Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Технология соционической диагностики. Нюансы.

Человек не равен тождественно своей модели А.
Многие вербальные и не вербальные проявления работы его психики, его реакции на те или иные воздействия могут практически не содержать типологической информации, т.е. той, анализ которой способствует при диагностике надежному выходу на тип.

Переиначив слова известного поэта можно сказать, что иногда эксперту приходится:
перелопатить "единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды
",
выдаваемой "на гора" диагностируемым.

Какой только информацией не наполнена и вербалика и невербалика диагностируемого...
Это и личный уникальный и не очень опыт (штампы, так принято!), и профессиональные навыки, и влияние психологических проблем, привычек, текущих целей и тд и тп.
Но самый глобальный "шум", мешающий разглядеть типологические особенности человека - это сознательный или неосознанный учет социальной значимости поступков, речей, проявляемых эмоций.
И это достаточно сложная задача - "отделить зерна от плевел". Поиск подходов к ее решению - часто достаточно творческий процесс, напрямую зависящий от конкретной ситуации. В этом эксперту также помогает набранный за длительный срок практический опыт. Приведу пример реального текста, написанного испытуемым по заданию эксперта.

"В четверг 10 марта, мне пришла смс рассылка о проведении акции в магазине. Мною было принято решение незамедлительно выйти из дома и пойти в магазин, пока акция не закончилась. Мне нужен был стиральный порошок и жидкое мыло. Мною была выделена определенная сумма (35 рублей). В магазине был выбор из 2-ух порошков по акции. Стоимость одного была 15 рублей за 2 кг, а 2-го 20 рублей за 1.5 кг, но шла еще одна пачка в подарок. Решила купить 2-ой вариант, т.к. на тот момент посчитала, что глупо отказываться от бонуса. Приобрела все остальное для дома и на кассе поняла, что я потратила больше 35 рублей, которые предназначались ранее для хоз. покупок (на целых 15 рулей). Иду домой и думаю, правильно ли я поступила, что потратила больше, чем планировала. Было мое решение взвешенно и рационально, что я взяла порошка больше, чем мне нужно было на данный момент? То, что купила больше товаров, чем планировала и потратила денег больше, чем изначально рассчитывала? Были ли все покупки остро необходимы сейчас или могли бы подождать?"

В данном случае испытуемая очевидно поставила себе цель показать себя 100% логиком и ни в одном слове не проколоться. Цель была реализована.
Причем подобный текст может быть реализован как логиком, так и этиком. Немного знающий соционику этик, вполне справится с этой задачей как и логик, лишь трудозатратнее и дольше.
Этот текст, поэтому я считаю лишенным типологической информации в части логики-этики. (В этом случае можно попробовать проанализировать другие типологические проявления, но уже это другая тема.)
Понятно, что не каждый испытуемый ставит перед собой подобные цели, не каждому так скрупулёзно и добросовестно удается их достичь.
Но данный пример показывает возможное влияние на вербалику клиента только одной из перечисленных составляющих информационного шума: ЦЕЛЕЙ КЛИЕНТА. А они бывают такие РАЗНЫЕ ..., причем не всегда осознаваемые, те не ставящие напрямую задачу усложнить работу эксперту.
Представленный текст - это вполне себе РЕАЛЬНЫЙ пример, взятый из нашего архива.

Один из вариантов решения этой проблемы.
Выслушав такой текст эксперт-профессионал обычно, взяв за основу одно из слов или предложений, задает вопрос:
"Да? /Вы так считаете? / это любопытно и т.п., Расскажите об этом по подробнее".
И так до тех пор пока человек не начнет рассказывать о какой бы то ни было РЕАЛЬНОЙ (не гипотетической) ситуации, но своим языком.
Иногда цель может появиться непосредственно в процессе диагностического интервью. Например, если вопрос эксперта оказался как-то связан с какими-либо неприятными воспоминаниями испытуемого. В этом случае эксперту важно не пропустить изменение эмоционального настроя испытуемого и как можно быстрее изменить тему. Иначе он будет выслушивать искусственные речевые конструкции, подобные приведенной.
Из плена стереотипов

Это интересно
0

19.03.2022
Пожаловаться Просмотров: 238  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены