О Бесси Смит написаны тонны книг и тысячи исследований. Ничего нового, к сожалению, я добавить не могу. Поэтому, подумал и... скопипастил свою же старую публикацию с другой группы.
"Величайшая в мире певица блюза,
которая никогда не перестанет петь —
Бесси Смит
1895 — 1937"
(надпись на надгробном камне)
Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал новый, еще более грандиозный бум вокруг Норы Джонс. Все крупнейшие лейблы старательно ищут все новых и новых вокалисток, способных повторить и превзойти достижения упомянутых выше певиц. Похоже, женщины своими тонкими каблучками протаптывают джазу изрядно заросшую сорными травами тропинку к настоящему коммерческому успеху.
Ажиотаж вокруг поющих джаз дам вполне закономерно вызывает желание вспомнить: а что же было до?.. И тогда в памяти всплывают десятка два имен отличных вокалисток последней четверти века, как говорится, хорошо известных в узких кругах, поскольку их успехи оставались всецело в рамках джазового сообщества и за его границы почти не выходили. За ними же, если продолжить ретроспективу, возвышаются титанические фигуры великих джазовых певиц: Эллы Фитцджеральд, Билли Холидей, Сары Воэн. Вклад этих вокалисток в историю джаза столь грандиозен, что мы сравнительно редко пытаемся всмотреться во времена еще более ранние, в первую четверть ушедшего ХХ века. А ведь и там были прекрасные певицы, среди которых, по крайней мере одна по масштабам своего таланта не уступала самым великим. Ее звали Бесси Смит, а еще она носила гордое прозвище — "императрица блюза".
Двадцатые годы того века были счастливым временем и для Бесси Смит, и для Америки в целом. Страна вышла из Первой мировой войны заметно накачавшей экономические мускулы на военных заказах и выдвинувшейся в первые ряды мировых держав. Вплоть до "черного четверга" 24 октября 1929 года, когда рухнула нью-йоркская биржа и началась Великая депрессия, в Соединенных Штатах пили (украдкой, из-за сухого закона), танцевали и веселились. То была эпоха, которую Френсис Скотт Фитцджеральд определил словосочетанием "век джаза", уже давно ставшим нарицательным.
И так уж случилось, что с самого начала двадцатых годов блюз, а шире — и вся черная Америка, вдруг оказались в центре внимания наиболее благополучной части Америки белой. Интерес к темнокожим соотечественникам для многих был совершенно искренним и сочувственным. Правда, в двадцатые годы еще очень немногие белые осознавали свое равенство с этими людьми. Во многом их взгляд на проблемы черных американцев был взглядом сверху, с позиций своего априорного интеллектуального превосходства.
Блюзовый бум начался в 1920 году, когда увидела свет пластинка певицы Мэми Смит Crazy Blues. Этот диск неожиданно для многих стал необычайно популярным, за первый месяц после его выпуска было распродано около ста тысяч экземпляров, и вслед за открывшей Мэми фирмой OКeh Records, другие фирмы грамзаписи начали лихорадочно прочесывать города и веси в поисках темнокожих блюзовых вокалисток и записывать так называемые race records. Имена этих певиц вошли сегодня в историю американской музыки. Это и Гертруда "Ма" Рэйни, "мать блюза", как ее называли; одна из первых выдающихся исполнительниц, перенесших на сцену блюз, бытовавший до того в качестве специфичного, городского и сельского фольклора. Это и уже упомянутая Мэми Смит, и Клара Смит, и Трикси Смит (так уж получилось, что тогда одновременно работало сразу несколько не являвшихся родственницами "Кузнецовых", обладательниц одной из самых распространенных в англоязычном мире фамилий), и Айда Кокс, и Берта "Чиппи" Хилл, и Элберта Хантер и некоторые другие певицы. Но всех их, и тогда, в двадцатые годы, и в коллективной памяти историографов американской музыки затмила "императрица блюза" (такой пышный титул печатали на афишах, извещавших о концертах Бесси Смит). Ее творчество считается вершиной классического блюза двадцатых годов.
От природы певица обладала глубоким, очень сильным, низкого тембра голосом, с годами она научилась великолепно подчеркивать все интонационные оттенки блюза, блестяще владела артикуляцией. Блюз Бесси Смит — это обычно страстный, из глубины души идущий вопль тяжко страдающего человека. Сила и нежность сплетены в ее голосе неразрывно. Как отмечал Йоахим-Эрнст Берендт, именно в ее исполнении сильнее всего ощущалась связь блюза и спиричуэллс, несмотря на все тематические отличия между приземленным, говорящим иногда о самых темных сторонах жизни блюзом и обращенными к небесам духовными песнопениями. Виднейший отечественный исследователь американской музыки Валентина Конен считала, что "...по сей день ее импровизации остаются непревзойденным эталоном блюзового искусства". И позволю себе привести еще одно высказывание весьма компетентного современника и партнера Бесси Смит. Луис Армстронг так говорил о ее пении: "Едва начав петь, она сразу трогала меня до глубины души. В ее голосе и в ее технике звучания было нечто недосягаемое ни для одного другого блюзового вокалиста. Музыка была у нее в душе. Она переживала то, о чем пела. Искренность ее музыки порождена вдохновением". При этом надо добавить, что Бесси и сама сочинила немало ярких блюзов, продемонстрировав незаурядный и композиторский, и поэтический талант.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы:
candeli***@y*****.ru , 01.05.2020