Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Илья Муромец: правда и вымысел

 Об Илье Муромце написано много былин. Его образ так же очень интересовал историков. Жил ли он на самом деле? Разные ученые школы дают разные версии понимания былинного богатыря. Попробую вам их все описать.

 

«Мифологическая школа», к которой отнесем Афанасьева и Миллера, увидели в Илье Муромце образ Перуна. Соловей-разбойник, по их мнению, олицетворяет демона грозовой тучи, а его свист – это завывание бури. Идолище Поганое – это черная туча, застилающая ясно солнышко, то есть князя Владимира. Нужен удар Ильи Муромца, чтобы тучи рассеялись.

 

Историки-славянофилы узрели в Илье «олицетворение дружины земской», народной служивой силы. В Илье есть все качества простого русского народа: бескорыстное служение родине, почитание родителей, скромность. Борьба же с тем же, Идолищем Поганым –это олицетворение вековой борьбы Руси со степью, с половцами, печенегами и татарами.

 

Есть те, кто считает, что образ Ильи Муромца был заимствован из других культур. Они увидели много общего со скандинавским, германским, кельтским, византийским, иранским, киргизским, эстонским и кавказским эпосом. Так, рассказ о чудесном приобретении силы человека, который до этого был, слаб, встречается и в житиях святых и во многих скандинавских сагах. В саге о Тетлейфе Датском, сын крестьянина, был запечным лежебокою и не имел никакой силы. Внезапно он получает силу и отправляется в путь. Отец и мать снаряжают его и дают совет не биться с дружиной Тидрекома, Илье также дают совет родители, не биться со старшими богатырями. Бой героя с Зигурдом-разбойником, заканчивается победой героя. Дочь побежденного героя хочет убить Тетлейфа, как и дочь Соловья – Илью.

 

Илью Муромца также сопоставляют герою сербского эпоса, Кралевичу Марку. Первый подвиг серба – корчевание поля, второй – битва с Мусой-разбойником, который грабил на проезжей дороге. Бой Марка и великана Джидова напоминает бой Муромца со Святогором. И в обоих случаях участники боя мирятся друг с другом.

 

В одной из былин Илья встречается с королевичной (по этой былине написана картина «Витязь на распутье»), она напоминает известную героини кавказских сказаний – царицу Тамару. По мнению некоторых ученых, влияние восточных мотивов делает похожим Илью на Рустама, героя поэмы «Шахнаме» (иранский эпос). По мнению профессора Миллера, личность Рустама сильно повлияла на русского богатыря. Оба героя сначала были очень сильны, но потом их силы уменьшились в половину.

 

Сказы же о битве отца и сына встречаются во многих эпосах: иранском, киргизском, кавказском и эстонском. Скорее всего, у разных народов миф сложился в эпоху матриархата, когда сын не знал отца и мог запросто вступить с ним в бой.

 

Версия «исторической школы» считает, что за образом Ильи Муромца скрывается дядя князя Владимира, Добрыня. Летопись говорит о нем, как о руководителе и помощнике юного Владимира. Именно он добывает ему в жены красавицу Рогнеду, помогает в управлении Новгородом. Настоящие имя дяди Владимира сохранилась в одних былинах, в других его заменили на Илью Муромца.

 

Так же, если брать старый русский эпос, то можно выделить Олега, который играл при князе Игори ту же роль, что и Добрыня при Владимире. Вероятно, и песни о них были сходны, до определенной степени. Возможно, образ Добрыни и Олега со временем слился в один. Так же возможно, что и образ Владимира и Игоря стал одним целым.

 

Германские саги содержат образ русского витязя Ильи (Ilias von Riuzen). В норвежской саге «Тидрек - сага» Илиас был «русский воевода и могучий боец», брат Вольдемара, короля поляков.

 

Кстати, о крестьянском происхождении Ильи ничего не было известно, вплоть до XIX века. Очевидно, что «мужиком» его сделали совсем недавно, когда героический эпос спустился в рабочею и крестьянскую среду. Так Илья стал крестьянином города Мурома, села Карачарова. Сам эпитет «Муромец» тоже позднего происхождения. До XVII века его звали «Муравленином», «Моровлином», «Муровцем», что заставило дореволюционных исследователей искать его родину в южных местах России: в Волынской губернии был Моровеск, Муравица, в Черниговской губернии - село Моровск, ранее город - Моровийск. Там же, в пределах Черниговского княжества, есть город Карачев, около которого протекает река Смородинка и стоит деревня Девятидубье. По местному преданию, тут жил Соловей-разбойник.

 

Источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

Модератор 25.11.2018
Пожаловаться Просмотров: 862  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены