"Я был так горяч, как перечная похлебка"
Для людей не погруженных в блюз имя МакКинли Морганфилд ничего не говорит. Это примерно так же, как у непосвященных, имя Фарух Булсара вызывает искреннее удивление при упоминании группы "Queen". Но, мы не о рок музыке, мы о блюзе.
Мадди Уотерс – человек, ответственный за появление не только «электрического», чикагского блюза (он же «городской блюз»), но и, без сомнения, за то, что имеем Чака Берри, Rolling Stones, Боба Дилана, Джими Хендрикса – то есть, собственно, рок-н-ролл. Это тот случай, когда можно со всей ответственностью заявить: не будь Уотерса – не было бы у нас никакого рок-н-ролла. А если бы и был, то звучал бы он совсем по-другому. Несомненно, Мадди Уотерс – один из наиважнейших для зарождения рок-музыки персонажей. Как говорят немцы: «наслаждаться, стоя на коленях»!
МакКинли Морганфилд родился 4 апреля 1915 года в небольшой деревушке Роллинг Форк, расположившейся на берегу реки Миссисипи. В три года он потерял свою мать, и дальнейшим воспитанием мальчика занималась бабушка, с которой он переехал в Кларксдейл. Как гласит легенда, именно от бабушки маленький МакКинли получил первую часть своего прозвища ("muddy" – англ. "грязнуля"). В семь лет Морганфилд начал играть на губной гармошке и к 13 годам так хорошо справлялся с этим делом, что стал завсегдатаем пикников и местных вечеринок. Примерно в этот период МакКинли переименовался в Мадди Уотерса, и эта кличка прилипла к нему на всю жизнь.
На становление вкусов Уотерса повлияли, прежде всего, такие исполнители как Роберт Джонсон, Чарли Пэттон и Сон Хаус, и когда парень в 17 лет обзавёлся гитарой, он первым делом перенял у них технику игры слайдом, впоследствии выработав на этой основе свой собственный стиль. Также Мадди очень хорошо овладел пением, сделав акцент на экспрессивной подаче материала.
Несколько лет музыкант выступал на различных местных мероприятиях, а в 1941 году на него наткнулся собиратель фольклора Алан Ломакс, сделавший первые записи Уотерса (вообще-то Ломакс искал Роберта Джонсона, не зная, что тот уже умер). В 1943-ом Мадди перебрался в Чикаго где устроился работать на завод. Несмотря на трудные времена, он не бросал музыку и по мере возможности выступал в барах и тому подобных местах. Постепенно его аудитория увеличивалась, на Уотерса начали обращать внимание продюсеры, и в 1946-ом блюзмен сделал записи для Columbia Records (оставшиеся, правда, неизданными). Более удачный альянс сложился у Мадди с фирмой Aristocrat (будущей Chess).
Переворот, который Мадди совершил в блюзе, готовился в клубах. Мадди оказался на самом острие музыкального подъема, рождавшегося в забегаловках негритянского гетто, и именно он впервые влил в медлительный блюз Дельты кипящую энергию послевоенного Чикаго. При этом он не просто перенес уже сложившийся стиль на новую почву: Мадди коренным образом изменил как состав инструментов, так и отношения внутри группы. Вместо скрипки и мандолины, он ввел пианино и губную гармошку - это уже был совершенно другой звук. Кроме того, в противовес стандартной схеме "лидер - аккомпанирующий состав" все музыканты трио Мадди Уотерса были равноправны, по очереди солируя и подыгрывая друг друг.
В то же время Мадди продолжал расти как гитарист и постоянно экспериментировал в поисках собственного стиля. Он пробовал играть и пальцами, и слайдом, и, в конце концов, предпочел слайдовую технику, дополнив ее некоторыми элементами пальцевой. В Миссисипи так играть не умели. С помощью нового звука Мадди удалось приспособить традиционный блюз к жестким реалиям городской жизни. Огромную роль тут сыграло электричество: для группы Мадди Уотерса подзвучка означала не просто удобную возможность перекрыть шум, царящий в негритянских барах. Теперь их музыка звучала громко, жестко, соответствуя настроению публики - чернокожих обитателей трущоб, чья жизнь проходила в постоянной борьбе. Надо заметить, что следующий прорыв в музыке, связанный с разработкой электрического звука, будет сделан только через двадцать лет Джими Хендриксом.
Мадди Уотерс был не одинок в своих экспериментах. Первыми в этом направлении пошли гитаристы Чарли Кристиан (Charlie Christian) и Аарон Уокер (Aaron "T-Bone" Walker), а за ними вслед: Кларенс Браун (Clarence "Gatemouth" Brown), Эдди Джонс (Eddie "Guitar Smith" Jones), Вилли Джонсон (Willie Johnson), Би Би Кинг и другие. Спрос на новую музыку рос быстро, однако звукозаписывающие компании, как крупные - Columbia и RCA, - так и независимые, не проявляли к ней никакого интереса. Образовался вакуум, заполнить который рискнула только фирма "Аристократ" - и вошла в историю.
Записанный в 48-м году диск Мадди продолжал продаваться как в Чикаго и Детройте, так и на негритянском Юге. Он пользовался спросом, хотя лаконичные аранжировки песен ничуть не напоминали богатый и разнообразный звук его нового бэнда. Небольшой бар, где они играли по вечерам, с их помощью удвоил доходы, и трио Мадди Уотерса заинтересовались более престижные клубы. Состав собирал полные залы... Благодаря этой и последующим пластинкам Мадди завоевал огромную популярность, обогнав и Джимми Роджерса, и Литтл Уолтера. В его группе все были звездами, но в это время Мадди все увереннее выдвигается на роль фронтмена. "Это я сделал Чикаго столицей блюза, - заявлял он. - Стоило записать несколько пластинок, как на меня стали собираться толпы народа, и всегда набивался полный зал". Однако, несмотря на головокружительный успех, Мадди еще не был готов бросать основную работу: "Я работал шесть дней в неделю и играл каждый вечер, - вспоминает он. - Зарабатывал я тридцать восемь или сорок долларов в неделю, а за вечер получал пять - выходило всего тридцать пять". Он продолжал доставлять покупателям жалюзи, пока не записал пару настоящих хитов. Электричество и новый ритмический рисунок помогли Мадди выработать свой фирменный звук и сделать блюз более жестким и энергичным: "Я взял старую музыку и сделал ее современной. Музыка хороша, пока она живая... Я пою то же, что и старики, просто мы выдаем больше драйва".
Одним из его горячих поклонников был, например, юный Би Би Кинг. "Я всегда считал, что Мадди Уотерс - отец всего чикагского блюза", - говорит он. В первый раз он увидел своего кумира в 1949 году, в чикагском клубе. Начинающий музыкант, он и подумать не мог о джеме: "Я испугался. Какое там! Для меня он был чем-то вроде члена королевской семьи. Потом мы даже подружились, но тогда… выйти вместе с ним на сцену… ни за что!" Своей энергией Мадди Уотерс мог зажечь целые толпы, и хотя как гитарист Би Би Кинг не стал подражать Мадди, а выработал свой собственный стиль, Мадди был его учителем в том, что касается самого духа блюза: искренности и свободы выражения своих чувств. Впоследствии Би Би Кинг умел точно так же покорять аудиторию,как и Мадди...
В 1952 году блюз полей Дельты, предельно наэлектризованный жестким ритмом городских улиц, превращался в новое понятие - чикагский блюз. В примитивной студии "Chess Records", в подсобке клуба, круглые сутки кипела работа. Мадди Уотерс отобрал для своего постоянного состава лучших из лучших. Их имена теперь такие же легенды, как он сам. Гитарист Роберт Джонсон (Robert Johnson), пианист Отис Спэнн (Otis Span) и великолепная плеяда гармошечников - Литл Уолтер (Little Walter), Джеймс Коттон (James Cotton) и Джуниор Уэллс (Junior Wells). Так на задворках ночного клуба, на 33 Street, был рожден прославленный чикагский саунд. Или, если хотите, современный электрический блюз.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: