Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4891 участник
Администратор Elizabeth***@***
Модератор seerga

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240426154733

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
администратор пишет:

RE[2] СВЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА...-

   

 

                             RE[2] СВЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

 27 Августа 2015 г.

 

LEOTIGER

 


Сегодня мы совершаем путешествие во времени: мы отправляемся в начало прошлого века, где в литературной гостиной нас ждут замечательные поэты Серебряного века. 
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”.

Это период великого взлета русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Это особое явление духовной жизни России-век Серебряный. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема.


"И серебряный месяц ярко
над серебряным веком стыл"
А.Ахматова

                           

 

 

                          


Серебряный век…

Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом. Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…

Судьба каждого- это целая книга… А творчество – подарок для нас, ибо в серебряной россыпи поэзии каждый может найти свою мелодию. 
И я хочу, чтоб все мои мечты, 
Дошедшие до слова и до света, 
Нашли себе желанные черты.
В. Брюсов
Это череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин — всех перечислить невозможно, да и, пожалуй, не нужно. 

                          

 


Это поэты одной из самых загадочных эпох в истории русской культуры – «серебряного века» — стали гордостью русской литературы и ее болью, потому что судьба большинства из них была трагической. Трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. Но остались их бессмертные серебряные голоса.
Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
Мир раскололся – и трещина прошла через сердце поэта».
(Г. Гейне).
Вот это стихотворение – крик раскалывающегося сердца.

                            

                                


Поэзия “серебряного века” – это уникальное художественное пространство.
Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Безусловно, Серебряный век в русской культуре — это в первую очередь поэтическое событие. Конечно, и в прозе, и в живописи, и в музыке, были таланты, которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства, Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии.
Большинство поэтов было примерно одного круга и уровня образования (лишь два исключения, но…исключительно яркие — Владимир Маяковский и Сергей Есенин). Они общались, создавали поэтические кружки, в каждом из которых воплощалось какое-либо одно поэтическое направление: акмеизм, футуризм, имаженизм и т.д. Мировоззренческие традиции в Серебряный век пришли из Западной Европы. Это философия Ницше, Шопенгауэра, религиозных мистиков. Атмосфера «Заката Европы» в предреволюционной России была, как писал Мандельштам, густой, не позволяющей дышать. Возможно, поэты, как наиболее близкие к пророкам, предчувствовали не только закат серебряного века, но и трагическое окончание жизни каждого из них.

                             

                                  

Невозможно выделить из этой плеяды талантов каких-то отдельных поэтов. Застолбив за кем-то звание «лучшего», а остальным раздав лавры свиты.

Каждый из них- гениален. И, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Конкуренция на поэтическом Олимпе была настоящей войной. Игорь Северянин и Владимир Маяковский боролись за звание «короля поэзии», устраивая публичные скандалы. Анна Ахматова открыто позволяла себе высказывания в адрес Марины Цветаевой: «белокурая кукла». Иногда неприятие доходило до открытого противостояния, как это было в дуэли между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.
Очень хотелось бы рассказать обо всех, посмотреть на то время их глазами через призму творчества этих выдающихся поэтов. Но… Это такой огромный пласт культурной жизни в нашей истории, их жизни, полные трагедий. Нет, это был бы довольно увесистый том. Поэтому, как бы ни был неимоверно труден выбор между практически равными по силе таланта и так непохожими в его реализации поэтами, все же я выделила бы пятерых, без которых Серебряный век в поэзии мог бы и не состояться.

                                 

                                


Именно они были лидерами и идолами поэтических кружков, а их стихи до сих пор перепечатываются, да что уж там, переписываются от руки влюбленными и мечтательными подростками.

                                   


«Жизнь моя, иль ты приснилась мне!...»

                                   

Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов. Рассказывать о жизни этого поэта в нескольких строчках — неблагодарное занятие. Тем более что о судьбе Сергея Есенина сказано и написано очень много. От хвалебных саг до острых критических статей.
Как бы там ни было, именно со стихов Есенина, у «юношей с взором горящим» и девушек начинается увлеченность Серебряным веком. Его стихи охотно учат в школе и напевают на мотив дворовых романсов. Сам образ златовласого поэта, легко меняющего рубахи на английский смокинг, напивающегося вдрызг в кабаках, очаровывающего самых красивых женщин, до сих остается привлекательным и понятным.
Конечно, он не создал поэзии нового типа. Он просто набрал на струнах души знакомые всем с детства звуки. Но сделал это с такой чистотой, с такой искренностью, что хочется их слышать вновь и вновь.

                                   

                                
Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

 

                               


«Я избран королём поэтов -

Да будет подданным светло!»

                              
Его слава, как сам он пишет, началась со скандальной рецензии Льва Толстого, которого возмутили открыто эротические метафоры стихов Северянина. Молодого поэта начали приглашать в столичные салоны, где он быстро нашел не только почитателей таланта, но и верных соратников. Его талант и несомненная харизма поставили его во главе кружка эгофутуристов, на плечах которых он и был коронован в знаменитом поэтическом поединке с Владимиром Маяковским.
Сегодня Игорь Северянин не так популярен, как другие поэты из нашего топа. Однако его стихи, несомненно, остаются оригинальным творением русского Серебряного века.

В конце своей жизни, которая пришлась на страшные 30-е годы, он написал, что больше нет читателей, которым нужны настоящие стихи. Возможно, сегодня нам предстоит вновь открыть для себя этого удивительного поэта, единственного, кто может хоть и с долей ироний, но при этом с полным основанием назвать себя «королем поэтов».

                                  

                               

Когда любим и любишь, счастьем рая

Глушь может стать. Но как любить такую?

Как быть с ней вечно вместе, созерцая

Не добрую и вместе с тем не злую?

Вечерние меня пугали б тени,

Не радовал бы и восход румяный.

Предаст. Расстроит. Омрачит. Изменит.

Раз нет мужчин, хотя бы с обезьяной.

                               

                                          Николай Гумилев

                                        


"Одни глядятся в ласковые взоры,

Другие пьют до солнечных лучей,

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью своей.»

Ахматова

Конечно, жена превзошла по таланту своего мужа. Превзошла она его и по количеству страданий, выпавших на ее долю.

Но разделить этих двух людей— рука не поднимается.
«Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из другой страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.»


Н.Гумилёв


Поэзия и проза Николая Гумилева находится в очень узкой сфере Серебряного века, тогда как Ахматова является практически центром его притяжения. По ней одной можно было бы реконструировать серебряный век — от блестящего начала до трагического конца.
И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова.

Справлюсь с этим как-нибудь.

                                      

                              

А не то... Горячий шелест лета

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.


Кроме того, что она была одной из самых сильных представительниц поэтического акмеизма, стала еще и той нитью, которая связала Серебряный век с русской поэзией середины 20 века.

С ней общался Борис Пастернак, а Иосиф Бродский так просто боготворил эту женщину.
Стихи Ахматовой нельзя назвать женскими, а ее саму назвать поэтессой. Хотя ее лирика бывает глубоко женской, в ней всегда чувствуется что-то большее, чем просто переживание тоскующей героини.

Это мощная, природная сила, не знающая ограничений полов и времен.

                       

«Рваться в завтра, вперед!», «сердце с правдой вдвоем»

                                    

                                 
Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим. Ни по его стихам, которые, кажется, разрезают гладь бумаги графикой строк, ни по его жизненному пути, похожему на гибель Титана.
В отличие от многих современников по серебряному веку, он с радостью встретил новую власть.

Его стихи, которые раньше сочетались разве что с дурно выглядящей желтой кофтой на литературных вечеринках, стали официальной лирикой нового строя.        

                                 

                                      

Однако за всей этой политикой, надо обязательно увидеть колоссальный поэтический талант Маяковского, который не смог вместиться в рамки классического стихосложения. Он раздвинул границы того, как должна выглядеть поэзия, как должна звучать поэзия, оставив неизменным только то, как должна пониматься поэзия. Пониматься она должно по-прежнему сердцем.
Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!


                              

                                    

Гений Блока безусловен.

Сам Блок производил впечатление холодного человека, и стихи его кажутся скорее холодными, почти стальными. Действительно, этот человек писал так, как жил. И жил так, как писал. Другое дело, что многим из нас его жизнь была бы непонятна.

                                    

                                


Мотивы его стихов аналогичны мотивам других поэтов Серебряного века: мистика, разрушенная любовь, прожигание жизни, бессмысленность бытия, революция.

Однако в каждой из этих тем он создал творение, превосходящее по гениальности стихотворение любого другого поэта: «12», «Незнакомка», «Фабрика», «Я пригвожден к трактирной полке», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»…

                                    

                                      

Русская поэзия “серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась.

Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Русский “серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь “серебряного века” навсегда останется в истории России.

 

                                                   

 

     

Это интересно
+1

администратор 22.09.2019
Пожаловаться Просмотров: 192  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены