Товар, продукт или услуга проходит определённые стадии жизни: запуск, рост популярности, пик интереса, а затем постепенный спад и уход с рынка. Например, в 90-е были популярны пейджеры, а сейчас о них мало кто помнит.
Понимание жизненного цикла товара (ЖЦТ) помогает предпринимателям и маркетологам управлять продуктом: правильно распределять рекламный бюджет, вовремя обновлять линейку и удерживать внимание клиентов. Показываем на примерах, как знания о жизненном цикле помогают бизнесу развиваться. Даём лайфхаки, как продлить жизнь товара на рынке.
Что такое жизненный цикл товара, продукта или услуги
Это модель появления, развития и поведения продукта на рынке. ЖЦТ охватывает все этапы: от разработки до ухода с рынка.
В 2007 году Apple вывела на рынок первый iPhone. До 2012 года продолжался период роста, компания расширяла модельный ряд. На этапе зрелости iPhone стал массовым продуктом, а сейчас переживает спад, потому что на рынке появились сильные конкуренты.
На жизненный цикл влияет много переменных, их условно делят на внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
Макроэкономика. Во время пандемии COVID-19 резко упал спрос на офисную мебель, потому что многие перешли на удалённый формат работы.
Изменения технологий. CD-плееры стали не нужны, когда появился аудиоформат MP3.
Конкурентная среда. У автомобилей на бензине появились новые конкуренты: электрокары и гибриды. Теперь брендам приходится учитывать рост интереса к экологичному транспорту.
Социально-культурные тенденции. Например, тренд на бережное отношение к природе побудил косметические бренды внедрить экоупаковку, которую клиент может сдать в переработку.
Внутренние факторы:
Стратегия и ресурсы компании. Например, Яндекс выбрал стратегию диверсификации и развивает разные бизнес-модели: рекламный бизнес, райдтех — такси и каршеринг, медиасервисы и e-commerce. Это позволяет наращивать прибыль и расширять пользовательскую базу.
Инновационный потенциал. Tesla разрабатывает беспилотные автомобили и подтверждает статус лидера в производстве электрокаров через стремление к инновациям.
Качество управления и корпоративная культура. Toyota одна из первых внедрила философию бережливого производства и оптимизировала все процессы без потери качества: поставляла детали на производство строго по графику, использовала умное оборудование с системой автоматического отключения, устраняла все виды потерь.
Зачем продумывать жизненный цикл товара, продукта или услуги
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Аналитика
- →
- Жизненный цикл товара, продукта или услуги
Аналитика
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат