомате эту операцию не повторить. Коробка не допускает быстрого переключения режимов R и D. Кроме того, при попытке сделать это морозным утром после холодного запуска есть риск повредить механизмы частыми сменами режимов. Дело в том, что при переводе селектора из D в R задействуется несколько сложных устройств, не рассчитанных на частые срабатывания. Если включать их несколько раз в минуту, да еще и под нагрузкой, то под угрозой поломки оказываются клапаны гидроблока.