Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Дети. Правила игры.

Согласно недавно проведенным исследованиям, обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению в поведении ребенка и его самооценке.

Многие специалисты подчеркивают значимость вовлечения родителей в совместные игры с ребенком, что стимулирует его физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители оказывают на детей дошкольного возраста наибольшее влияние. А игра является основным средством, благодаря которому ребенок развивает свои навыки решения проблем.

Одни типы поведения родителей оказывают на развитие ребенка отрицательное влияние, другие – положительное. Вот правила и типы поведения родителя в совместной с ребенком игре, способствующие  наилучшему развитию и сохранению здоровья ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Не командуй»

Во время совместной игровой деятельности родители должны стремиться избегать давать ребенку какие-либо команды. Команды могут быть прямыми (например, «Дай мне эту куклу!») и непрямыми. Непрямые команды также предполагают подчинение ребенка воле родителя.

Вот некоторые примеры прямых и непрямых команд.

«Убери кубики в ящик!» (прямая команда)

«Подойди к столу!» (прямая команда)

«Давай построим домик» (непрямая команда)

«Не мог бы ты подать мне эту игрушку!» (непрямая команда)

Любые команды мешают почувствовать ребенку уверенность в своих силах. Кроме того, если родители используют команды в ходе совместной игровой деятельности, вполне возможно, что ребенок их не выполнит и это создаст напряжение в отношениях ребенка и родителей, нарушающее положительную атмосферу общения.

 

«Не задавай вопросов!»

Вопрос, так же как и команд, могут помешать ребенку почувствовать себя в роли лидера в игре. Если, например, родитель спросит ребенка: «Не мог бы ты написать эту букву на доске?», тот, конечно же, воспримет его как команду. Родитель будет восприниматься им как хозяин положения.

Вопросы, касающиеся того, что ребенок делает, могут быть восприняты как выражение родительского несогласия с действиями ребенка.

Некоторые примеры таких вопросов.

Ребенок (играя с блоками конструктора): «Вот это самолет!»

Родитель: «Ты что, построил самолет?» (Это может быть воспринято как выражение сомнения или неодобрения.)

Ребенок берет мелок.

Родитель: «Ты что, собираешься рисовать?» (Тем самым родитель перехватывает у ребенка инициативу.)

Любые высказывания, несущие в себе оттенок вопроса (например, за счет использования специфических интонаций, характерных для вопросительных предложений), будут восприняты ребенком как вопросы, а потому следует избегать их использования.

Многие родители полагают, что, задавая ребенку множество вопросов, они вступают с ним в более активный диалог. Однако наблюдения показывают, что это блокирует спонтанную речь и коммуникативные возможности ребенка.

Подобный эффект вам легче будет понять, представив себе, что некто будет постоянно находится рядом с вами, то и дело задавая вопросы. Скорее всего, ваши ответы будут становиться все короче и короче и в конце концов вовсе перестанете отвечать.

 

«Не критикуй!»

Критические замечания могут представлять собой как прямую критику ребенка («Как же ты додумался сделать такую глупость?»), так и утверждения, выражающие несогласие с его словами и действиями.

Некоторые примеры критических замечаний.

«Ты построил слишком высокую башню, она наверняка упадет».

«Эта деталь сюда не подходит».

«Разве это круг? Это больше похоже на квадрат».

Критические замечания негативным образом отражаются на самооценке ребенка.

В то же время родители могут обеспечить ребенку достаточную обратную связь, помогающую корректировать его действия. Если ребенок высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая при этом критических высказываний.

Пример.

Ребенок (взяв красный кубик): «Зеленый».

Родитель: «Нет, этот кубик не зеленый, а красный» (критическое замечание).

 

Ребенок (взяв красный кубик): «Зеленый».

Родитель: «Ты взял красный кубик» (родитель поправляет ребенка, избегая при этом критики).

Во втором случае родитель поправил ребенка, но не заставил его при этом почувствовать, что он не прав. Родителю удалось избежать указаний на неправоту ребенка («Нет»), так же как и критического тона.

 

Описание

Описывайте хорошее поведение ребенка в момент совершения им тех или иных действий. Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать плохого поведения.

В качестве примера – вспомните, как ведется комментарий спортивного состязания. Таким же образом и родители могут  шаг за шагом в деталях описывать действия ребенка. Комментируя отдельные этапы выполнения ребенком тех или иных действий, родители приходят к описанию действий ребенка в целом. Очевидно, что выражение «Сейчас ты положил красный кубик на зеленый» будет иметь более конкретный характер, чем выражение «Сейчас ты играешь с кубиками». Первое выражение более точно отражает характер действий ребенка и тот уровень умений, который он демонстрирует.

Некоторые примеры описаний действий ребенка.

«Ты кладешь игрушки на стол».

«Это красный кубик».

«Ты рисуешь круг».

«У мистера Картофельная Голова желтый нос».

 

Описания воспринимаются ребенком как поддержка его действий и способствует повышению его самооценки. Описание выполняемых ребенком действий также способствует обогащению его словарного запаса. Кроме того, это побуждает ребенка к самостоятельному описанию своих действий, развивает самосознание ребенка, обогащает представление ребенка о себе самом, тренирует концентрацию внимания и организует мышление ребенка, связанное с игровой деятельностью. Таким образом, ребенок посредством описания его действий усваивает навыки чрезвычайно ценные для его образования.

 

Отражение

Благоприятно сказывается на общем и интеллектуальном развитии ребенка использование родителем приема отражения его удачных высказываний. Отражение представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Так, например, если ребенок. Подходя к доске, говорит: «Я порисую», родитель может предполагать использование звуков и междометий. Тем самым родитель показывает ребенку, что он его понимает и внимательно относится к тому, что ребенок пытается выразить.

Вот некоторые примеры отражений.

Ребенок: «Красный».

Родитель: «Ты взял красный кубик».

 

Ребенок: «Упало…»

Родитель: «Да, башня упала».

 

Ребенок: «Кубики!»

Родитель: «Да, в этой коробке – кубики».

 

Подобно тому, как описания позволяют закреплять определенные навыки, отражения учат ребенка понимать и принимать то, что он говорит, что ведет к развитию речи и коммуникативных навыков. Кроме того, отражение позволяет без критики в адрес ребенка корректировать его высказывания, правильность речи и произношения.

 

Имитация

Имитация, демонстрируя поддержку и принятие действий ребенка, способствует повышению его самооценки.

Некоторые примеры имитации.

 

Ребенок (начинает строить из кубиков башню).

Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню» (начинает строить башню такого же или меньшего размера).

 

Ребенок (играет в игру «Ноев Ковчег»).

Родитель: «Ты ставишь льва и львицу вместе» (описание).

«Я поставлю слона и слониху» (имитация).

 

Имитация в свою очередь заставляет ребенка имитировать действия родителя и повышает степень его активности в усвоении различных навыков, как во время  игры, так и в других обстоятельствах. Имитируя действия ребенка, родители должны избегать делать то, чего ребенок не делал, поскольку это может привести к утрате им инициативы.

 

Похвала

Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий. В последнем случае используются более общие формулировки, такие как «Хороший мальчик!», «Здорово!». Хотя такая похвала также способствует повышению самооценки ребенка, следует отдать предпочтение похвале, в которой называются конкретные действия.

Некоторые примеры.

«Хорошая работа!» (похвала без обозначения конкретных действий).

«Здорово!» (похвала без обозначения конкретных действий).

«Ты – хорошая девочка» (похвала без обозначения конкретных действий).

«Ты – хороший мальчик, посадил дядю в машину» (похвала с обозначением конкретных действий).

«Хороший получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий).

«Как удобно ты устроился за столом!» (похвала с обозначением конкретных действий).

«Мне нравится, когда ты со мной говоришь» (похвала с обозначением конкретных действий).

 

Похвала, в особенности с обозначением конкретных действий, способствует закреплению навыков и побуждает ребенка выполнять определенные действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции. Ребенок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребенок ведет себя хорошо.

Тревожного, неуверенного в себе ребенка важно хвалить не только за правильное поведение в процессе игры, но и за то, что он проявляет интерес к игрушкам, правильно сидит за столом, разрешает другим брать игрушки, смотрит в глаза собеседнику или вступает с ним в разговор.

Родителям следует также пользоваться невербальными знаками выражения похвалы, например, аплодировать ребенку, прикасаться к нему и поглаживать его, улыбаться и применять выразительные интонации, позволяющие передать восторг и одобрение.

Игнорирование

 Родители должны научиться игнорировать плохое поведение ребенка в ходе игры. Игнорирование позволяет блокировать попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением.

Проявление внимания, сопровождаемого положительной или отрицательной оценкой плохих поступков ребенка, приводит лишь к их закреплению. Поскольку родителям это бывает сделать трудно, им можно заняться чем-нибудь, для того, чтобы отвлечь внимание от ребенка. Так, например, если ребенок начинает хныкать, родителям следует отвернуться и начать играть с куклами, комментируя при этом свои действия.

Родители должны придерживаться трех основных правил.

Во-первых, им надо игнорировать лишь те действия ребенка, которые направлены на то, чтобы привлечь их внимание (когда, скажем, ребенок начинает хныкать или говорить плохие слова). Если же ребенок поступает так по другой причине (например, бросает игрушку в стену, потому что ему нравится звук удара), игнорирование его действий не поможет их пресечению.

Во-вторых, следует помнить, что прежде чем ребенок перестанет совершать плохие поступки, пытаясь привлечь внимание родителей, он будет вести себя все более разнузданно. Поэтому действия ребенка, представляющие опасность для него и окружающих (например, попытки ударить родителя) не должны игнорироваться.

В-третьих, начав игнорировать те или иные действия ребенка, родители и впредь должны продолжать их игнорировать. Если эти действия, наконец, выведут их из равновесия, и они перестанут их игнорировать, то тем самым убедят ребенка в том, что выработанная им стратегия возымела действие. Он и в дальнейшем будет стремиться ее использовать.

Параллельно с игнорированием проявлений плохого поведения ребенка, родители должны быть внимательны к проявлениям нейтрального и хорошего поведения и незамедлительно оказывать ему поддержку.

Вот некоторые примеры игнорирования плохого поведения ребенка.

Ребенок, безуспешно пытаясь вставить фрагмент «головоломки» не туда, куда следует, начинает плакать и отходит от стола.

Родитель (отворачивается от ребенка): «Попробую-ка построить домик» (продолжает комментировать свои действия).

Ребенок (хныча, возвращается к столу).

Родитель (сразу же поворачивается к ребенку): «Хорошо, что ты вернулся к столу. Мне нравится играть вместе с тобой» (похвала с обозначением действий).

 

В ходе игры с ребенком родители могут успешно сочетать все выше перечисленные и описанные приемы взаимодействия и правила.

Уровень овладения родителями приемами эффективного игрового взаимодействия с ребенком признается вполне удовлетворительным, если в течение пятиминутного периода игрового взаимодействия с ребенком в начале игры им удается:

-          произнести от 25 до 50 фраз, связанных с описанием или отражением действий и слов ребенка;

-          произнести до 15 фраз, связанных с его похвалой, при этом примерно половина этих фраз должна предполагать обозначение конкретных действий ребенка;

-          не задать ребенку ни одного вопроса;

-          не использовать команд;

-          не сделать ни одного критического замечания;

-          игнорировать все попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением.

 

Желаем вам  увлекательной и успешной игры с ребенком!

 

 

 

Это интересно
0

02.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 318  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены