Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Хрупкий декаданс. Вильгельм Котарбинский

 

Вечер

Вечер

 В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество еще не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих по-настоящему талантливых мастеров. Один из таких художников - поляк Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский.

Вильгельм Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский, польск. Wilhelm Kotarbi'nski, 30 ноября 1848 — 4 сентября 1921) — яркий представитель стиля "модерн", живописец исторического и фантастического жанров; двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Wilhelm Kotarbi'nski
Портрет Вильгельма Котарбинского

Родился в г. Неборов Люблинской губернии. Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание "Первого Римского рисовальщика".

Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль за картину "Вулкан приковывает Прометея к скале". За исполнение другой программы ("Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы") признан классным художником 1-й степени.

Долго жил в Риме. С 1880-х гг. жил и работал в Киеве.

Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.

Ангел Хранитель
Ангел Хранитель

Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве, где создал ряд композиций, среди них "Преображение Господне" и написанные совместно с Павлом Сведомским "Дни Творения", "Тайная Вечеря", "Въезд Господень в Иерусалим", "Распятие", "Суд Пилата".

Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Моление о чаше.Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1890-е

Серафимы. Роспись малого купола во Владимирском соборе

Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств "за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком".

В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).

Автор ряда крупных станковых полотен ("Оргия", "Битва кентавров с амазонками" и др.) Большая его картина "Римская оргия" находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.


https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Крупные станковые полотна, разошедшиеся по всему миру находятся  – в Италии, у польских коллекционеров, его работы приобретались знаменитыми коллекционерами Солдатенковым, Терещенко, полотно "Оргия" была приобретена музеем императора Александра III.

Котарбинский был очень плодовит, работал легко и много. Был весьма коммерчески успешен, был в моде. Кроме ог

ромного количества сепий на мистические темы он написал множество небольших работ, преимущественно на исторические, религиозные и мифологические темы; но также оформлял интерьеры особняков магнатов.

В Киеве он выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульв
аре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).


Античные мотивы

Античные мотивы  

Известно, что сам Третьяков заказывал Котарбиньскому картину для своей галереи, но с условием - чтобы тот подписал ее по-русски, но получил отказ – это была бы не его подпись…

В предреволюционные годы В.А. Котарбинский много внимания уделил монументальному искусству, работая по украшению частных домов известных своими доходами киевлян.Он выполняет ряд заказов, например, для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков).

Котарбинский был один из любимых художников Николая II, это не удивительно...


Война

Война

Вильгельм Котарбиньский в Киеве жил и на Андреевском спуске, где жили в то время знаменитые М.Булгаков, Н.Бердяев, М.Врубель... А ведь тематика этих художников слова и кисти очень похожа.

Вообще-то, нет ничего удивительного в том, что тематика этих художников перекликается с "древними главами" "Мастера и Маргариты" - во всей мировой живописи, музыке и литературе библейские мотивы традиционно присутствуют, но тут – случай особый – все трое с одной улицы!

И творчество их, а особенно роспись церквей, при советской власти объявлялось мистикой, как и вообще всё, что имело отношение к религии…


Война

Котарбинский - наследник "послебрюлловского поколения",как и художники П. и А.Сведомские, Ф.Бронников, А.Риццони, С.Бакалович, и др. Он в совершенстве владел художественной формой, пластикой, тайной живописной поверхности, традиции которых восходят к эпохе Возрождения.

Художник владел чудодейственной силой и свойствами самой краски. В России эти качества живописи ценили меньше, чем в европейских школах. С уходом из жизни таких художников почти в одно время (начало ХХ века) многое из живописных качеств искусства было навсегда утрачено.

Ангелы пирамид  

 Так, для "развлечения и утехи", для себя, – Котарбинский писал на картонах сепией картинки на самые фантастические сюжеты. Зашедший к нему однажды профессор Прахов, увидел эти картоны и пришел в восторг от их оригинальной красоты и свежести.

Благодаря выработанному в них своеобразному стилю в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью, вкупе с наполненностью символами и фантастическими видениями Котарбинский получил звание ведущего российского символиста, после того как эти картоны были выставлены на передвижной выставке и вызвали фурор.


В 1887 году вместе с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, братьями Сведомскими он был приглашен для работ по росписи Владимирского собора. Тогда же Котарбинский вместе с другими художниками часто бывал у Праховых. Постепенно Вильгельм Александрович стал своим человеком в доме хлебосольных хозяев. Эта дружба продлилась до конца дней художника.

...В 1920 году, после того, как номер Котарбинского в гостинице "Прага" несколько раз подвергался обыскам, и оставаться там стало небезопасно, Эмилия Львовна Прахова предложила художнику переехать к ним на Трехсвятительскую.
В доме Праховых, 72 лет от роду, Котарбинский и умер 4 сентября 1921 года.

В память о себе он оставил галерею своих картин, которыми восхищается нынешнее поколение молодежи. Единственный из творцов Владимирского собора похоронен в Киеве, на Байковом кладбище, на 1-м польском участке новой части кладбища; могила - слева от аллеи. Сегодня администрация Байкового кладбища ищет его родственников или знакомых, потому что за могилой никто не ухаживает…

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Больной князь Пожарский принимает московских послов

Больной князь Пожарский принимает московских послов

Во второй половине девятнадцатого века в искусстве была необыкновенно популярна историческая и мифологическая тема. Котарбинский получил известность как автор талантливо написанных композиций “Вулкан приковывает Прометея к скале” и “Больной князь Пожарский принимает послов из Москвы”. Но еще большую известность получили его композиции на религиозную тему, созданные для Владимирского собора в Киеве.

Как точно определить, в каком стиле работал Котарбинский? В середине последнего десятилетия девятнадцатого века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в разных жанрах живописи. Работы Котарбинского в те годы стали своеобразной визитной карточкой декаданса и модерна, так как они часто воспроизводились на открытках.

В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, и сотни открыток доносили до широкого зрителя особенности живописного стиля Котарбинского. Тема мифологии и фантастики в те годы была востребована и открытки с русалками и демонами охотно раскупались.


Итальянская идиллия

Итальянская идиллия

Стиль “Ар нуво”, называемый модерн и сецессия, был почти что революционным направлением по сравнению с эклектикой. Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре.

Живописные полотна Котарбинского, выполненные в стиле модерн, были ориентированы на такое важное свойство живописи как декоративность.

Он стремился наполнить холст изображениями красивых предметов, изящных цветов и экзотических деревьев, хотел максимально разнообразить композицию, чтобы глазу зрителя не было скучно.


Гоплана (русалка). Картина  

Гоплана (русалка)

Котарбинский посвятил много картин теме воды, водной стихии. В модерне было немало разновидностей плавных текучих линий, напоминавших течение воды.

За ними закреплялись целые ряды значений. Это и идея течения вечной жизни, и тема Вечного царства мертвых, и важная для рубежа веков тема переселения душ, которое тоже осуществляется через некие гигантские потоки.

Трудно переоценить в художественных памятниках эпохи модерна роль воды как некоей особой, объединяющей мир стихии.

Разбросанные по произведениям разных живописцев и графиков фонтаны – большие и малые, находящиеся в самом центре произведения или помещенные на задний план для создания эффектного декоративного фона, составляют целую галерею образов, которые в совокупности позволяют нам осознать тему потока как некоего единства, декорирующего и упорядочивающего мир.


Поцелуй волны (Утопленник)

Поцелуй волны (утопленник)  

Тема фонтана, извивающегося потока, ручья, а в широком смысле – движущейся водной массы – играла в искусстве рубежа веков особую роль. Ручей и водопад почти никогда не играли второстепенной роли, они были интереснейшим инструментом познания человеческой души.

Например, в живописи членов Прерафаэлитского Братства (известной художественной группировки) мы видим в высшей степени оригинальную и самобытную трактовку темы водной струи, каскада и паркового фонтана.
Это и символ жизненной энергии, и обозначение самого потока жизни.

Такую же трактовку мы находим и у Котарбинского. Водная стихия у него всегда населена русалками, а озера насыщены красивыми кувшинками. Художник тщательно выписывал стебли и листья и в совокупности природный мир на его полотнах представлял собой картину хрупкой декадентской красоты.

Фаворитка из гарема со своей служанкой

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Библейские и религиозные мотивы

Моление о чаше

Архангел Михаил
Архангел Михаил

Ангел
Ангел грусти

После смерти
После смерти

Переход евреев через Чермное море
Переход евреев через Чермное море (Красное море)

Воскрешение сына вдовы. 1879
Воскрешение сына вдовы

Св. Митрополит Московский Филипп. Эск. к росп. Владимирского соб. в Киеве. Гелос
Святой Филипп, митрополит Московский. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.

Дочь Iаира
Дочь Иаира

Сооружение креста Ок 1880 ЧС,США
Сооружение креста

Сооружение креста
Сооружение креста


Терновый венец



Жены Мироносицы


Магдалина

«Лепта вдовы» доска, масло 23,8 × 40 см.Третьяковская Галерея

Третьяков хотел приобрести в свою коллекцию работу «Лепта вдовы», которая экспонировалась на выставке Академии искусств в 1898 году, и попросил автора переделать подпись с латинских букв на кириллицу.

Котарбинский отказался: «Я всегда так подписываюсь, и ради денег переделывать свою подпись не буду. Вы покупаете мою картину, а не мой автограф».

Эта работа настолько понравилась жене Павла Михайловича, что она лично для себя приобрела эскиз этой работы она весьма сожалела о том, что работа не попадет в их галерею. После ее смерти, согласно завещанию, картина все-таки попала в Третьяковскую галерею.

Тишина
Тишина


Мученица



Утренний ангел

Ангел с лилией
Ангел с лилией

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Античные мотивы

Античные мотивы

Античные девушки
Античные девушки

Дама на мраморной скамье
Дама на мраморной скамье

Две итальянских дамы в парке восхищаются драгоценными камнями
Две итальянки в парке, восхищающиеся драгоценными камнями

Медуза. 1903
Медуза

Танец
Танец

Молчание вечера. 1900
Молчание вечера

Вечер на террасе
Вечер на террасе

Вечерняя сцена
Вечерняя сцена

Вечерняя сцена
Вечерняя сцена

Клеопатра 135×246 см Холст, масло, Частная коллекция


Лебеди

Лебеди

Римская оргия
Римская оргия

Туман утешитель (картина)
Туман-утешитель

Стрельба из лука
Стрельба из лука

На террасе (Гадание на розах)
На террасе (Гадание на розах)

Две девушки
Две девушки украшают цветами террасу


Ададжио
Адажио

Поцелуй Медузы
Поцелуй Медузы



Над убитым гладиатором


Триумфатор

Сфинкс
Сфинкс (греческий)

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Египетские мотивы

Клеопатра 135×246 см Холст, масло, Частная коллекция



Ангелы пирамид


Авангард. Предвестники
Авангард. Предвестники

В стране пирамид
В стране пирамид

Жертва Нила. Холст, масло

Жертва Нила
Жертва Нила, открытка


Ибис

Сфинкс
Сфинкс



Туман Нила. Холст, масло

Туман Нила
Туман Нила. Открытка

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Восточные мотивы

Девушка и павлин (Две красавицы)

Песнь невольниц. Массандра, Крым
Песнь невольниц. Массандра. Крым.

Восточная сцена
Восточная сценка

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Разное

Знатные венецианцы у гондолы
Знатные венецианцы у гондолы

С тростью

Женщина с голубями Женщина с кувшином

Панно В. Котарбинского «Женщина с голубями» и «Женщина с кувшином», созданные для особняка Богдана и Варвары Ханенко

Голуби
Голуби

Голуби
Голуби

Розовые лилии
Розовые лилии

Луч Солнца
Луч Солнца

Нежность волны
Нежность волны

Мечты
Мечтательность

Обнаженная в камышах
Обнаженная в камышах

Девушка в цветах мальвы
Девушка в цветах мальвы

Two Girls in Yellow and Pink

Танец листьев

Вечерняя звезда
Вечерняя звезда

Две русалки
Две русалки

Кувшинки
Кувшинки

Вампир (Раненый вампир)
Раненый вампир

Темная звезда
Темная звезда

Очарованный сад. 1882
Очарованный сад

Venetian Serenade
Венецианская серенада



W klasztornej ciszy

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

Эскизы, наброски, разное

Эскиз. 1887—1900


Цветы

Зарисовка. 1887—1900

Мастерская художника в гостинице  «Прага»

«Портрет Э. Л. Праховой» собрание И. Понамарчука

Nagrobek Wilhelma Kotarbi'nskiego na Cmentarzu Bajkowym w Kijowie (listopad 2013)



https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig        

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_8f89a4251.jpg 19337_21497861_1d8cd98f0

Это интересно
+6

Администратор 07.05.2018 , обновлено  09.12.2021
Пожаловаться Просмотров: 2099  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены