Любопытное совпадение — как раз под печальный пятнадцатилетний юбилей взрывов домов в Москве и Волгодонске у нас в прокат подряд выходят два заокеанских фильма, так или иначе исследующих тему связи заокеанских спецслужб с началом второй чеченской войны и вообще теми событиями. Вряд ли это было сделано специально, сам факт того, что с тех пор прошло пятнадцать лет, он и для нашего-то человека зачастую откровение, а уж для Антона Корбайна с его «Самым опасным человеком» и Роджера Дональдсона с его «Человеком ноября» это точно чистое совпадение, как и созвучия названий. То, что некоторые называют «эффектом ноосферы».

Да, у фильмов подозрительно много общего — они оба посвящены внутренней игре между спецслужбами, под угрозой раскрытия старых грязных делишек способными перегрызть друг другу глотки просто затем, чтобы как бы чего не вышло. И случайные свидетели в лице русско-чеченского Добрыгина или русско-югославской Куриленки, а также главные герои в лице бодрящегося Броснана или сумрачного Хоффмана так увязают в тенётах этой грызни бульдогов под ковром, что под конец уже не понимают, кто друзья, кто враги, вывод же зрителю остаётся один — без проклятого «цереу» та давняя страшная история не обошлась.

Другое дело, что если у Корбайна была задача в очередной раз потешить своё уязвлённое самолюбие, то Дональдсон как честный ремесленник снимает боевик, а уж Пирс Броснан так хочет снова стать Бондом, что сделал бы это, даже если бы его заставили сыграть Добрыгина у Корбайна. Одна проблема — в анамнезе есть какая-то книжка, а в ней красной нитью проходит знакомая каждому советскому школьнику проблема «отцов и детей», а значит, придётся в сценарий вписывать и её.

Итак, агент на пенсии по фамилии Деверо некогда учил шпионству одного паренька, да так хорошо научил, что написал ему в итоге в аттестации разгромную писульку с общим посылом «гнать таких из Лэнгли ссаными тряпками». Мол, старших не слушается, дерзит, набил себе купола на срамном месте и вообще сопляк. Парнишу почему-то всё равно оставили, и так уж получилось, что в пылу борьбы за тайны будущего президента Сноуи Раши генерала Генерала учитель и ученик наставили друг на друга стволы… и не выстрелили. Почему? Попыткам объяснить это в фильме отведено полчаса времени, но ничего всё равно не объяснили.

Потому как настала пора прохладных историй про немых беженок, переодетых в миссис Смит и прокравшихся в покои к главзлодею, дабы Посмотреть Ему в Глаза. Следом заходит Броснан и всех мочит разве что не взглядом, но уж таковы законы жанра.

У самой героини Куриленко, таким образом, нарисовывается ещё один фрейдистский конфликт, так уж часто и настойчиво она повторяет мантру про сексуальное насилие и так, и вот так. Действительно, не держи в себе, а то пуля башка попадёт, вон, гляньте на нашего активиста.

Весь этот логически-шпионский бедлам с бромансом и пьяными медведями нашему зрителю хоть немного помогает не морщиться при попытках заокеанских сценаристов изобразить эдакий шарж на наше современное политическое устройство, но в итоге получается всё равно какая-то фигня. А на фоне этой фигни сколько Броснану ни хмуриться, сколько сценаристам ни тащить в это шпионское болото новомодный жанр доча-триллера, всё равно на выходе получается эдакое борнообразное би-муви на уж слишком сильного любителя. Спасибо, что внезапную постельную сцену между Броснаном и Куриленкой ловко вырезали, а то получился бы полный мезальянс.

Между тем изначальный пассаж про «человека ноября» и «отцов и детей» так где-то в этих дебрях и растерялся, размазавшись по бесконечным телефонным звонкам (временами эти двое треплются как бабы), рассыпающимся, как кегли, статистам и прочей боевиковой подёнщиной.

По сути, единственное достижение фильма за всю дорогу — это твист с «потерявшейся» беженкой, да и то сказать, авторы его умудрились растратить в никуда минут за пять очередного трёпа по мобиле. Ну ничего, скоро выйдет очередная «Миссия: Невыполнима», вот там и посмотрим настоящий шпионский боевик.

Автор: Роман Корнеев