Как известно, испокон веков в мире существовали различные династии, классы, касты и прочие деления, которые автоматически, согласно определённым критериям, направляли людей в ту или иную группу. В каждой стране они были свои. Южные и северные, восточные и западные части света в какой-то мере сильно отличались друг от друга, да и с течением веков подобное деление тоже претерпевало определённые изменения. К примеру, были раньше рабы – сейчас же их нет совсем. А вот короли ещё существуют и в XXI веке, только сейчас подобное явление, существующее в мире, придаёт какой-то особый шарм нашей обыденной жизни.

Суть-то основная в том, что люди из разных статусных категорий, принадлежащие к абсолютно разным сословиям и классам, никогда, в принципе, не могли иметь друг с другом ничего общего. Наглядным тому примером мог бы послужить любой исторический случай, когда прекрасные принцы, перед которыми были распахнуты все возможности, о которых простой смертный даже представить не мог, по каким-то необъяснимым причинам влюблялись в обычных девушек, в простушек и крестьянок. И как же сильна была их трагедия, поскольку они не имели никаких прав, в большинстве случаев, жениться на своих избранницах. Мир несправедлив. Правда, со временем всё в некоторой степени поменялось, и кажется, что остались лишь какие-то незначительные пережитки прошлого, которые эхом раздаются из его глубин.

Но, на самом деле, так только и кажется. В действительности, мы и сейчас живём практически в том же мире, где каждый человек с рождения принадлежит к определённой категории, а, следовательно, он автоматически делает всё то же самое, что и его родители. И вырваться из этого круга есть шанс далеко не у всех, тем более, что некоторым, что называется, попросту очень сильно повезло: они катаются, словно сыр в масле. А что же делать тем, кто с первого своего дня жизни попадает в совершенно иные условия, да ещё, к тому же, государство и то общество, которое его окружает, также не даёт возможностей для раскрытия новых дверей. Ведь не все, рождённые в нищете, хотят жить так и дальше, занимаясь каким-то мало оплачиваемым трудом лишь потому, что то же самое делали всегда все члены его семьи.

Пожалуй, подобный вопрос было бы справедливо задать жителям многомиллионного города Каир, что является столицей жаркой страны Египет. Только не первым встречным, а тем, что повезло (или, наоборот, не повезло – это спорный момент) жить в странном и довольно-таки специфичном районе –в Квартале Мусорщиков - Медина Зебела (Medina Zebella). И это не шутка, хотя на первый взгляд может показаться именно так. Вроде как просто таким образом люди из туристического бизнеса решили привлечь огромное количество путешественников, впечатлённых данным фактом.

Нет, такой район действительно есть в Каире, и там на самом деле живут мусорщики. Его ещё иногда называют городом. Более того, ему уже очень много лет, так что профессия уже давно переросла в несколько иной ранг – почти что сословие. В Каире как раз именно такая история: мусорщиками рождаются, мусорщиками и умирают. А, что самое главное, мусорщики на мусорщиках женятся, и как-то по-другому тут происходит очень редко.

Туристы это место обожают просто потому, что оно очень сильно отличается от всего остального, что можно в Каире увидеть. Правда, терпения здесь побродить и осмотреть все окрестности хватает далеко не у каждого. Только самые любопытные и отчаянные выдерживают тот ужасный запах, который начинает резко пробивать нос уже на подходе к первым зданиям странного квартала. В летнее время, когда мусор, понятное дело, разлагается, вонь (а по-другому и не скажешь) стоит невероятная.

Но некоторые всё же находят какие-то способы и проникают внутрь узких пространств между домами, которые все полностью напичканы снизу доверху мусором во всех его видах, которые только можно представить. Некоторым, особо впечатлительным, скорее всего, может показаться, что именно так бы и должны были выглядеть кадры из какого-нибудь фильма ужасов про жизнь несчастных людей XXI веке.

Но только по мнению чужака, коим, говоря откровенно, для египтян является любой турист, жители этого района - несчастные и обездоленные люди. На самом ли деле это так? Женщины и дети, сидящие на оборванных картонках, когда-то являвшихся частью большой коробки какого-то дорогого товара, среди огромных куч мусора, которые выше их «ростом», улыбаются и мило беседуют друг с другом. Только вот туристам позировать на долгую память соглашаются далеко не все – многие не просто отворачивается от настойчивого туриста, но и открыто выражают своё недовольство. Только вот что же их так смущает, понять сложно. Может быть, они и вправду стесняются собственного положения?

Мусор – основа жизнедеятельности района. Сбор, сортировка и переработка огромного количества отходов всех видов являются семейным бизнесом и, более того, приносит сравнительно хороший, по местным меркам, доход. Каждое утро несколько тысяч человек уходят из квартала на работу и возвращаются обратно только к вечеру с тоннами мусора. Люди, проживающие в других районах, платят деньги мусорщикам за такую деятельность – они «выгребают» из их чистых кварталов и улиц - в прямом смысле - всю грязь.

Район этот появился ещё в 1969 году, когда городская власть Каира приняла какое-то несколько своеобразное, по европейским меркам, решение: всем сборщикам мусора было объявлено, что они должны сконцентрироваться в одном месте, около холмов Мокаттам (AlMokattam), на восточной окраине, неподалёку от Цитадели Саладина. Интересно, что квартал населён представителями одного из основных религиозных и национальных меньшинств Египта - коптами. Сбор мусора является их традиционным промыслом на протяжении многих лет.

К вопросу о сословиях и делении людей на группы, которые определяют всю дальнейшую судьбу... В этом государстве всех людей, которые живут сбором мусора, относят в особую социальную группу – заббалинов. По некоторым оценкам, всего их - около сорока тысяч человек. А мусорщиками копты стали ещё со времён халифа Ал-Хакима. Это был правитель из династии Фатимидов, завоевавших Египет. Он положил конец относительно мирной жизни всех христиан и мусульман, живших в стране. Копты, в частности, лишились всего. Им было положено заниматься самой грязной и тяжёлой работой. Так мусор и стал их жизнью.

Всё-таки странно выглядит этот квартал, причём это очевидно не только иностранцам, которые посещают это место, скорее, из обычного любопытства, которое вполне понятно и оправданно. Но ведь и местные жители, дома которых находятся в совершенно иных кварталах, откровенно говоря, тоже не особо балуют этот район. Зрелище, действительно, странное.

Во-первых, совершенно неприглядно выглядят сами дома. Это традиционные застройки бедняцких районов Каира – трёх- и девятиэтажные кирпичные дома с надстроенным верхним этажом. Он, кстати, предназначен для того, чтобы именно здесь хранилась львиная доля всего мусора, всех отходов, которые собираются трудягами. Лежит и дожидается своей окончательной переработки. А поднимают тонны отходов наверх с помощью специальных кранов.

Безусловно, и внешний вид зданий оставляет желать лучшего (в основном они выглядят все уныло и очень обшарпанно). Впрочем, подобное зрелище предстаёт взору во многих районах Каира, не только там, где живут мусорщики. Однако именно здесь почему-то, с одной стороны, всё смотрится гармонично, но, с другой, очень депрессивно, с точки зрения иностранного гражданина. Местные жители давно привыкли к этому виду.

Но самое удивительное, что этот самый квартал мусорщиков такой же обычный, по большому счёту, район, как и все остальные в городе. И мало того, что здесь, среди огромных куч мусора (масштабность которых просто не передать словами), внизу большинства зданий расположены заведения, которые предназначены для того, чтобы веселить и развлекать людей, видимо, привнося в их жизнь определённую долю позитива и радости.

Кальянные, парикмахерские и магазины с продуктами – всё точно так же, как и в любом другом уголке Каира, за исключением того лишь факта, что эти заведения посещают только сами мусорщики (ужасно звучит, но это их официальное звание). А вот туристы, даже те, кто попадает сюда, ограничиваются фотографированием «местных прелестей» с дальнейшей целью демонстрации друзьям и знакомым, чтобы те пооткрывали рты: «И как же вообще так люди живут?»

Кстати, местные стражи порядка особо не церемонятся с иностранными гостями. Если попасться им под горячую руку, то могут вообще сюда не пустить. Увидят каким-то образом, что турист направляется в странный квартал, и обязательно постараются выдворить его оттуда – развернут и посадят в автобус. Так что отправляться в это специфичное место в городе нужно, как на дело. Важное, секретное и очень опасное.

Мусор – это, оказывается, деньги, если, конечно, уметь с ним правильным образом взаимодействовать. Вот заббалины умеют. Более того, у них даже у каждого есть своя определённая, чёткая функция. Женщины и дети, в основном, занимаются тем, что вручную отбирают и сортируют привезённый мусор. Мужчины, в большинстве своём, занимаются доставкой. Отобранный пластик, железо, бумагу они сдают в соответствующие предприятия по переработке. Но и отходам органического происхождения жители района находят применение. Дело в том, что они держат прямо у себя дома огромное количество свиней, которые поедают пищевые остатки мусора. А полученный от свиней навоз продают, как великолепно действующее удобрение.

Вот такая другая жизнь у каирских жителей, о которой, до поры - до времени, ни один турист, скорее всего, даже не подозревал. Плохая она или хорошая – судить крайне сложно. Она просто сильно отличается от привычной и стандартной. И у заббалинов (мусорщиков) также происходят свадьбы, рождаются дети, которые потом продолжают свою «династию». И помогают родителям в сборе мусора, а когда они совсем маленькие, то играют в нём. Картонки и банки для малыша -вместо игрушек. А ещё продают на улице лепёшки, которые только что испекла мама. Турист, задумайся, какими руками.

И это привычная для них жизнь, из которой они, может быть, даже и не хотят никуда вырываться. А путешественнику остаётся только найти способ добраться сюда, заранее приготовившись к тому, что с непривычки нужно будет заткнуть нос.

Автор статьи: Казакова Ольга