Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

«Две тётки»: история одной фотографии.

«Две тётки»: история одной фотографии.
(Зуля Саитгалеева, фейсбук)
-------------
Докторанты МФТИ Хельга фон Траушенберг и Мария Сумарокова-Эльстон, СССР, 1959 год.

Фотоснимок сделал Томас Хаммонд, русист, профессор истории Вирджинского университета, в 50—60—е годы сделавший несколько сотен отменных цветных фотографий Советского Союза.

На территорию МФТИ его бы, конечно, не пустили — если бы не сопровождение в лице самого Капицы-старшего.

Фон Траушенберг и Сумарокову-Эльстон (она на фото справа) Хаммонд сфотографировал у центрального входа в институт, приняв их за торговок грибами, как-то пробравшихся на территорию.

Не зная тогдашних реалий, легко представить, что неброско одетые женщины торгуют грибами (корзина справа от графини); дело было в воскресенье, и таких грибоносцев был полный автобус — это сотрудники института (среди коих минимум двое будущих нобелевских лауреатов) возвращались с «по грибы» — любимого развлечения Петра Леонидовича Капицы, которое он устраивал для сотрудников почти каждую неделю по осени.

Хельга фон Траушенберг (стоит слева) — один из пионеров неравномерной термодинамики, ближайший сподвижник Ландау, за пару лет до этого снимка была вытащена Капицей из туруханской ссылки («5 по рогам» — поражение в гражданских правах сроком на 5 лет с одновременной высылкой в отдалённые регионы страны), куда попала просто будучи немкой по происхождению и, что хуже, дворянкой по крови. Первые фон Траушенберги восходят к обедневшему саксонскому роду, переехавшему в Ямбург (ныне Кингисепп) при Анне Иоанновне, и занимавшиеся в России на протяжении нескольких поколений инженерным делом. Одарённая девочка Хельга (Адамовна по отчеству) окончила московскую школу в 15 лет с отличием, в 21 год — московский университет, работая, пусть и лаборанткой, у самого Иоффе.

Мария Аристидовна Сумарокова-Эльстон (сидит справа), двоюродная племянница того самого Феликса Юсупова, один из авторов учебника по электродинамике гомогенных (сплошных) сред. На момент фотографирования — кандидат наук, уже автор более 90 научных работ, докторант Исаака Марковича Халатникова, помощник редактора «Журнала экспериментальной и теоретической физики». Удивительно, но, несмотря на не то что дворянское происхождение — на предков из самых сливок дворянского общества, из одной из богатейших семей России, Мария Аристидовна счастливо избежала каких бы то ни было репрессий, и даже, будучи преподавателем и руководителем кафедры, не состояла в партии.

===

 

Добавлю про Халатникова, из книги Шафаревича "Трёхтысячелетняя загадка":

Приведу один пример из более позднего времени. В издающемся в Израиле на русском языке журнале рассказывается следующая история.


«Елена Исааковна Щорс, числящаяся по паспорту русской, на самом деле является внучкой Героя гражданской войны Николая Щорса, легендарного командарма, известного по песне «След кровавый стелется по густой траве».


Женой Щорса в то незабываемое время была Фрума Ростова, настоящую фамилию которой я не знаю. Эта железная чекистка Фрума, давя контрреволюционеров, как клопов, во вверенном ей для этой цели городе Ростове, сумела родить от Н. Щорса дочь Валентину, которая, в свою очередь, подрастя, вышла замуж за физика Исаака Халатникова, в настоящее время являющегося членом- корреспондентом Академии наук СССР (напечатано в 1976 г.; позже – академик). История его карьеры еще более поучительна, так как, живя в городе Харькове, он был вызван академиком Ландау для учебы в его семинаре. В то время Ландау, угнетенный длинным списком еврейских фамилий, образующих школу его учеников, натолкнулся на фамилию Халатникова, что дало ему повод ошибочно подумать, что он разбавит школу физиков-теоретиков хоть одним русским человеком, о чем его неоднократно просили партия и правительство. Можно представить, как матюгался Ландау, узнав, что этот харьковчанин Халатников никакой не Халатников, а Исаак Маркович».


С какой удивительной легкостью, с одесским юмором подается здесь и тема «железной чекистски, давившей контрреволюционеров, как клопов», и более современная тема «длинного списка еврейских учеников» Ландау. Ведь это тяжелое моральное обвинение: все равно как брать на работу только своих родственников.

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+6

17.11.2021
Пожаловаться Просмотров: 581  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены