Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
модератор пишет:

Любовницы на полставки...-

 

 

                            Любовницы на полставки.


             Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей

Алена Шаповалова/

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

Какие качества были обязательными для приближённых императрицы, и как они "переквалифицировались" в царских любовниц.

 

Балы, богатые женихи, шикарные наряды и дорогущие украшения — к такому получала доступ фрейлина императрицы.

Это ли не работа мечты?

Какое "резюме" было необходимо для того, чтобы занять такую сладкую должность, и на что были готовы пойти конкурентки в борьбе за неё?

 

 

Жёсткая иерархия

 

 

"Постельные", "мамки", "нянюшки" и всевозможные помощницы у цариц и княжон были ещё со времён Рюриковичей, а то и раньше.

Но официальные должности "придворные девки" получили при Петре I в 1722 году. Женские придворные должности были закреплены в "Табели о рангах" (закон, где квалифицировались военные, гражданские и придворные чины).

Виной тому "командировки" Петра в Европу — во Франции Пётр подсмотрел дамскую иерархию двора.

 

 

В соответствии с "табелем" придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц.

Если гофмейстерины отвечали, например, за канцелярию императрицы, то камер-девицы могли заниматься в основном менее ответственными делами, но при этом имели доступ в покои государыни.

 

 

При Петре I и его супруге Екатерине табель строго не соблюдался. Окончательно перечень должностей и званий сложился в конце XVIII века.

 

Обер-гофмейстерина — заведовала придворным женским штатом и канцелярией императрицы, высшее звание

 

Гофмейстерина — представляла государыне дам, явившихся на аудиенцию. В праздничные дни надевала бархатное верхнее платье малинового цвета и белую юбку с золотым шитьём

 

Статс-дама — де-факто большую часть времени занималась маленькими детьми императора. Статс-дам можно было без проблем отличить в дни торжеств по бархатному зелёному платью с золотым шитьём и белой юбке

 

Камер-фрейлина — старшая придворная должность для незамужних. В её обязанности входило обслуживание "различных потребностей" императриц. Ходила в наряде, подобном статс-даме

 

Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто

(1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам). Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние.

 

В XVIII веке фрейлинами становились в основном представительницы знатных фамилий.

Обязательным условием к концу столетия стало "быть девицей". Как только девушка выходила замуж — её повышали в звании или, наоборот, разжаловали. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, "получивших" должность за заслуги отцов. Средний возраст таких "специалистов" сложился в XIX веке и составил 15–18 лет.

 

 

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

 

 

 

Требования

 

 

В первую очередь было необходимо родиться в знатной семье. Императрицы могли сделать исключение на такой "минус в резюме", но редко.

Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц.

Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело.

 

 

Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью (не всегда это было равно красивой). При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать.

Одним из требований было умение держать себя при дворе.

 

 

Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых.

Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II (который отменил крепостное право в России) Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации (ну не нравились они мужчинам).

Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда.

 

 

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

 

 

Самая первая

 

 

Первой обер-гофмейстериной стала свояченица (сестра жены) фаворита Петра I Александра Меншикова.

Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой (современники вспоминают о её горбатости), но имела много других завидных качеств.

К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу.

 

 

Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно.

Историки выделяют несколько возможных версий. Как отмечает Елена Майорова ("Личная жизнь Петра Великого", 2011), она была любовницей императора Петра I.

Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. "Пётр любил всё необыкновенное. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он.

Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова.

Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты".

 

 

Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини.

 

 

Любовница "на полставки"

 

 

Д.Г. Левицкий. Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой". Коллаж © L!FE Фото: РИА Новости

Д.Г. Левицкий. Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой". Коллаж © L!FE Фото: РИА Новости

 

 

Романы императоров и будущих правителей с фрейлинами были делом вполне обычным. При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой.

Эти "милые интрижки" едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — "дама для особых услуг".

 

 

Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем. Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать "только страшненьких" не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз.

 

 

Так, Николай I был в "определённых отношениях" с Варварой Нелидовой, а его отец — Павел I — с её теткой по имени Екатерина. Обе были фрейлинами при императрицах.

 

 

Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II.

Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами. Первый из них был около 1833 года, когда в тот момент ещё наследнику престола было 15 лет.

Избранницей цесаревича стала фрейлина его матери, Александры Фёдоровны, Наталья Бороздина. Свидетельств о романе практически не сохранилось. Фрейлина Александра Смирнова-Россет писала в своих воспоминаниях, что девушку с "распоряжения императриц" выдали замуж за чиновника Министерства финансов Гавриила Каменского.

 

 

Следующая пламенная любовь с фрейлиной случилась у Александра в возрасте 20 лет, в 1838 году. И если прошлая фаворитка была дочерью русского генерала, то с родословной Калиновской всё обстояло значительно хуже. Во-первых, она была католичкой. Во-вторых, Ольга принадлежала к сравнительно знатному дворянскому роду в Польше. Тем временем Александр начал заикаться о своём намерении жениться, что вызвало шок в семье правителей: ну совсем неподходящей партией была фрейлина Калиновская.

Итог: Александра вместе с воспитателем отправляют под предлогом учёбы в Европе искать себе невесту. На этом любовная история не заканчивается: когда Александр возвращается в Петербург в 30-х годах XIX века, роман вспыхивает с новой силой. Тогда за дело берётся отец Александра — император Николай I.

 

 

После нескольких (едва ли приятных) разговоров Калиновскую отлучают от двора и отправляют в Польшу. Там родственники не только принимают опальную фрейлину, но и выдают замуж за (внимание!) бывшего супруга её покойной сестры, богатейшего польского магната Иеренея Клеофаста Огинского. В браке у них даже рождается сын. В свою очередь, Александр в 1841 году женится на Марии Гессен-Дармштадтской, предложение которой было сделано во время поездок по Европе.

 

 

Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова с детьми. Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова с детьми. Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

 

 

Казалось бы, на этом история должна закончиться, но…

В 1857 году Александр II во время военных учений по случаю 150-летия Полтавской битвы знакомится с дочерью князя Михаила Долгорукова Екатериной. Самой девочке к тому моменту было десять лет. Знакомство прошло незаметно для царя, а вот в жизни ребёнка оставило неизгладимые впечатления. Через много лет в книге воспоминаний Екатерина писала, что не могла забыть Александра с первой минуты. Через два года умер её отец, "промотав" своё имение перед этим. Император узнал об этом и распорядился всю осиротевшую семью взять под свою опеку. Так, две сестры Долгоруковы по достижении подросткового возраста оказались в Смольном институте.

В 1865 году 17-летнюю уже студентку представили императору.

 

 

Как ни странно, он её вспомнил. Завязался бурный роман, который через 14 лет (после смерти супруги-императрицы) перерос в… брак. Влюблённые были разного социального положения, а пятеро детей, рождённых Екатериной, не считались законными наследниками российского престола. После смерти царя в 1881 году Екатерина мигрировала в Ниццу, так как неприязнь знати к ней в России, по её словам, была слишком велика.

 

 

За царицей — хоть на смерть

 

 

София Карловна Буксгевден (справа) с матерью Людмилой Петровной Осокиной. Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

София Карловна Буксгевден (справа) с матерью Людмилой Петровной Осокиной. Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org

 

 

Самоотверженность фрейлин порой просто поражала. Так, за любовь правительницы они бесстрашно могли отправиться за решётку или на верную смерть. В этом плане очень показательна история, например, Софьи Буксгевден, которая отправилась за царской семьёй в Тобольск и выжила только чудом.

 

 

Софья стала "сессионной" фрейлиной при императрице в 19 лет, в 1904 году: то есть девушек приглашали на определённое время, когда, к примеру, кто-то из основных фрейлин заболевал или были необходимы дополнительные силы. Так, первый "срок" Буксгевден был шесть недель. Потом — перерыв в семь лет.

 

 

В 1911 году девушка сопровождала семью во время их летнего отдыха на яхте "Штандарт". "Штатной единицей" она стала в 1912 году, когда получила от императрицы Александры Фёдоровны бриллиантовый шифр с вензелем (это произошло в честь 300-летия дома Романовых на престоле). Государыня даже дала ей произвище — Иза.

 

Так я отправилась в Царское Село. Моя мать снабдила меня бесконечным списком письменных инструкций. На другом листе был список "Не делать", подчёркнутый красным карандашом, — написала Софья в своих воспоминаниях

 

Когда в 1917 году царскую семью направили в ссылку в Тобольск, Софья решила следовать за ними. Она устроилась жить в частной съёмной квартире в городе. Дело в том, что фрейлину не пустили в тот дом, который снимал император.

 

 

Историки вспоминают, что Софья старалась ни на шаг не отходить от императрицы, только изредка уезжая ночевать домой. В 1918 году она отправилась в Екатеринбург. В дом Ипатьевых, где царскую семью расстреляли в июле 1918 года, Софью не пустили.

 

 

Позже в мемуарах Софья написала, что бежала из России через Сибирь, Японию и Северную Америку. Жила в Копенгагене, а затем в Лондоне.

 

 

— Императрица не ошиблась в своей фрейлине. Иза Буксгевден последовала за царской семьёй в Сибирь и только чудом уцелела. Заняв денег у Сиднея Гиббса, она сумела пересечь Сибирь и через Китай выбраться в Англию, — пишет Игорь Зимин ("Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение", 2010).

 

 

Любопытно, что не осталось ни одной фотографии после миграции Буксгевден. Сама бывшая фрейлина вспоминала, что её жизнь оборвалась в 1918 году.

 

 

Влияние

 

 

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

 

 

Сами фрейлины в мемуарах пишут, что их работа была совсем непростой. Нужно было постоянно иметь возможность "включиться в дела".

 

 

— Надо было быть полностью в курсе дел двора. Надо было знать дни рождения важных особ, дни именин, титулы, ранги и т.п., и надо было уметь ответить на тысячу вопросов, которые государыня могла задать… Рабочий день был долгий, и даже в недели, свободные от дежурств, фрейлина должна была выполнять обязанности, которые не успевала выполнить дежурная, — писала в своих мемуарах приближённая Александры Фёдоровны (жены Николая II) Анна Вырубова.

 

 

Конечно, фрейлины были "опасными шпионами", так как знали всё об императрице — в том числе её настроение.

 

 

 Преобладающей страстью в ней было желание знать новости и тайны двора раньше всех прочих, — пишет фрейлина Анна Тютчева про свою "коллегу" Нину Пилар, состоявшую при дворе жены Александра II, Марии Александровны. ("При дворе двух императоров (воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II)", 1990).

 

 

Как пишут историки, с фрейлинами советовался едва ли не весь императорский двор. Особое значение они имели в конце XVIII — XIX веках.

Ведь кто, как не приближённые государыни, знают, в каком настроении правитель, стоит ли к нему подходить. Да и обо всех возможных переменах при дворе "личные фрейлины" узнавали одними из первых.

Только подружиться с ними было тяжело: не рисковали девушки тёплым местечком ради повода посплетничать.

 

 

Приближённость к императрице и прочие плюсы профессии налагали, с другой стороны, огромную ответственность и множество соблазнов. Так, у тех, кто имел доступ в покои императрицы, перед глазами было множество украшений, стоимость которых прямо упиралась в космос. Однажды камер-фрейлина жены Петра I Екатерины попалась на краже царских драгоценностей. При обыске у неё в комнате нашли бриллиантовые украшения и платья императрицы.

 

 

К этому прибавилось, что, как оказалось, Гамильтон не слишком следила за собственным языком и обсуждала со своим любовником — царским денщиком Иваном Орловым (личный слуга) — подробности из спальни государей. К тому же по двору ходили слухи, что она убила как минимум одного из своих новорождённых. По совпадению, он мог оказаться ребёнком не Орлова, а лично Петра. Проверить это уже не было возможности.

 

 

Марию Гамильтон казнили в 1719 году. Историки свидетельствуют, что Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал её в губы, а после уехал прочь.

 

Автор:Алена ШаповаловаАШАлена Шаповалова

 

 

Это интересно
+2

модератор 13.02.2017
Пожаловаться Просмотров: 602  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены