СИНАКСАРЬ ВО СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Стихи:
Великий Вторник нам приносит десять дев,
Услышавших от неподкупного Владыки приговор.
Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя (Это было на горе Елеон — см. Мф. гл. 21, 22, 25) в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям.
Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине;
потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая (добродетель).
Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых — неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню — несравненно (меньшую).
Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те — через плоть.
Когда же кончилась ночь сей жизни, задремали все (Мф. 25, 5) девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть.
И когда они спали, в полночь раздался крик (Мф. 25, 6).
Одни, взявшие много елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его.
Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите (лучше) к продающим, то есть к бедным, и купите (себе) (Мф. 25, 9),
— но бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и (в притче) о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно перейти отсюда туда (Ср.: Лк. 16, 26).
Однако неразумные, придя непросвещенными, так взывали, стуча в двери: Господи! Господи! отвори нам (Мф. 25, 11).
Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав:
Отойдите, не знаю вас (Мф. 25, 12); ибо как вы могли бы увидеть жениха, не имея приданого, т. е. милостыни?
Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины;
так же как и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод.
Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, (доброе) дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает,
— не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад.
Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу.
Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли к Твоему избранному стаду и помилуй нас.
Аминь.
от Orthodox House
Великий Вторник.
Весь этот день Иисус Христос проводит в Иерусалимском храме, беседуя с самыми разными людьми.
Со Своими учениками. С народом — благочестивыми иудеями, собравшимся в Иерусалиме в преддверии празднования ветхозаветной пасхи.
С верхушкой иерусалимского общества — первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые пытаются поставить Христа в тупик, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы.
К ним Господь обращает в конце концов гневную речь, которую мы слышим на утреннем богослужении Великого Вторника; начинается она словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23:13—36).
Се, оставляется вам дом ваш пуст... не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
— это последнее, что бросает Своим недругам Иисус, уходя из храма (Мф. 23:38,39).
Их «дом» — храм, в котором священники все еще возносят молитвы и приносят жертвы Богу, — отныне будет пустовать: Господь посетил его, но остался неузнанным.
А теперь Он навсегда покидает его.
Фреска в Соборе святой Софии в Великом Новгороде. «Апокалипсис, 19-я глава»
Апостолы же услышат сегодня от Христа три важных притчи: о десяти девах, ожидающих жениха (Мф. 25:1–12); о талантах — серебряных слитках, которые господин на время отдал слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25:14–30);
и о Страшном Суде, где определится вечная участь каждого человека в зависимости от того, проявлял ли он к своим ближним любовь или был равнодушен (Мф. 25:31–46).
Квинтэссенция всех этих притч — тот самый призыв, который мы слышим сегодня на литургии:
Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42).
Что значат эти слова?
Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31, 32).
Бодрствуйте! Не расслабляйтесь! — один из важнейших призывов, с которым Христос обращается к Своим ученикам.
Пять неразумных дев, которые не запасли достаточно елея (масла) для своих светильников и ушли покупать его, как раз когда явился жених, — это образ человека, который за всю свою жизнь не удосужился приобрести добродетели: человеколюбие, милосердие, готовность помогать бедным, объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Запасаться ими нужно было заранее.
Эрнест Карлович Липгарт (1847—1932) — русский художник и декоратор. Академик живописи ИАХ. «Притча о мудрых и неразумных девах»,1886, холст, масло. 135 x 91 Третьяковская галерея, Москва
Когда Господь вновь придет на землю — внезапно, неожиданно для всех, — начинать творить добро будет уже поздно.
Дополнение к этой мысли предложил преподобный Серафим Саровский.
Уильям Блэйк. Десять Дев.
Елей, которым нужно успеть запастись за время земной жизни, — это благодать Духа Святого, говорил преподобный.
Спастись без нее невозможно, а приобретается она только добрыми делами во имя Христово.
Джеймс Кристенсен - Десять дев
В притче о талантах есть образ лукавого раба и ленивого (Мф. 25:14), который испугался вложить серебро, доверенное ему господином, в дело и зарыл его в землю, опасаясь, как бы ненароком не лишиться и того, что есть.
Когда господин вернулся, этот слуга вернул ему припрятанное: вот тебе твое.
Но в ответ услышал гневные слова:
Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (Мф 25:25, 27), то есть, согласно толкованию Иоанна Златоуста, поделиться полученным даром с другими людьми.
Любой дар, приобретаемый от Бога, человек должен использовать на пользу другим, добавляет блаженный Феофилакт Болгарский.
В противном случае он теряет этот дар; «а проявивший большее усердие приобретет и дар больший».
К бодрствованию, то есть активному совершению добрых дел, призывает и притча о Страшном Суде.
Люди, которые деятельно заботились о ближних — кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключенных и т. д., — наследуют Царство, уготованное… от создания мира (Мф 25:34).
А кто этого не делал, именно за это и осуждается.
Не только за какие-то греховные поступки, нет — за отсутствие добрых поступков, за бездействие.
Анжерский гобелен, XIV в.
Страшный суд Христов
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39 https://radiovera.ru/rv_gospel/evangelie-ot-matfeja-glava-23-stihi-29-39
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
В грозных пророческих слова обличения, адресованных книжникам и фарисеям, слышится острейшая боль Богочеловека: столько раз Бог пытался достучаться до сердец духовных лидеров еврейского народа — но результат всякий раз был трагическим.
Пророков не принимали, презирали, убивали — а напоследок и Самого Сына Божия приколотят ко Кресту. Иисус произносит страшные слова.
Это уже не просто обличение, постановка диагноза.
Это приговор, не подлежащий пересмотру: вот, теперь ваш дом — окончательно пуст...
По сей день образ опустевшего дома — очень сильно действует на любого человека.
Ведь пока в доме хоть кто-то живёт — и сам дом тоже — живой.
Даже если это беспомощный старик, еле-еле передвигающий ноги — всё равно — всё живое. Но вот ушёл навсегда из дома его житель — и дом неизбежно умирает.
Как тело без души — только лишь труп, так и дом без людей — обречённое на разрушение строение.
Дракон и зверь Апокалипсиса. Б. Факундус. 1047 г.
Что же хочет сказать этим образом Христос, обращаясь к иудеям?
То, что в их доме Богу стало невыносимо душно. Он многократно пытался открыть окна — но всякий раз жёстко получал по рукам.
И вот, Бог уходит. Он не сжигает этот дом, Он не проклинает его, Он не наказывает тех, кто хочет и дальше задыхаться по своей же воле. Он просто уходит. Тихо. Без скандалов. Незаметно. И вот это — на самом деле — страшно.
Но ведь так происходит не только в ситуации с некогда богоизбранным народом.
Фреска «Агнец Божий, Альфа и Омега»
У Бога каждый человек — без исключения — любим, а значит, и призван быть в общении со своим Творцом и Спасителем.
Ко всякому человеку Бог тем или иным образом заходит в дом его души
— причём не декларируя, не заявляя во всеуслышание о Своём появлении.
Просто приходит — и на душе становится светло.
Всё мигом оказывается на своих местах.
Исчезает тоска и безнадёжность.
Появляется вкус к жизни и тихая, благодарная радость.
Но чтобы Бог не ушёл из дома души
— и не оставил его пусты
— надо учиться
— наверное, кто-то подумал сейчас
— «как удерживать Бога в душе как можно дольше!»
Нет, Бога не «удержишь» насильно!
Чем крепче попытаешься ухватить, удержать, присвоить это тонкое состояние сонастроенности Божественном — тем скорее оно исчезнет.
Всё, что мы на самом деле можем сделать с нашей, человеческой, стороны
— это распахнуть двери и окна настежь, хорошенько проветрить внутренний мир от затхлого запаха зацикленности на себе, самости
— и с верой и надеждой терпеливо ждать этого самого дорогого посещения!
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: