Зарождение маркетинга произошло недавно. Очень долго человечество жило без него. Было это еще тогда, когда человек не отделился от природы, когда он был ее частью и действовал исключительно в интересах природы. Интересы у природы простые: человек должен есть, размножаться, самосохраняться. Именно этим он и занимался в те давние времена.

При этом делал он это не для себя, а по причине того, что был частью природы, он был ее элементом, и природа использовала этот элемент по своему усмотрению. На поздней стадии, перед отделением от природы, человек уже стал разумным, но применял он разум опять же, исключительно для целей природы. Человек в те времена не принадлежал себе.

Отсутствие маркетинга со стороны человека в этой связи как раз и было связано с тем, что природе человеческий маркетинг не нужен, потому как у нее есть свой маркетинг – выживает сильнейший. Человеческий маркетинг появится позже, когда человек отделится от природы и у него появятся свои личные интересы. Зарождение маркетинга как раз и началось с появления у человека своих интересов, отличных от интересов природы.

Почему произошло зарождение маркетинга

Фактически можно сказать, что когда человек был частью природы, он был не субъектом маркетинга, а объектом. Маркетингом занималась природа и объектом этого маркетинга как раз таки, и был человек, причем занималась природа маркетингом исключительно по своему усмотрению. Она все решала, и человек в этом природном маркетинге был лишь разменной монетой.

Природа решала, что человек будет есть, что будет пить, какие климатические условия у него будут

Природа решала, что человек будет есть, что будет пить, какие климатические условия у него будут, с кем он будет продолжать род и будет ли вообще. Природа предоставляла человеку разные условия и даже проводила свои маркетинговые исследования. Причем применяла довольно таки обширный список методик маркетинговых методик. Среди наиболее любимых природой методов маркетинговых исследований значились наблюдения и эксперименты.

Природа проводила эксперименты и наблюдала. На основании этого она делала выводы и принимала решения. Быть объектом очень неприятно, поэтому возможно, этим самым природа и ускорила зарождение маркетинга, при котором человек стал уже субъектом, а не объектом. Размах маркетинговой деятельности природы поражал. Если человеку хватает репрезентативной выборки, то природе ее оказалась недостаточно.

Когда произошло зарождение маркетинга

Природа вела тотальные исследования. На карандаше у природы был каждый человек, абсолютно каждый. Соответственно результаты ее маркетинговых исследований имели абсолютную достоверность. Поэтому получалась абсолютная эффективность – природа получала самый лучший товар. Самый лучший для природы товар – это, конечно же, самая сильная особь.

Фактически природа была не только маркетологом, но и производителем, продавцом и самое главное потребителем в одном лице

Фактически природа была не только маркетологом, но и производителем, продавцом и самое главное потребителем в одном лице. Она была все в одном. Она вела всю маркетинговую деятельности и самое главное, именно природа выбирала, кого и как потребить на основании своих маркетинговых исследований. Если в процессе природного маркетингового эксперимента человек показывал себя слабым, то он потреблялся одним способом – погибал в пользу сильных.

Если показывал себя сильным, то потреблялся природой другим способом – он жил и давал потомство. Своих потребностей у людей в те времена не было. У человека были только необходимости, причем жизненные необходимости – ему необходимо было есть, дышать, размножаться. Без этого он умирал, без этого его гены не передавались дальше.

Почему не было маркетинга

Получается, что потребность человек обрел и стал потребителем только тогда, когда отделился от природы. На основании этого можно даже сказать, что даже сейчас все естественное, все природное, все физиологическое, что есть у человека, не является потребностью, а является необходимостью. Когда человек просто хочет поесть или попить – это необходимость, но вот когда человек хочет съесть пиццу или выпить Coca-Cola – это уже потребность.

Из этого можно сделать вывод, что пирамида потребностей Маслоу не совсем корректная

Из этого можно сделать вывод, что пирамида потребностей Маслоу не совсем корректная, потому, что кроме потребностей содержит еще и необходимости. Во времена, когда человек был частью природы, не было также и товаров. Были можно сказать просто объекты, которые человек использовал для удовлетворения своих необходимостей. Ничего не продавалось и не покупалось.

По всей видимости, не было также и обмена. Во-первых, не было потому, что менять было не на что. Если человек получал что-то в единственном экземпляре, то менять его на что-то не было нужды. Получить что-то в больших количествах человек не мог уже хотя бы потому, что не было на это мотивации. Получил объект, реализовал идею и все, больше она тебя не беспокоит.

Эволюция маркетинга

Природе многократно мотивировать человека на одно и то же не было смысла, потому что ресурсов слишком мало и если кто-то получит много объектов, то другой не получит ничего. Маркетинг – это один из инструментов для создания у людей мотивации. Пока не было маркетинга, мотивации было мало, и вся она создавалась природой. Это значит, что без маркетинга человеку жилось очень плохо. Жилья было мало, еды было мало, одежды было мало.

Вот тут все и началось, вот тут количество жилья, еды, одежды и прочих нужных товаров и услуг началось расти в геометрической прогрессии

Зарождение маркетинга привело к тому, что в дополнение к природой мотивации, начала появляться еще и человеческая мотивация, отражающая желания людей, а не природы. Вот тут все и началось, вот тут количество жилья, еды, одежды и прочих нужных товаров и услуг началось расти в геометрической прогрессии. Сейчас в адрес маркетинга бросают много камней, но без него мы бы до сих пор жили как пещерные люди и это не шутка.

При этом, несмотря на свою мощь, маркетинг с течением времени исчерпывал себя. Сначала исчерпал себя маркетинг 1.0. В последнее время начал исчерпывать себя и маркетинг 2.0, на смену которому приходит маркетинг 3.0. Одной из последних версий маркетинга является ноомаркетинг. Ноомаркетинг доступен всем желающим. Для того чтобы с ним ознакомиться нужно просто читать статьи по маркетингу, написанные языком ноомаркетинга.

Автор статьи: Павел Бернович