В случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара продавец уплачивает неустойку в размере 0,5%. Можно ли ее взыскать при несвоевременной передаче покупателю документов, относящихся к товару? А если без них использовать товар невозможно? Два суда посчитали, что неустойка присуждается только при отказе продавца передать сам товар, однако Верховный суд объяснил, что это не так. Подробности – в материале.
Игорь Бакун* купил у ООО "Автосалон "Реном" автомобиль RENAULT LOGAN стоимостью 626 980 руб. При этом в автосалоне ему не передали оригинал паспорта транспортного средства, хотя, согласно договору купли-продажи, должны были. Спустя месяц Бакун направил в адрес ООО "Автосалон "Реном" письменную претензию о выдаче ему ПТС, но ответа не получил. Тогда покупатель подал соответствующий иск, где просил суд не только обязать общество передать ПТС, но и взыскать с него 351 109 руб. неустойки за пропуск срока, 84 642 руб. штрафа за несоблюдение требований в добровольном порядке и 10 000 руб. компенсации морального вреда.
Сорочинский районный суд Оренбургской области требования удовлетворил частично: обязал продавца передать Бакуну оригинал ПТС, взыскал 10 000 руб. морального вреда и 5 000 руб. (№ 2-1142/2016). Отказывая в удовлетворении требования о неустойке, суд счел, что она взыскивается с продавца только в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи товара, а не документов, относящихся к нему (ч. 3 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей).
Заявитель с этим не согласился и принялся обжаловать решение. Оренбургский областной суд оставил акт в силе (№ 33-7413/2016). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 47-КГ17-8). Она пришла к выводу, что п. 3 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей устанавливает неустойку за неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю предварительно оплаченного товара, к которому с учетом положения ст. 464 ГК относятся и документы на товар. Кроме того, ВС обратил внимание, что без оригинала ПТС покупатель не может зарегистрировать автомобиль, а значит, и пользоваться, и распоряжаться им.
При повторном рассмотрении дела Оренбургский областной суд отметил, что вывод суда первой инстанции о невозможности применить к возникшим правоотношениям ч. 3 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей нельзя признать правильным. Отсутствие подлинника ПТС является недостатком переданного Бакуну товара – автомобиля, препятствующим его использованию по прямому назначению. Поэтому судебная коллегия Оренбургского областного суда отменила решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании неустойки и вынесла новое: взыскать с ООО "Автосалон "Реном" в пользу Бакуна неустойку в размере 344 839 руб. и штраф в размере 177 420 руб. – поскольку его размер напрямую зависит от размера взысканной в суде суммы (№ 33-6670/2017).
"ВС дал разъяснения о дополнительной материальной ответственности недобросовестных дилеров, что представляется законным и пригодным для использования в аналогичных спорах. Между тем наиболее частой причиной несвоевременной передачи ПТС является предбанкротное состояние самого дилера, который не рассчитался за поставленный ему изготовителем автомобиль и поэтому не получил от него ПТС. В такой ситуации потребитель может быть втянут в длительные судебные разбирательства по поводу права собственности на автомобиль, а реальное получение присужденных ему денег будет рассматриваться уже в деле о банкротстве", – сообщила адвокат АБ "Андрей Городисский и партнеры" Ольга Зеленская. Юрист гражданско-правового департамента ЮФ "Клифф" Игорь Дорохов рассказал, что по вопросу взыскания неустойки в судебной практике существуют два подхода. Первый более формальный: эта мера ответственности не предусмотрена действующим законодательством (№ 33-5550/2016; № 33-8086/2016; № 33-7176/2014.). При втором ПТС рассматривается как неотъемлемая часть автомобиля (№ 33-8889/2015). "Второй подход судов (в том числе по рассматриваемому делу) в большей степени направлен на защиту прав покупателей", – отметил Дорохов. "Считаю абсолютно верным вывод апелляции, которая указала на неправильное толкование судом первой инстанции нормы п. 3 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей. Суд первой инстанции руководствовался формальным подходом к толкованию нормы. Суд второй инстанции исправил указанную ошибку", – заявил руководитель Практики "Судебные споры и банкротство" ALTHAUS Group Андрей Бежан.
*Имя и фамилия изменены редакцией.
Это интересно
0
|
|||

Последние откомментированные темы:
-
Схема и устройство печки Audi 100
(1)
breed
,
14.08.2019
-
Что такое автоподстава на дороге, виды этого мошенничества, как распознать и избежать
(1)
276u-mons
,
05.05.2019
-
Какой салонный угольный фильтр лучше
(1)
anap-Eka-2000y
,
24.04.2019
-
Ремонт и замена печки Nissan Qashqai
(1)
dins-Tiume
,
14.04.2019
-
Что делать, если на Peugeot 406 не работает печка
(1)
slepaia
,
09.04.2019
-
Что делать, если на Peugeot 307 не работает печка, как исправить это
(1)
MaksimR-Ek
,
02.04.2019
-
Судья Сас, ставший фигурантом дела о ДТП в Ульяновске, ушел в отставку
(14)
opver
,
22.12.2018
-
Инспектор ГИБДД , подозреваемый в ДТП с летальным исходом, арестован
(24)
sekretsiia
,
10.12.2018
20251120162745