Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Известные покровители русского искусства XIX — начала XX века

 

5 русских меценатов

Всередине XIX — начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели.

Здесь, при поддержке благотворителей, они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий.

Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры.

 

Павел Третьяков (1832–1898)

 

третьяков    

 

   

   

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке.

Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины.

Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание.

Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

 

 

Савва Мамонтов (1841–1918)

 

мамонтов савва  

 

 

Усадьба Саввы Мамонтова в Абрамцево  

 

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. 

 

Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов. В Абрамцевском художественном кружке, созданном в принадлежавшем Мамонтову подмосковном имении Абрамцево, сумели раскрыть себя такие живописцы, как Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие.

Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина, который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.

С 1899 года Мамонтов совместно с княгиней Марией Тенишевой финансировал журнал «Мир искусства».

В конце 1900 года, после суда, Мамонтов поселился в доме неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева.

Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.

Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину.

  

Савва Морозов (1862–1905)

 

 

 

   

МХТ - театральное здание в Камергерском переулке

 

Савва Морозов принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус.

Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом Горьким он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.

Был в числе первых членов Товарищества для учреждения Общедоступного театра (МХТ). Увлекшись талантом Станиславского и Горького, стал в 1902 г. содиректором МХТ, финансировавшим дело. Участвовал в формировании репертуара и труппы.

В 1902 г. выкупил паи у остальных пайщиков и предоставил самим артистам быть владельцами своего предприятия. На его средства и под его наблюдением было перестроено для МХТ театральное здание в Камергерском переулке. В оборудование сцены и системы театрального освещения Морозов вложил свой талант изобретателя.

Станиславский писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».      

 

 

Алексей Бахрушин (1865–1929)    

 

 

Театральный музей имени Бахрушина в Москве

 

 

Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем». Вместе с двумя братьями он строил церкви и больницы, школы и приюты.

Бахрушин поддерживал развитие профессионального и любительского театра: он помог антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и построил для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа представляла свои спектакли.

Коллекция появилась благодаря... пари, заключенному между купцами Бахрушиным и Купреяновым на тему того, кто из них за год сможет собрать больше предметов, относящихся к истории русского театра.

Так, в пылу соревнования, в погоне за раритетами и торгами на блошиных рынках началось страстное увлечение Бахрушина театром, оставшееся с ним до конца его дней.

Именно увлечение театром стало делом всей его жизни. Меценат собирал редкие фотографии и личные вещи артистов, старинные музыкальные инструменты, сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.

Позже на основе своей коллекции купец создал в Москве Театральный музей, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

 

Мария Тенишева (1858–1928)

 

Мария Тенишева - выдающаяся личность в области русской культуры, знаменитая меценатка, была, по свидетельству современников, "гордостью всей России" и одной из самых незаурядных женщин своего времени.

 

 

   

Музей "Русская старина". Находится за крепостной стеной, недалеко от центра, при пересечении ул. Тенишевой и Исаковского. Здание построено в 1903-05 гг. как музей для художественной коллекции М.К. Тенишевой, которая участвовала в разработке проекта вместе с художником В.М. Васнецовым, а главным автором был художник С.В. Малютин.

 

   

В 1893 году княгиня Мария Клавдиевна Тенишева стала хозяйкой села Талашкино под Смоленском. Постепенно усадьба превратилась в художественный центр, получивший европейскую известность. Здесь работали Репин, Врубель, Рерих, бывали Стравинский и Шаляпин. Главные достопримечательности — церковь Святого Духа с мозаикой Рериха «Спас нерукотворный» и бревенчатый резной теремок по проекту Сергея Малютина, отца русской матрешки.   Тенишева Мария Клавдиевна - выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкино близ Смоленска.

Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб.

В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла.

Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас  хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

источник - интернет

Это интересно
+2

10.04.2021 , обновлено  10.04.2021
Пожаловаться Просмотров: 474  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены