Возможно, и к лучшему, что Сэм Раими вконец испортил свою репутацию неслучившимся «Человеком-пауком 4», конфликтом на «Варкрафте» и кошмарным «Озом». Желая заработать хоть где-нибудь, он взялся продюсировать римейки классических хорроров, и жанру внезапно полегчало. Потому что до него римейками в основном занималась продюсерская компания Майкла Бэя, и выходило у неё слабо — если «Кошмар на улице Вязов» был неплохо снятым, но скучным, то «Пятница 13» — плохим уже по всем параметрам.

С наследием Спилберга обошлись аккуратно, но жёстко. Как и в последних «Зловещих мертвецах», от оригинала осталась только концепция и некие ключевые сюжетные моменты. В остальном это очень другое, вполне цельное и самостоятельное кино, где редкие одинаковые кадры, похожие сцены и отрывки из старых диалогов — не тупое копирование от бездарности, а деликатные отсылки.

Впрочем, такая кровожадность вполне оправдана. Всё-таки «Полтергейст» — фильм сильно своего времени. Сегодня уже не бывает, чтобы ты не мог посмотреть футбол, потому что на вас с соседом одна сеть. Да и телевизор-то уже почти никто не смотрит. Из чёрного ящика окончательно исчезла магия, электроника теперь повсюду, в ней нет ничего удивительного — и это точно подмечает новый фильм, где по сюжету главные герои заселяются в дом, чей прошлый хозяин был помешан на технике и в каждую стену запихнул тучу проводов с акустикой. «Чтобы даже в туалете можно было слушать музыку». Тут же нашлись и новые шутки.

И да, герои именно что заселяются в новый дом, чего в прошлый раз не происходило. Видимо, нынешний Голливуд не может просто взять счастливую семью: у всех обязательно должны быть проблемы. Оригинальному «Полтергейсту» в принципе было наплевать на бэкграунд персонажей — типажи хорошие, харизма есть, и больше ничего не надо. Такое в индустрии было время.

Теперь же папаню уволили с работы, деньги на счетах заканчиваются, мать-писательница ничего не пишет, старшая дочь — капризный подросток, единственный сын — тоже проблемный. Охотников за паранормальным вообще выдумали заново, на место забавных фриков поставив приятных, каноничных авантюристов, а странную старушку заменили на обаятельного экзорциста-шоумена в исполнении Харриса. Взять всю эту команду да сделать про них отдельный фильм или сериал — получилось бы наверняка неплохо. Тем более, ироничный хоррор — жанр редкий, конкуренции почти никакой.

Сначала, конечно, «Полтергейст» будто хочет ехать на серьёзных щах. Все эти разговоры «нет денег, нет работы», замученные родители, недовольные дети, все уставшие, грустные, хоть и стараются много улыбаться. Плюс, никакой особой прелюдии — времена вступлений на 40 минут прошли. Авторы с порога заявляют, что у нас, типа, хоррор, хватают в прочные тиски и начинают нагнетать и нагнетать, а когда пугают — так подольше, увлечённо.

Когда полтергейст прекращает играть с лампочками и переходит к активным действиям, сюжет находится лишь в самом начале, а дом уже громят, клоуны прыгают, гроза гремит, деревья бунтуют, порталы открываются и так далее — в общем, творится жуткий, но на редкость зрелищный аттракцион, который, кажется, будет длиться вечно. Но в конце концов ирония пробивается сквозь пугалки и неловкие слёзы Рокуэлла, превращая относительно типичные ужасы — в красочный, совсем не скучный и забавный, прекрасный развлекательный ужастик.

К сожалению, римейки есть римейки: почти всегда их принимают адекватно лишь в том случае, если ими занимаются те же самые люди. «Зловещих мертвецов» приняли хорошо, потому что и там, и там был Раими. Здесь же творение Спилберга, а значит, руки прочь от классики, какой бы неактуальной она ни была, и добро пожаловать в страну фанатских плевков.

Автор: Гоша Берлинский