Когда появляется личность ребёнка?

«Младенец ничего не понимает!» - младенец всё понимает. И себя осознает. Младенец - это личность, но личность, которая оказалась в совершенно незнакомом мире, в скафандре, которым не умеет управлять. Руки и ноги не слушаются; вообще это что-то новое: руки и ноги. Ты слаб, моментально устаешь и погружаешься в сон, ты не владеешь функцией речи, ты не можешь выразить свои желания, только плачем и криком. Ни встать, ни сесть не можешь. Ты полностью во власти других людей.

Мысли путаются. Во сне ты возвращаешься в хороший знакомый мир. Там свет. Ангелы. Полная свобода и легкость; там ты летаешь. А просыпаешься опять в этом, неприятном и непонятном мире, как паралитик. И только тепло матери защищает тебя.

Некоторые люди помнят свое младенчество: отрывочно. Не события, а себя в младенчестве. Свои ощущения и впечатления. Я помню. И некоторые мои друзья помнят. Чувство беспомощности помню, но оно компенсировалось слабостью - долго переживать и тревожиться не можешь потому, что слаб и утомляешься. И невольно засыпаешь.

Но понимаешь все отлично. Ты точно такой же, как сейчас. Это пыталась сказать маленькая Ариадна, дочь Цветаевой: мол, я не ребёнок! Я существо. Я знаю все вперед и все назад!

Да, знаешь намного больше, чем сейчас. Только речью не владеешь. А внутренняя речь такая же, как сейчас. «Взрослая». Мир обрушивается множеством предметов, запахов, цветов, ощущений; все это так ярко и непривычно.

Мир захватывает тебя. Ты встраиваешься в него. И постепенно из другого мира переходишь в этот. Учишься тут жить, пользоваться скафандром, - но не меняешься. Каким родился, таким и живешь.

Помню, как я старалась говорить «детской речью». Чтобы не удивить и не напугать взрослых сложносочиненными предложениями и взрослыми интонациями. Потому что очень быстро понимаешь, что многое рассказывать нельзя. И вести себя следует как ребёнку. И ты слаб, плаксив, неопытен, зависим, ты маленький! Ты и есть ребёнок. Нервная система еще не созрела. Но сознание абсолютно такое же, как сейчас. Мы не меняемся.

И приходим сюда получать опыт: учиться. Процессы обучения продолжаются всю жизнь. Хотя после младенчества мы постепенно забываем то, что знали. И приобретаем земной опыт.

Так воспоминания детства блекнут и затираются под грузом совершенно иных впечатлений и событий. Так забывается прекрасная песня под грохот завода и рев двигателей…

Младенец все прекрасно понимает. Но заключен в скафандр тела, которым ещё не умеет пользоваться. Младенец чувствует ярче и сильнее, чем взрослый. Но абсолютно зависим и слаб.

И надо защищать и лелеять детей. И уважать их. Хотя это странно звучит.

Не говорить при младенцах плохое. Не ругать никогда. Не раздражаться. Не рассказывать страшное. Контролировать свои эмоции; младенец прекрасно понимает, что вы плачете или боитесь. Надо объяснить, в чем дело.

И вообще побольше объяснять мир. Утешать и поддерживать. Рассказывать о людях, которые рядом. Говорить, во сколько придете, если уходите. Объясняете про врача и поликлинику. Вот как иностранцу через невидимого переводчика объясняли бы - так и младенцу объясняем.

Хотя он же не понимает!

Все понимает получше нас с вами. И помнит куда больше.

Но это мой личный опыт и опыты жизни моих друзей. Может, с вами все было иначе? Или вы забыли. Но важно знать: младенец все понимает. Он такой же как мы. Только лучше, чище, добрее, умнее. И слабее. Уязвимее. Он совсем беззащитный. Он доверен вам для спасения. И для любви, конечно.

Вот это надо понимать с того момента, как появился плод в утробе. Человек в животе другого человека…

Это ведь тоже очень странно, не так ли? Откуда берется жизнь - никто не знает. Но я точно знаю, что младенец все понимает.

Анна Кирьянова