Чудо-двигатели «Мерседес» хорошо подошли болиду «Уильямса», но помогут ли они «Лотусу»? Бен Андерсон рассуждает о шансах конюшни из Энстоуна вернуться в элиту «Формулы-1» в 2015 году.

«Здесь неплохо. Да, «Лотус» не является одной из четырех топ-команд, и эта конюшня не выиграет чемпионский титул. Однако она способна создать конкурентоспособный болид и оказаться там, где в этом году находится «Уильямс». В прошлом году коллектив из Гроува ничего не мог добиться, а в этом году с хорошим двигателем и хорошей машиной оказался в числе лидеров».

Это слова Ромена Грожана, появившиеся по ходу гоночного уик-энда в России, когда в «Лотусе» объявили о переходе на двигатели «Мерседес» в 2015 году – изменение, которое, как надеются в «Лотусе», поможет команде сделать шаг вперед после тяжелого сезона-2014.

В современной судьбе двух гигантов прошлого просматриваются параллели: «Уильямс» восстал как феникс из пепла после катастрофического сезона-2013, в котором заработал всего пять очков и занял лишь девятое место в Кубке конструкторов. Однако в этом сезоне коллектив летает очень высоко, сражаясь с «Феррари» за третье место в командном зачете и регулярно претендуя на попадание на подиум.

А вот «Лотус» шел в обратном направлении: в 2013 году коллектив из Энстоуна выиграл Гран-при, регулярно претендовал на попадание на подиум и сражался с «Феррари» за третье место в общем зачете (в итоге финишировав четвертым), а в этом году томится на восьмом месте, заработав всего восемь очков в шестнадцати гонках.

Многие связывают возвращение «Уильямса» на лидирующие позиции с переходом от двигателей «Рено» к моторам «Мерседес» Ретвит

Конечно, подобные приливы и отливы, влияющие за изменение расстановки сил в пелотоне «Формулы-1», естественны, но отлучение «Лотуса» от благодати в нынешнем сезоне столь же отличительно, как и возвращение «Уильямса» в группу лидеров.

Многие связывают возвращение «Уильямса» на лидирующие позиции с переходом от двигателей «Рено» к моторам «Мерседес», которые словно «серебряные пули» выстрелили в условиях изменившегося технического регламента. И многие полагают, что в Энстоуне, решившись расстаться с «Рено» после самого успешного совместного периода за последние два десятилетия, тоже рассчитывают на такой результат.

Однако в самом сложном с технической точки зрения виде спорта ничто и никогда не бывает легко. Возвращением в хорошую форму «Уильямс» обязан не только маркой двигателя, чей логотип наклеен на корпус болида FW36 – за этим стоит намного больше. Оставляя в стороне двигатель, давайте разберемся в положении «Лотуса» относительно конкурента и попробуем понять, сможет ли команда из Энстоуна повторить судьбу «Уильямса» в 2015 году. Шасси

«Уильямс», похоже, потерялся в условиях предыдущего регламента, когда балом правили могущественные передние антикрылья и выдувные диффузоры. Новый регламент привел к снижению общего уровня прижимной силы болидов, что в сочетании с новыми турбодвигателями позволило конюшне начать все сначала.

Мы видим, что в этом году болид отвечает особенностям нового регламента: FW36 – словно резвая ракета с низким лобовым сопротивлением, которая регулярно устанавливает лучшие показатели в «скоростных ловушках». На трассах городского типа возникают проблемы, но в остальных случаях автомобиль чрезвычайно эффективен.

«Лотус», на контрасте, как кажется, был застигнут врасплох условиями нового регламента. В 2013 году у команды был прекрасный, послушный болид, который обладал высокой прижимной силой и бережно обращался с шинами. Машина не была быстрейшей на одном круге, но в конце сезона только «Ред Булл» был быстрее «Лотуса» на дистанции гонки.

Болид этого года проблемный, ненадежный с технической точки зрения, а также ему недостает скорости. У него слишком высокое лобовое сопротивление (частично этим команда обязана наследию 2013 года, поскольку слишком много прошлогодних идей было перенесено на текущую машину). Каждый раз, когда пилоты пытаются заставить болид работать, он начинает упираться как мул.

В майском Гран-при Испании в руках Ромена Грожана техника была конкурентоспособной (француз квалифицировался пятым, после чего сполз на восьмое место из-за проблем с датчиком двигателя «Рено»), но в остальных случаях на сухой трассе машина обычно показывала слабые результаты и выбывала из борьбы по окончании второго сегмента квалификации.

Запрет на использование системы FRIC, вступивший в силу в середине сезона, лишь ухудшил ситуацию и сильно осложнил процесс настройки и без того крайне чувствительного болида.

Технический директор «Лотуса» Ник Честер отмечал, что команда осведомлена о недостатках болида и работает над их исправлением к сезону-2015:

«У нас есть пара проблем с шасси – с аэродинамической точки зрения машина ведет себя слишком нестабильно, и ей очень сложно управлять. В частности, болид порой теряет прижимную силу, когда пилоты пытаются скорректировать траекторию движения. Мы работаем в аэродинамической трубе, чтобы исправить ситуацию к сезону-2015. Есть несколько идей, как сделать машину менее чувствительной к работе рулем, так что мы сможем сделать ее более управляемой». Инфраструктура

Прямые сравнения проводить сложно, но, учитывая прошлогодний провал, вопросы нужно задавать к аэродинамической операционной деятельности «Уильямса». В этом году команда провела солидную работу по улучшению болида, хотя далеко не все идеи, рождавшиеся в Гроуве, были удачными – после тестирования новинок по ходу пятничных свободных заездов команде частенько приходилось возвращаться к использованию старых деталей.

«Лотус», напротив, в последние сезоны был очень силен в этой области – вероятно, слишком силен для нового технического регламента, учитывая ограничения, связанные с передними антикрыльями и диффузорами.

Ник Честер: «Было бы несправедливо говорить о том, что все наши трудности связаны только с двигателем» Ретвит

В этом сезоне команда довольно рано прекратила работу над улучшением текущего болида, чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к 2015 году, и при условии наличия необходимого бюджета «Лотусу» наверняка удастся хорошо поработать над Е23, в том случае, если конюшня выберет правильное направление. Хотя сомнения все еще существуют.

«Было бы несправедливо говорить о том, что все наши трудности связаны только с двигателем. Да, в начале сезона были проблемы с надежностью двигателя, что сократило время, проведенное на трассе, и сказалось на разработке шасси, но и с вопросом разработки шасси мы справились не лучшим образом», – отмечает Честер. Финансирование

В этом году «Уильямс» зафиксировал финансовые потери в размере более 20 млн фунтов стерлингов, поскольку для возвращения в число лидеров команда серьезно потратилась. В «Лотусе», наоборот, занялись сокращением штата сотрудников, стараясь сбалансировать бухгалтерию после двух лет серьезных финансовых потерь, что осложнило жизнь.

«Лотус» также получит финансовый удар (потеря приблизительно 10 млн долларов, в зависимости от итоговой суммы призовых) из-за того, что в Кубке конструкторов конюшня опустилась с четвертого места на восьмое. Впрочем, владелец «Лотуса» Жерар Лопес заявил, что команде удалось нивелировать этот эффект и что сейчас коллектив находится в здоровой финансовой ситуации и готов атаковать:

«На самом деле мы очень довольны, потому что команда сможет выйти в плюс даже в этом году. Может, меня поправят, но кажется, что «Лотус» является единственной командой в «Формуле-1», у которой нет титульного спонсора, но которая при этом не теряет деньги.

Нас много критикуют, но мы не обращаем на это внимания, потому что это наши деньги и мы делаем то, что считаем правильным. При этом мы инвестируем в нужные проекты, и теперь у нас есть собственная аэродинамическая труба, собственный гоночный симулятор и так далее. Мы серьезно вложились в инфраструктуру и считаем, что все идет нормально.

Мы функционируем так, как и хотим, а в нашей команде по-прежнему работают 477 сотрудников. Это серьезный шаг по сравнению с прошлым годом, и при этом мы все равно продолжаем двигаться в правильном направлении. Мы знали, что должны пойти на эти инвестиции, так что все в порядке».

Ключевой момент в эту зиму – будут ли сотрудники так же убеждены в финансовой состоятельности «Лотуса» и будут ли они готовы остаться в команде, чтобы помочь ей добиться прогресса? Технический департамент

В ходе перетряски в середине сезона-2013 «Уильямс» нанял экс-сотрудника Энстоуна Пэта Симондза и бывшего инженера «Феррари» Роба Смедли, и теперь пожинает плоды этих приглашений.

В лице Симондза «Уильямс» получил лидера технического отдела, который за последние двадцать лет стал вдохновителем нескольких чемпионских титулов, того, кто смог сосредоточить все внимание на улучшении работы департамента аэродинамики. Смедли же привнес в операционную деятельность на трассе разум и силу, чтобы команда работала на пределе своих возможности по ходу каждого гоночного уик-энда. Также «Уильямс» переманил нескольких бывших сотрудников «Лотуса».

«Лотус» в последние 18 месяцев лишился двух ключевых фигур – талантливый технический директор Джеймс Эллисон перешел в «Феррари» (где перед ним теперь стоит задача по возрождению Скудерии), а руководитель команды Эрик Булье отправился в «Макларен», где занял должность гоночного директора.

У Лопеса нет планов переманивать к себе тяжеловесов «Формулы-1» из других команд. Сможет ли команда возродиться, используя лишь внутренние ресурсы? Ретвит

Руководитель команды по операциям на трассе Алан Пермейн является краеугольным камнем в операционной деятельности в Энстоуне (его должность можно сравнить с ролью Смедли в «Уильямсе»). Вопрос в том, смогут ли Ник Честер – долгожитель Энстоуна, которого очень высоко ценил Джеймс Эллисон, – ставший новых техническим директором, и заместитель руководителя команды Федерико Гастальди (ранее бизнес-директор «Лотуса») адекватно заменить своих предшественников.

Учитывая, что у Лопеса, видимо, нет планов переманивать к себе тяжеловесов «Формулы-1» из других команд, встает вопрос, сможет ли команда возродиться, используя лишь внутренние ресурсы.

«Размер нашей команды не изменился, как почти не поменялся состав ее технических лидеров», – возражает Лопес. – «В отделе аэродинамики произошла пара изменений, но руководство осталось прежним. Изменения коснулись отдела вычислительной гидродинамики – вероятно, этот отдел изменился сильнее всего. Однако в этом году наш болид получился далеко не лучшим.

Нам не нужно многому учиться – команда знает, с чем связаны проблемы машины этого года. Мы находились в абсолютно такой же ситуации четыре года назад с выхлопной системой, направленной вперед, и то, чему мы тогда научились, было очень важным для команды в следующие два года. И вплоть до серьезных изменений регламента 2014 года «Лотус» был одной из лучших команд.

Мы надеемся проделать то же самое в 2015 году – конечно, в «Формуле-1» нельзя ни в чем быть уверенным наверняка, а остальные команды также будут стараться атаковать, – но двигатель «Мерседес» позволяет вам получить неплохой фундамент для начала работы». Пилоты

Пилотский состав – последний кусочек головоломки, но при этом один из самых важных. В «Уильямсе» растили Валттери Боттаса с конца первого для финна сезона в «Формуле-3» в 2009 году.

Он был звездой в прошлом году, располагая без сомнения медленным болидом, а в нынешней кампании проявил себя как один из выдающихся гонщиков, заставляя FW36 танцевать на лезвии ножа и время от времени навязывая борьбу доминирующим пилотам «Мерседеса» Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу.

В лице напарника финна Фелипе Массы (приглашенного после бесплодного периода в «Феррари») «Уильямс» нашел быстрого гонщика, буквально помолодевшего, избавившегося от оков Маранелло и конкуренции со стороны Фернандо Алонсо. Тем не менее, в этом году бразилец заработал не так много очков, как должен был.

Карьера Грожана полна взлетов и падений. В 2013 году он доказал свою ценность, но начал разочаровываться в команде, когда был вынужден начать сражаться с недостатками болида E22. «Лотусу» очень важно убедить Ромена остаться в команде, чтобы извлечь максимум от перехода к двигателю «Мерседес».

«Уильямс» серьезно потратился, чтобы вернуть себе хорошую форму, и «Лотусу» будет тяжело поддерживать темп без денег Ретвит

Бывший пилот «Уильямса» Пастор Мальдонадо присоединился к «Лотусу» лишь в этом году (принеся с собой миллионы PDVSA), потеряв последний клочок веры в неконкурентоспособный болид FW35. Пастор разочаровывает своей склонностью к авариям, но – в отличие от напарника, – на счету венесуэльца уже есть победа в Гран-при, и, возможно, при наличии правильной техники Мальдонадо может стать силой, с которой придется считаться.

Однако подобное можно сказать практически о каждом… В итоге можно отметить, что «Лотус» не будет сильно уступать конкурентам в вопросе силы состава гонщиков, пока в команде останется Грожан, а Мальдонадо сократит количество своих ошибок. Выводы

На первый взгляд кажется, что нет причин, по которым «Лотус» не сможет повторить успех «Уильямса» и стать силой, с которой будут считаться в «Формуле-1». У команды есть способные сотрудники, отличная инфраструктура, неплохой состав пилотов, и, отныне, лучший двигатель на стартовой решетке.

Однако вопрос в том, каким бюджетом будет располагать команда. «Уильямс» серьезно потратился, чтобы вернуть себе хорошую форму, и «Лотусу» будет тяжело поддерживать высокий темп в случае отсутствия бюджета на улучшение болида.

Тем не менее, здесь мы забегаем вперед. Главная причина, по которой «Лотус» испытывает серьезные трудности в нынешнем сезоне, заключается в том, что команда создала не слишком хороший болид. Команда из Энстоуна попыталась создать задел с новым Е23, но если она построит еще одну плохую машину, это серьезно сократит шансы коллектива стать конкурентоспособным в 2015 году – вне зависимости от того, каким будет двигатель.

Источник – Autosport